За грехи отцов. Почему Украине не стоит больше одалживать у своего Нацбанка

Идея занять недорого, а расплатиться позже и дешевле не покидает украинских чиновников. Почему это плохо?
Фото: УНИАН

Кабинет Министров Украины утвердил условия репрофайлинга, выпущенных им облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) и принадлежащих на данный момент НБУ, который пока не спешит соглашаться на условия правительства. О чем, собственно, спор?

Простыми словами, речь идет о замене дорогих краткосрочных государственных долговых обязательств, выкупленных в свое время Национальным банком, на более долгосрочные и дешевые ценные бумаги.

В процессе обмена 120 выпусков ОВГЗ с погашением в 2017-2030 гг., с средневзвешенной доходностью 12,85%, номиналом 221,6 млрд грн, будут заменены на 40 новых выпусков государственных облигаций, которые должны быть погашены в 2025-2047 гг.

Показатель доходности новых выпусков будет существенно сокращен. Планируется плавающая ставка: уровень инфляции за прошлый год плюс премия в 1,5%. Как известно, в ближайшие годы планируется снижение инфляции до уровня 6-8%, то есть доходность новых выпусков ОВГЗ не будет превышать 10%. А в случае дефляции составит и вовсе 1,5% в год.

Казалось бы, дело вполне логичное. Зачем перекладывать государственные деньги из одного кармана в другой, если можно зашить карман на несколько лет и не утруждать себя бессмысленными действиями

Но не все так просто, как может показаться на неискушенный взгляд...

Что скажут профи

Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц в своей работе "Цена неравенства" указал на признаки системы, порождающей неравенство для его участников: истинную информацию знает ограниченное количество лиц; большинство участников не могут застраховать свои риски; наличие экстерналий. Под последними ученый полагал последствия финансовых решений, которые принимаются небольшой группой лиц, но последствия которых и побочные эффекты, порожденные этими решениями, влияют на большинство остальных участников, многие из которых даже и не догадываются о том, что происходит в реальности.

В Украине такими экстерналиями стали "алхимические" опыты, проводимые Минфином совместно с НБ, над субстанцией государственных финансов

 Пытаясь создать "философский камень" в бюджетной сфере, дарующий вечную "политическую жизнь", наши последователи Николя Фламеля так и не сумели добыть золото из ртути, зато отравили парами последней все живые клетки экономического организма. А также изменили основные параметры нашей обыденной жизни, не уведомив "подопытных" о предстоящем эксперименте.

Истоки репрофайлинга стоит искать в печально известном постановлении КМУ от 4 августа 2014-го, под номером 302. В экспертных кругах этот документ небезосновательно нарекли "похоронкой" гривни и "черным вестником" галопирующей инфляции в 2014-2015 гг. В соответствие с данным постановлением, было принято решение увеличить уставный капитал компании "Нафтогаз Україна" на 63 млрд грн путем выпуска ОВГЗ на указанную сумму сроком на 10 лет под 14,3% годовых. Государственные облигации планировалось продать и за счет полученных средств, зарезервировать $3,1 млрд на счетах компании.

Естественно, в августе 2014-го найти желающих покупать государственные облигации было практически невозможно, поэтому почти весь выпуск ценных бумаг был выкуплен НБУ. Но если бы дело ограничилось только одной этой транзакцией, последствия были бы не такими катастрофическими. Но попробовав лишь один раз, у чиновников началась настоящая финансовая ломка и пришлось повторять еще и еще. 

По такой же схеме открылось финансирование государственных банков, Фонда гарантирование вкладов физических лиц и многих других "полезных" проектов.
К чему это привело, увидим на графике:

Как видим, начиная с 2013 г., чистые требования НБУ к органам государственного управления увеличились с 145 млрд грн в декабре 2013-го до 362 млрд грн в марте 2017-го. Причем основная сумма увеличения портфеля НБУ пришлась на 2014-2015 гг. Именно сформированные в тот период обязательства правительства перед Национальным банком и собираются "репрофайлить".

Но репрофайлинг - это лишь первая степень эрозии системы государственных финансов за последние годы. Есть и вторая

Фонд гарантирования вкладов физических лиц намерен обратиться к правительству и НБУ с просьбой реструктуризировать порядка 59,56 млрд грн, которые фонд привлек у Минфина и НБУ для выплаты компенсаций по утраченным депозитам физических лиц в банках-банкротах под 9,99-12,5% годовых. Как заявил директор-распорядитель фонда Константин Ворушилин, в ФГВФЛ рассчитывают на ставку, которая будет "немного дешевле", чем доходность ОВГЗ в портфеле Нацбанка после репрофайлинга. Хотя казалось бы, куда еще дешевле....

Но и вторая степень "финансового ожога" не будет окончательным диагнозом для системы государственных финансов. Обратите внимание на предыдущий график. Если, начиная с 2016 г., динамика прироста требований НБУ к органам государственного управления застыла в диапазоне 340-360 млрд грн, то примерно в этот же период начинается волнообразный рост требований к государству со стороны банков. Если в декабре 2013-го они составляли 95 млрд грн, а на протяжение 2015-го практически не изменялись (100 млрд грн на декабрь 2015 г.), то уже в 2016-м новый финансовый "торнадо" был практически полностью сформирован: в августе прошлого года сумма требований банков к государству увеличилась до 177 млрд грн. Почему контрольная точка была взята именно по состоянию на август 2016-го? 

Потому что в этом периоде еще не сработал фактор национализированного Приватбанка

Несмотря на это, наблюдаем резкий скачок обязательств государства перед банкам, почти на 77 млрд грн!  Ну, а когда фактор "Привата" вошел в нашу жизнь, сумма обязательств государства перед банками возросла до 297 млрд грн, вплотную приблизившись к размеру аналогичного портфеля НБУ.

Много это или мало? Применительно к бюджетным параметрам на 2017 г. - сумма указанных выше обязательств составляет более 41% годовых доходов государственного бюджета Украины.

Эта тенденция особенно ярко видна на представленном графике: рост обязательств банков к органам государственного управления в 2016 г. составил 169 млрд грн! Цифра настолько невероятная, что в нее просто не хочется верить. Вот, когда государство в полной мере ощутило "преимущества" банковской системы, в которой более 50% составляют государственные банки. Тут даже возможности НБУ не нужно в полной мере использовать. И эти люди называли коммерческие банки - пылесосами... Часть прироста приходится на ОВГЗ, внесенные в уставные капиталы государственных банков. Эти ценные бумаги будут со временем монетизированы и уровень обязательств государства перед банками существенно сократится.

Но не стоит слишком обнадеживаться. В реальный сектор экономики средства, полученные от монетизации ОВГЗ, вряд ли попадут. Возможно, какая-то часть "перетечет" в государственные компании в виде кредитов. Но значительная доля опять-таки будет вложена в те же самые ОВГЗ. И после временного сокращения объем обязательств государства перед банками вновь увеличится, тем более что первую скрипку здесь играют вполне "ручные" государственные банки.

На графике показано распределение портфеля ценных бумаг на продажу, учитываемого банками (не считая корпоративных облигаций, там в значительной степени присутствуют государственные ценные бумаги). Как видим, из общего портфеля ценных бумаг на продажу в размере 247 млрд грн большая часть, а именно 215 млрд грн, принадлежит государственным банкам (более 30% их активов). В то же время банкам с иностранным капиталом - только 19 млрд грн (5% активов), украинским банкам - 13 млрд грн, или 8% их активов.

Диаграмма показывает доли государственных банков в принадлежащем им портфеле ценных бумаг на продажу. Больше всех ценных бумаг принадлежит Ощадбанку - 71 млрд грн. За ним расположились: Приватбанк - 64 млрд грн, Укрэксимбанк - 52 млрд грн и Украгазбанк - 28 млрд грн (у этого банка доля ценных бума в структуре активов составила 45%).

Может ли государство выполнить свои обязательства перед банковским сектором на 300 млрд грн, тем более что эта цифра, скорее всего, будет увеличиваться?

В 2016 г. на фоне ускорения экономического роста (позитивная динамика ВВП, промышленного производства) наблюдалось сокращение обязательств государства перед банками и незначительное увеличение перед НБУ.

Но усиление негативных тенденций в экономике в 2017-м, скорее всего, заставят НБУ и Минфин вновь запустить любимый механизм по удовлетворению бюджетных "хотелок". Повышения пенсий, минимальных зарплат, финансирования строительства дорог и т. д.

Вообще схемы с ОВГЗ идеально подходят для финансирования госбанков и госкомпаний, типа "Нафтогаза", зерновой компании, дноуглубления Дуная и т.п. Там не нужно вносить изменения в бюджет - просто выпускай ОВГЗ и "монетизируй", когда деньги нужны ...

Подобное жонглирование государственными финансами в 2014-м привело к трехкратному обесцениванию национальной валюты и росту потребительской инфляции более чем на 80% по итогам последних трех лет...

Обязательства государства перед банками (даже государственными) нельзя "репрофайлить" и очень опасно реструктуризировать. Почему так важно погашать обязательства государства даже перед НБУ?

Сотни миллиардов гривень, напечатанных по щелчку чиновника, - это мегатонны инфляционной воды, вылитой в реальный сектор экономики и в нашу повседневную жизнь

Эта "вода" превратила цветущий палисадник в грязное болото. И теперь есть только один выход - высушить его. Только тогда, когда правительство научиться увеличивать доходы бюджета и решать проблемы его дефицита без печатного станка - экономика начнет выздоравливать. А если правительство научиться "отжимать" вылитую "попередниками" инфляционную воду, тогда мы увидим не только рост экономики, но и укрепление гривни, и снижение инфляции. Хотя бы до уровня стран-соседей. И самое главное: только тогда, когда Минфин наконец вынужден будет вовремя отдавать взятые в долг средства (пусть даже одолженные у НБУ и банков), он навсегда забудет старую алхимию по превращению "ртути" государственных облигаций в чье-то вполне осязаемое "золото"...