За что Насиров отправил главного таможенника страны в крымский санаторий
В Государственной фискальной службе разгорелся скандал. Новая команда, едва проработавшая четыре месяца, окончательно разругалась. Зампредседателя ГФС Константин Ликарчук, выступая на заседании парламентского антикоррупционного комитета, обвинил своего руководителя Романа Насирова в коррупции на таможне. В ответ Насиров отобрал у Ликарчука все полномочия в ведомстве, оставив в управлении лишь один санаторий в Крыму. И заявил журналистам, что назначение Ликарчука было "политической ошибкой, которую нужно быстрее исправить". "Господин Ликарчук оказался не в состоянии выполнять функции ни заместителя главы, ни руководителя направления, которое изначально было ему отведено. Я подал материалы касающиеся, как я считаю, его коррупционной деятельности в правоохранительные органы", - заявил Насиров. Он также сообщил, что направил премьер-министру и министру финансов прошение об увольнении своего зама.
О том, что в ГФС не все спокойно, стало известно не вчера. Константин Ликарчук, отвечающий за таможенное направление в службе, в интервью и комментариях для СМИ неоднократно обвинял и правительство, и свое непосредственное руководство в промедлении с реформами. Кроме того, чиновник настаивал на отделении таможни и налоговой службы, вплоть до создания самостоятельных ведомств. После решения Насирова отобрать у Ликарчука все таможенные департаменты, ситуация явно вышла за рамки субординации. В четверг вечером на своей странице в Facebook Ликарчук сообщил, что еще в июне Насиров был на чартерном рейсе из Баку в Киев. "Интересно, кто заплатил за этот перелет и сколько?", - явно намекнул на коррупцию Ликарчук. А уже в пятницу и вовсе появились посты с описанием коррупционных схем на таможне и прямыми обвинениями руководства ГФС в "крышевании" этого бизнеса.
Несмотря на скандал, в правительстве предпочитают не вмешиваться в ситуацию. На заседании Кабмина неделю назад премьер-министр Арсений Яценюк, выразив недовольство работой Ликарчука, анонсировал грядущие увольнения в руководстве таможни, но этим все и ограничилось. Хотя формальный повод отстранить вышедшего из-под контроля таможенника у правительства есть. В августе против замглавы ГФС начали служебное расследование, поводом для которого послужила несогласованная с Насировым поездка в Ровно на местный бизнес-форум. Но и Яценюк, и министр финансов Наталья Яресько прекрасно понимают, что увольнение только Ликарчука вызовет массу вопросов. Особенно после череды громких заявлений замглавы ГФС в прессе о бездействии правительства. Сейчас это будет выглядеть как увольнение неугодного власти чиновника, сделавшего вызов системе, что совсем не выгодно правительству.
Пикантности нынешнему скандалу добавляет тот факт, что назначению нового состава руководителей ГФС предшествовал публичный конкурс. По его завершении многие участники и эксперты из общественных организаций намекали на непрозрачность процедуры отбора, которая якобы изначально была нацелена на победу Насирова - креатуры главы НБУ Валерии Гонтаревой. И, по сути, нынешнее положение дел бросает тень на тех, кто принимал окончательное решение об утверждении на должность Романа Насирова и его людей. Ведь если глава ГФС шел работать в службу со своей командой, то почему теперь скандал выставили на публику. Если же Ликарчука Насирову навязали, и он не смог найти общий язык с подчиненным, значит, спрашивать нужно с тех, кто такие кадровые решения принимал.
Если скандал не замнут, увольнение Ликарчука все-таки станет наиболее вероятным развитием событий. Тем более что формальный повод уже есть. При этом источники в аппарате Кабмина уверяют, что даже в таком случае больших кадровых перестановках в ГФС пока не будет. Ведь Насиров по-прежнему пользуется доверием и министра финансов, и главы правительства. По крайней мере, в отличие от Ликарчука, Насиров не позволяет себе инакомыслия в публичных выступлениях. И что самое главное, нынешнее руководство ГФС справляется с выполнением плана налоговых поступлений. Именно этот показатель еще в июне Арсений Яценюк обозначил в качестве одного из главных критериев, по которым будет оцениваться работа Насирова на новой должности.