На пару долларов больше. Почему в мире убивают за минимальную зарплату
С 1 января в Украине повысился минимальный уровень заработной платы до 4173 грн, и такие прибавки к жалованию - мировой тренд. Посмотрим, где это несет позитив, а где нет.
Кровь, многомиллионные демонстрации, остановка работы целых отраслей, триумф популизма и даже теоретическое переосмысление значимости минимального оклада сопровождали такую, казалось бы, привычную процедуру, как ежегодная надбавка пары долларов к заработку самого низкооплачиваемого работника. Даже наиболее развитые экономики не смогли избежать трудностей с повышением минималки.
Восстание афро-азиатского пролетариата
Объединение индийских профсоюзных организаций с гордостью сообщило, что ему удалось вывести 8-9 января на улицы городов 200 млн работников. А это чуть меньше половины всех занятых на рынке труда (520 млн чел.) второй наиболее густонаселенной страны мира. Повышение минимальной зарплаты - одно из основных требований демонстрантов, в полной мере удовлетворить которое не в состоянии ни центральное правительство, ни руководство индийских штатов. Профсоюзы настаивают на увеличении минимального государственного оклада до $8,5/день и до $25,5/мес. для всех штатов Индии. В обоих случаях речь идет о повышении зарплат на 25-55% в зависимости от категории низкооплачиваемых работников. Около 60% индийской экономики завязано на секторе услуг, который развивался именно благодаря мизерным зарплатам. "Если поднять минималку хотя бы на пару долларов, то сектор услуг просто развалится, а безработица достигнет рекордных показателей", - считает независимый индийский аналитик Маниндер Шингари.
По похожему сценарию сегодня развивается ситуация и в Бангладеш. Более миллиона рабочих бросили швейные машинки и вышли на улицы с требованием увеличить МЗП для всех 3,5 млн работников легкой промышленности, которая обеспечивает 80% ($30 млрд) экспортной выручки страны. Правительству не удалась хитрая уловка - повысить с 1 января 2019 г. минималку на 51% - до $95/мес. только для одной малочисленной категории рабочих. Остальным категориям не осталось ничего другого, как жечь шины, возводить баррикады и драться с полицией. Местные СМИ сообщают об убитых во время столкновений с силами правопорядка. МЗП не поднималась в Бангладеш с 2013 г. Теперь, чтобы удовлетворить требования протестующих, необходимо увеличить зарплатный фонд на $1,5 млрд в год, что повлечет за собой сокращение доходов производителей одежды, налоговых поступлений в госбюджет, сокращение объемов экспорта и снижение конкурентоспособности по сравнению с соседними странами. Вьетнам (с января 2019 г. рост на 5,3%, до $180/мес.) и Камбоджа (на 7%, до $182/мес.), к примеру, избежали текстильных бунтов только потому, что повышали минималку в последние три года регулярно и понемногу.
Нигерия - еще одна страна, где демонстранты в открытом противостоянии с властями требуют повышения МЗП. Осенью прошлого года трехсторонняя комиссия, состоящая из профсоюзов и представителей центральной и региональных властей, пришла к соглашению о ее поднятии на 30% - до $89/мес. с 1 января 2019 г. Но с начала года повышения так и не произошло, что спровоцировало массовые протесты. Процесс тормозит президент страны, за которым остается последнее слово. Очевидно, он понимает, что его подпись под соглашением о поднятии МЗП автоматически обрушит промышленное производство и сферу услуг, на долю которых приходится 80% ВВП страны.
Особенностью африканской минималки является то, что она в большей степени используется как фактор политического влияния склонными к авторитаризму президентами. Она чаще поднимается накануне выборов, и ее экономический эффект редко принимается во внимание. Для относительно крупных африканских экономик такой подход уже перестает работать. Помимо Нигерии, профсоюзы обещали вывести людей на улицы в ЮАР, Кении, Анголе, Гане и Танзании. Но там президентам удалось договориться: минималка была поднята с января, правда, требования профсоюзов были удовлетворены лишь частично.
Американский подход и новая теория
В следующем году исполнится 10 лет, как в США не поднималась федеральная минимальная зарплата ($7,5/час). Штаты и те отдельные города, которые отсудили право назначать минималку, давно перестали ориентироваться на федеральный уровень и самостоятельно двигают зарплатную шкалу вверх. В январе 2019 г. рекордное количество штатов (19) и крупных муниципалитетов (23) повысили минимальные ставки, двигаясь к знаковому для США показателю $15/час. Столь массовое повышение, коснувшееся 5 млн работающих американцев, свидетельствует, в частности, об окончании длительного спора о целесообразности поднятия уровня минимальной ставки.
За последние 60 лет экономисты не смогли прийти к единому мнению по реальному экономическому эффекту от высокой минималки. Сторонники низких ставок утверждали, что чем выше ставки - тем выше безработица. Критики этой концепции настаивали, что рост безработицы - это несущественная жертва по сравнению со значительным улучшением благосостояния большого количества получающих минимальный оклад. Теоретические споры доходили до того, что, основываясь на одних и тех же данных, разные группы экономистов (в данном случае аналитики из Вашингтонского и Калифорнийского университетов) приходили к диаметрально противоположным выводам. До недавнего времени незначительный перевес был у противников высоких ставок. Знаковым для них стал 2014 г., когда группа из 500 влиятельных экономистов, включая нобелевских лауреатов, обратилась с открытым письмом к правительству США не поднимать федеральную минималку до $10,5/час, так как этот шаг приведет к увольнениям 500 тыс. работников.
Но в последние два года благодаря новым исследованиям и деятельности общественных организаций идея о рациональности повышения ставок получила преимущество. Суть обновленной аргументации сводится к следующему: действительно, высокие ставки ведут к безработице, но увольнения в основном затрагивают сектор услуг, который является эластичным, быстро компенсирует потери за счет автоматизации и роста надбавок. А ввиду высокого предложения вакансий в сфере услуг уволенный сегодня работник завтра может без труда найти новую работу.
Насколько состоятельны доводы приверженцев высоких ставок, покажет 2022 г., когда в штате Калифорния минималка достигнет заветных $15/час. Скептики утверждают, что Калифорния потеряет 400 тыс. рабочих мест. Сами калифорнийцы на примере двух муниципалитетов - Маунгинг Вью и Саннивейл, где минимальный оклад уже $15,65/час, пытаются доказать, что негативный прогноз преувеличен.
Богатый рабочий на минималке
Идея высоких минимальных ставок активно распространяется по всему миру. Правительство Новой Зеландии, к примеру, объявило в начале года, что впервые с 1980 г. поднимет МЗП в апреле 2019 г. - до $12/час (с $11,2/час). Новозеландцы посчитали, что этот шаг приведет к потере 8 тыс. рабочих мест к концу года, но за это время будет создано 53 тыс. новых, чего более чем достаточно для компенсации негативного эффекта. Подобная логика мотивирует и правительство Австралии, страны со ставкой МЗП $13,5/час. На данном этапе идет дискуссия о размере нового повышения. Гонконг вообще позарился на национальный рекорд по размеру минимального оклада: с мая ставка повысится на 8,7% - до $4,8/час. Экономический совет страны настоял на повышении, аргументируя, что ВВП с 2011 г., когда последний раз повышалась минималка, вырос на 17%. Этого достаточно, чтобы начать серию постепенных повышений до $7/час, необходимых для обеспечения базовых стандартов жизни низкооплачиваемых работников.
Не отстает в темпах роста минималки и Европа. "Богатая страна не может иметь бедных работников", - с таким заявлением выступил премьер-министр Испании Педро Санчес, анонсируя рост минимального оклада с января 2019 г. на 22% - до $1031/мес. Это самое значительное повышение с 1977 г., тем не менее не сдвинувшее Испанию с седьмой строчки условного рейтинга наиболее высоких ставок минимальных зарплат в Евросоюзе. Первое место давно застолбил за собой Люксембург, где также с января этого года повысился минимальный оклад: до $2372/мес. для неквалифицированных рабочих и до $2847/мес. для специалистов.
Для украинского заробитчанина пришли хорошие новости из Эстонии: рост минималки с января на $45 - до $618/мес. А также Польши - поднятие на 7,1%, до $600/мес., и Чехии - до $598,5/мес. с начала этого года.
Министерство финансов Венгрии, еще одной страны, популярной среди украинских заробитчан, опубликовало доклад, в котором говорится, что 42% (около 900 тыс. чел.) венгерских рабочих в корпоративном секторе сидят на минималке. Полную зарплату, как практикуется и в Украине, они дополучают в конвертах. Эти данные несколько остудили пыл венгерских профсоюзов, требовавших повысить минимальный оклад на 38% от уровня 2018 г. В итоге стороны сошлись на том, что МЗП будет повышена на 8% - до $528/мес. для неквалифицированных рабочих и до $692/мес. для специалистов с 1 января 2019 г. и на столько же с начала 2020 г.