Юлия Данкова: С началом войны Метинвест отказался от налоговых льгот. Эти средства необходимы Украине, чтобы бороться за Победу
Финансовый директор Группы "Метинвест" о перестройке бизнеса, поддержке громад и динамике налоговых платежей
В рамках спецпроекта "Налоговый щит" "ДС" рассказывает о компаниях, которые, несмотря на все вызовы времени, развивают бизнес в Украине и делают большие отчисления в пользу государства, а значит — на украинскую армию, ведь все внутренние финансовые ресурсы идут на безопасность и оборону. Сегодня говорим с Юлией Данковой из "Меинвеста" — группы компаний, которая понесла едва ли не самые существенные потери от боевых действий, но остается в топе крупнейших налогоплательщиков.
— В результате войны разрушена часть мощностей Группы и чрезвычайно затруднен экспорт металлопродукции. Впрочем, Метинвест остается одним из крупнейших налогоплательщиков в стране. Как удалось стабилизировать работу? Улучшается ли динамика производства и продаж?
— Действительно, в результате войны Метинвест потерял контроль над двумя крупными комбинатами в Мариуполе и приостановил производство в Авдеевке. Эти и другие вызовы, которые мы продолжаем преодолевать, заставили нас перестроить бизнес, чтобы выжить.
В первую очередь мы обеспечили возможность своим иностранным предприятиям действовать обособленно, поскольку вертикально интегрированная структура была нарушена. Ведь до войны мариупольские комбинаты поставляли на наши прокатные заводы за рубежом полуфабрикаты, а из США в Украину шел угольный концентрат. Сейчас активы Метинвеста в Италии, Великобритании и США ведут деятельность как самостоятельные предприятия. Угольные шахты в США переориентировали продажи продукции на внутренний и экспортные рынки, а прокатные заводы покупают полуфабрикаты на открытом рынке.
Также мы позаботились о сотрудниках, которые обеспечивают производственный процесс. Все предприятия имеют бомбоубежища, укомплектованные для длительного пребывания людей. В укрытиях есть вода, еда и лекарства.
Черноморские порты Украины, через которые традиционно экспортировалось сырье и металлопродукция в Азию и Европу, заблокированы россиянами. Поэтому мы выстроили логистические цепи заново. Сейчас поставляем сырье в европейские страны по железной дороге, а по морю отгружаем продукцию из восьми европейских портов в Польше, Хорватии, Румынии. Весь экспорт металла компания полностью переориентировала на европейский рынок.
Что касается производства, сейчас наши металлургические предприятия загружены на 65-75% мощности, а горно-обогатительные комбинаты — на 35-40%. В I полугодии 2023 г. Метинвест произвел более 1 млн т стали, 4,75 млн т железорудного концентрата и более 3 млн т угольного концентрата.
— Что касается налоговой нагрузки, как она изменилась по сравнению с довоенными временами? Какова динамика и главные факторы ее изменений?
— 2021 г. был для Метинвеста очень удачным с точки зрения производства и финансовых показателей. Поэтому мы смогли создать определенный запас прочности, который помог компании пережить первые месяцы войны. Группа в 2021 г. перечислила в бюджеты всех уровней в Украине 52,7 млрд грн налогов и сборов, в том числе почти 33 млрд грн налога на прибыль.
Конечно, нынешние объемы налогов далеки от довоенных показателей. Ведь мы потеряли мариупольские комбинаты — а это почти 50% украинского производства и экспорта металла. Также приостановил работу Авдеевский коксохимический завод. К тому же вывоз железорудного сырья чрезвычайно усложняет блокада портов. Это все отражается на налоге на прибыль.
В то же время есть определенная положительная динамика по налогу с доходов физических лиц. В III квартале текущего года компания увеличила выплаты на 12% по сравнению с предыдущим кварталом. Это стало следствием того, что даже в условиях войны Метинвест смог выплатить сотрудникам частичные премии за прошлый год, а также этим летом ввести возможность получения 25%-й командной премии для работников производственных и ремонтных предприятий в Украине.
— Известно, что экспорт железной руды из Украины существенно сокращается. Какова при этом динамика рентных платежей Метинвеста?
— Да, по сравнению с металлопродукцией, ситуация с железной рудой намного хуже. По причине военных действий летом 2022 г. приостанавливали и впоследствии возобновили добычу руды Ингулецкий и Северный ГОКи, а также совместное предприятие Южный ГОК.
Из-за невозможности вывозить железорудное сырье морем мы вынуждены значительно уменьшить загрузку наших криворожских ГОКов. Сейчас экспорт сырья осуществляется через западные пограничные переходы к потребителям в Европе и далее к европейским портам, но общие объемы экспорта значительно ниже, чем в довоенное время.
Расстояние до портов ЕС втрое больше расстояния до черноморских портов Украины. А это означает подорожание логистики в 4-6 раз против довоенных показателей.
На этом фоне динамика рентных платежей снижается. Если в 2022 г. Метинвест заплатил за пользование недрами 3,2 млрд грн, то за 9 месяцев этого года — 1,5 млрд грн. В частности, плата за добычу железной руды за январь-сентябрь 2023 г. составила 184 грн за тонну.
— Ваш бизнес связан с конкретными городами и громадами. На какую сумму Группа пополняет местные бюджеты? Пользовались ли вы налоговыми льготами? И как в целом помогаете городам присутствия?
— Предприятия Метинвеста всегда заботились о громадах, в которых работают, и сейчас мы продолжаем это делать. С начала войны несколько изменились приоритеты. Если раньше мы направляли средства на социальную инфраструктуру, образование, спорт и культуру, то сейчас поддерживаем армию, оказываем гуманитарную помощь, и, конечно, заботимся о сотрудниках и громадах.
Несмотря на боевые действия, мы смогли эвакуировать из городов своего присутствия, Мариуполя и Авдеевки, около 20 000 человек. Компания подготовила для переселенцев временный приют, обеспечивала продуктами питания, продуктами первой необходимости и лекарствами.
Сейчас в нашем фокусе — физическая и психологическая реабилитация, реинтеграция в общество ветеранов, возвращающихся с войны, а также переобучение и трудоустройство.
С начала полномасштабного вторжения компания отказалась от налоговых льгот, на которые имеет право по законодательству, и платит налоги в полном объеме. Ведь мы понимаем, что эти средства сейчас нужны громадам и стране в целом, чтобы бороться за победу. За 9 месяцев текущего года Метинвест пополнил бюджеты шести городов присутствия более чем на 2 млрд грн. В частности, Кривой Рог получил 750 млн грн налогов, Запорожье — 640 млн грн, Каменское — 524 млн грн, Покровск — 242 млн грн, Авдеевка — 9 млн грн.
С первых дней войны мы помогаем силам обороны Украины сдерживать россиян. Метинвест наладил производство стальных изделий для нужд фронта и стал одним из крупнейших среди частного бизнеса страны донором украинской армии. На поддержку государства и его граждан уже направлено почти 4 млрд грн, из которых 2 млрд грн — на нужды армии.
— Есть позитивные новости, что по Черному морю начали перевозить не только зерно, но и металлопродукцию. Чего ожидать украинскому ГМК в ближайшем будущем? К каким изменениям готовится Метинвест?
— После выхода из украинских портов первых судов с зерном и металлом действительно появился осторожный оптимизм, что полноценное восстановление экспорта возможно. Наши военные и профильное министерство долго работали, чтобы это могло произойти. Но это еще не стабильный маршрут, мы не можем на него рассчитывать. И государство вместе с бизнесом должно еще приложить большие усилия для того, чтобы этот временный коридор стал полноценным маршрутом.
Восстановление морского экспорта особенно важно для горной промышленности. До полномасштабного вторжения России в Украину основной объем экспорта железорудного сырья шел морем в Китай через порты "Черноморск", Одесский и "Южный" и только 10% — в Европу. Поэтому нет другого выхода, как открывать эти порты. С открытием портов Черного моря можно говорить о значительном увеличении объемов перевозок, но важным фактором будет доступность и стоимость флота и портовых мощностей.