• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

Фирташ "в заложниках". Смогут ли россияне прихватить рынок украинских удобрений

Кипрские и украинские компании группы Дмитрия Фирташа Ostchem находятся в залоге у российского "Фонда промышленных активов". Что это значит для олигарха и украинского рынка, особенно сегмента минудобрений, от которых зависит наш агросектор?

Дмитрий Фирташ
Дмитрий Фирташ
Реклама на dsnews.ua

Бизнес Фирташа в залоге

Активы украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа, связанные с производством и дистрибуцией минеральных удобрений, теоретически могут попасть под контроль российских государственных структур. Как сообщил российский информационный ресурс РБК, в залоге у некоммерческой организации "Фонд промышленных активов" находятся акции кипрских компаний Alandero Investments (владеет портом "Ника-Тера"), Ostchem Distribution, Ostchem Enterprises, Ostchem Holding Limited, Ostchem International, Ostchem Investments, Ostchem Resources, Ostchem Ventures, PLG UA Limited, Spodola Ventures.

Но кроме этого, в залоге у российской госструктуры есть и акции украинских предприятий, которые занимаются производством удобрений: "Северодонецкое объединение "Азот", ПАО "Азот", "Ровноазот", "Стирол", и эстонский производитель удобрений Nitrofert AS. Также речь идет о трейдинговых компаниях, занимающихся поставками удобрений с заводов Ostchem: швейцарской NF Trading AG и украинской "Украгро НПК". В добавок к этому, утверждает РБК, в залоге оказался и принадлежащий компаниям Фирташа газ стоимостью почти 100 млрд рублей ($1,3 млрд).

"Фонд промышленных активов" был основан российской госкорпорацией ВЭБ.РФ, после стал независимым. В него передавались, в частности, проблемные кредиты, которые ВЭБ выдавал до 2014 г. для покупки акций и финансирования украинских металлургических предприятий, в том числе — на Донбассе. Речь, возможно, идет о холдинге "Индустриальный союз Донбасса", основные активы которого остались на неподконтрольной Украине территории.

РБК сообщает, что в 2016 г. ВЭБ и Газпромбанк продали Фонду промышленных активов права требования по украинским кредитам, но покупка была профинансирована за счет кредитов тех же ВЭБа и Газпромбанка. В 2019 г. фонд практически не обслуживал эти кредиты, в связи с чем российские СМИ допускают, что он теоретически может обратиться в суды с целью взыскать залоги по кредитам, в качестве которых выступают перечисленные акции кипрских и украинских компаний, а также газ.

Пока что только шум

Насколько правда то, что активы украинских производителей удобрений оказались в залоге у российских структур, сказать сложно. "Группа не комментирует коммерческие условия по кредитованию наших бизнесов", — отметили в Group DF, в которую входит холдинговая компания Ostchem. 

Реклама на dsnews.ua

Юристы, к которым "ДС" обратилась за комментарием о вероятности перехода активов Фирташа российским структурам, затруднились с ответом. Однако исполнительный директор Союза производителей, импортеров и трейдеров агрохимии Мария Беззубова отметила, что вопрос о возможном переходе прав на активы, которые указаны в кредитной документации, очень сложный. "А учитывая то, что управление собственностью можно осуществлять и без прямого перехода прав на активы, информационный шум вокруг этого вопроса является скорее признаком отсутствия планов на прямой переход активов группы под иное управление", — сказала она.

Риски для аграриев

Большой угрозы для украинского химпрома пока что не видит и собственник специализированного информагентства "Инфоиндустрия" Дмитрий Гордейчук, даже несмотря на то, что, по его словам, украинский агробизнес в последние два года стал очень зависим от Группы Ostchem — ее доля увеличилась до 75-80% во всех видах удобрений. "Если заводы перейдут в формальную собственность российской НКО (т.е. Фонда промышленных активов, — ред), это не станет помехой для их работы, так как в Украине успешно работают структуры, которые косвенно связаны с крупным российским бизнесом, и это не мешает им зарабатывать", — сказал он.

Здесь, кстати, стоит напомнить, что не только заводы Фирташа, но и "Днепроазот" Игоря Коломойского, ОПЗ и некоторые другие предприятия в Украине выпускают минудобрения.

Нет, по мнению Дмитрия Гордейчука, и угрозы для украинского агробизнеса. "Украинский агробизнес ничего не потеряет, если заводы будут стабильно работать. Я уверен, что ценовая политика может измениться лишь в сторону сближения с экспортными ценами, плюс какая-то межсезонная стабильность", — сказал он.

Но это если рассматривать экономику как таковую. А ведь есть очень важный нюанс: Россия — это не обычный торговый партнер. По словам Гордейчука, если указанные активы перейдут в собственность россиян, участие их менеджмента в работе компаний и поставки российского сырья на предприятия (для производства удобрений используется природный газ) скрыть не удастся.

"Можно ожидать санкции со стороны Верховной Рады Украины, которые будут больше направлены против вывода денег за рубеж, на блокирование внешнего управления и на персональные санкции к менеджерам. И в Украине еще есть Антимонопольный комитет. Он, конечно, может и куплен с потрохами, но тут начинается политика, и этот инструмент может выстрелить, как палка стреляет раз в году", — сказал эксперт.

А можно предположить, что политика действительно "начнется", поскольку зависимость от россиян в таком важнейшем сегменте очень опасна для украинского АПК и экономики в целом.

Разделить пока не получилось

Кстати, об Антимонопольном комитете Украины (АМКУ) — в сентябре 2019 г. он принял решение принудительно разделить группу компаний Ostchem в части производителей азотных минеральных удобрений и оштрафовать одну из компаний группы на 107 млн грн. Однако предприятия Ostchem обратились в суд и пока что выигрывают дело — в декабре 2020 г. Северный апелляционный хозяйственный суд признал это решение АМКУ незаконным.

Следует напомнить, что вопрос о разделении Ostchem инициировал прежний председатель АМКУ — Юрий Терентьев. После прихода к власти президент Владимир Зеленский и его большинство в Верховной Раде сменили руководство комитета.

В то же время Мария Беззубова отметила, что как минимум 2020 г. группа компаний Ostchem отработала стабильно, наблюдаются признаки ее серьезной внутренней перестройки и оптимизации. А тот факт, что группа доминирует на украинском рынке азотных удобрений даже без административного лоббизма по квотированию импорта, говорит о потенциале дальнейшего ее расширения.

Но если россияне таки войдут в управление "азотным" бизнесом, который сейчас принадлежит Ostchem, то может начаться переформатирование рынка удобрений, критически важного для украинского агросектора.

    Реклама на dsnews.ua