Время вооружать бизнес. Какую пользу сможет извлечь Украина из ЗСТ с Турцией
Украина и Турция создают зону свободной торговли (ЗСТ). Таков результат переговоров общей продолжительностью 16 лет. Но какой эффект окажет сближение с мощнейшим торговым партнером на украинскую экономику?
Три сценария
По словам первого вице-премьер-министра — министра экономики Юлии Свириденко, благодаря ЗСТ с Турцией Украину ожидает дополнительный прирост ВВП на 2,2% ежегодно (а доходов домохозяйств — на 2,6%). Такого же мнения и экс-министр экономики, президент KSE Тимофей Милованов, который в свое время (в 2019 г.) тоже был вовлечен в переговоры с Анкарой. "Возможность увеличить объемы экспорта в Турцию позволит расширить деятельность для [украинских] предприятий-экспортеров. Следовательно, появятся новые рабочие места в отраслях, продукция, который пользуется спросом", — аргументировал он.
Но есть и другое мнение. Согласно результатам исследования аналитического центра CMD-Ukraine и Государственного научно-исследовательского института информатизации и моделирования экономики, Украина, наоборот, может терять 1,5% ежегодно в случае, если либерализация двусторонней торговли будет "на турецких условиях". В частности перерабатывающая промышленность уйдет в минус на 8,8%.
Эти же ученые, правда, рассматривали и более оптимистичный сценарий, при котором Украина договаривается о существенной либерализации доступа на турецкий рынок сельхозтоваров и металлургической продукции и в то же время сохраняет ряд пошлин на самые важные для нас позиции: цемент, удобрения, некоторые изделия из пластмасс и резины, товары легпрома, керамику, бытовые электроприборы, продукцию автомобилестроения. Но даже на таких исходных данных моделирование показало рост ВВП Украины лишь на 0,3% в год (при увеличении промпроизводства на 1%).
Итак, мы имеем несколько сценариев. Первый — оптимистичный, с эффектом роста ВВП на 2% в год. Это очень много, учитывая, что реальный рост украинской экономики (не считая кризисного 2020 г.) по итогам последних лет балансирует у отметки 3%. Впрочем, неудивительно, что оптимизм зашкаливает в исполнительной власти, где данное соглашение подают как свою победу. Второй — пессимистичный, с прогнозом сильного падения промышленности и темпов роста ВВП. И наконец, есть сбалансированный сценарий, при котором и ожидания "скучные" в виде незаметного глазу поднятия экономики.
Новые условия
Впрочем, это была попытка увидеть будущую картину двусторонней торговли в целом. Чтобы лучше понять, как она может выглядеть, стоит подойти поближе и присмотреться хотя бы к широким мазкам. К сожалению, список изменений по каждой категории товаров пока не обнародован. Некоторые выводы можно сделать из довольно общих подробностей, озвученных в Кабмине.
Итак, Турция обнуляет пошлины на 10 337 товарных позиций (свыше 95% от количества экспортируемых в эту страну украинских товаров). Еще на 1348 будут тарифные квоты или уменьшение турецких пошлин. В свою очередь нулевая пошлина будет действовать на 9552 позиции, которые турки поставляют нам. Еще 616 товарных позиций подпадают под тарифные квоты и частичное уменьшение украинской пошлины. Эти числа вполне сравнимые, но слишком обобщенные. Особенно следует обратить внимание, что подсчет ведется по количеству товарных позиций, а не в деньгах.
Еще один важный момент: в торговых отношениях на таможне останется сильная асимметрия не в нашу пользу. Анкара давно защищала своих производителей и потому держала номинальную ставку экспортной пошлины для украинских товаров на уровне 28,9%, тогда как Украина для турецких — всего 5%. Соглашение о ЗСТ, хоть и снизит ставки, но увеличит относительный разрыв: для наших товаров в Турции будет 10%, для турецких у нас — всего 0,5%.
Главное — структура
Но как все-таки понять, перед кем из торговых партнеров открывается больше возможностей? Вспомним слова Тимофея Милованова о том, что в Украине новые рабочие места должны появиться в отраслях, продукция, который пользуется спросом. То есть многое зависит не просто от длинны перечня взаимных "свобод" и льгот, а от того, какая именно украинская продукция и на каких условиях борется и будет бороться за берег турецкий — и наоборот.
Итак, открываем структуру нашего экспорта и импорта. Только для начала отметим, что по итогам прошлого года товарооборот между Украиной с Турцией составил более $7 млрд, из которых украинский экспорт — $4,1 млрд, а импорт — $3,2 млрд (кстати, за пять последующих лет ЗСТ ожидается рост взаимной торговли до $10 млрд).
Теперь смотрим на разбивку по товарным группам (самые свежие данные доступны за 11 месяцев прошлого года). В этот список попали все группы, в которых либо экспорт либо импорт превысил $40 млн: красным подсвечены те из них, где баланс в пользу Турции, синим — в пользу Украины.
Как видим, несмотря на позитивное торговое сальдо, Украина существенно проигрывает по уровню переработки и сложности экспортируемой продукции. Основа нашего экспорта — черные металлы, руды, зерновые и масличные. Зато у турок, кроме как по топливу, явный перевес по таким статьям, как ядерные реакторы, котлы и машины, электрические машины, наземный транспорт, летательные аппараты, одежда, трикотаж и даже пластмассы и изделия из черных металлов.
Таким образом либерализация торговли позволит, скорее, турецкой стороне расширить свое присутствие в Украине в отраслях, генерирующих больше добавленной стоимости, то есть на самых лакомых рынках.
Конечно, не стоит забывать, что еще не обнародована деталировка механизма новой ЗСТ, а в правительстве уже заявили о переходном периоде для некоторых отраслей. В частности, Украина на несколько лет сохранит пошлины на ввоз автомобилей. А компаниям легкой промышленности обещают доступные кредиты на модернизацию оборудования.
Но в целом ситуация ясна: Турция получит еще один стимул для развития своего промышленного потенциала, особенно на фоне ослабления турецкой лиры (что делает товары наших партнеров еще более конкурентоспособными по цене). И это при том, что в стране и так реализуются действенные программы поддержки производства и инноваций — от значительных налоговых льгот при вложениях в основной капитал до пакета преференций инвесторам, размещающим производства в свободных торговых зонах, техно- и индустриальных парках; от требований по локализации в публичных закупках до экспортного финансирования.
Поле возможностей
Есть ли шансы у отечественных производителей? Не только в исполнительной власти, но и в Верховной Раде считают, что да. Однако многое зависит от нас самих. Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский в комментарии "ДС" спрогнозировал, что произойдет после либерализации торговли с Турцией.
"Украинские производители, у которых нет и сотой доли той государственной поддержки, которую имеют турецкие компании, столкнутся с ними в прямой конкуренции как на нашем внутреннем рынке, так и на турецком. Если украинское правительство не вооружит украинских производителей аналогичными формами государственного стимулирования, то подписанное им соглашение будет в пользу Турции и не принесет желаемую пользу Украине. А если вооружит, то у нас будет шанс получить от сделки пользу. Мы уже слышим от правительства готовность активизироваться по разным формам государственного стимулирования. Это хороший знак. Но нужны конкретные действия", — отметил народный депутат.
По его словам, украинским переговорщикам на этапе подготовки соглашения о ЗСТ удалось значительно улучшить его условия, так как изначально Турция настаивала чуть ли не на одностороннем открытии наших рынков. Теперь же появилось поле возможностей, реализация которых будет зависеть от способности правительства реализовать промышленную политику, которая уже намечена законодателем.
"Первоочередные шаги я вижу в направлениях стимулирования спроса через потребителей, в доступе производителей к дешевым длинным деньгам, в стимулировании государственных закупок отечественной продукции, стимулировании несырьевого экспорта, усилении торговой защиты", — сказал Дмитрий Кисилевский.
Что касается конкретных мер, то сейчас Кабмин должен, в частности, разработать подзаконные акты по развитию индустриальных парков и наконец запустить локализацию (к публичным закупкам допускаются свыше ста наименований машинопродукции, только при условии, что они хотя бы на определенный процент сделаны в Украине). Ожидается также активизация работы Экспортно-кредитного агентства. Да и в целом, чтобы выстоять в конкуренции на внутреннем и мировом рынке, украинский бизнес должен получить доступ к дешевым кредитным ресурсам, для чего у правительства есть уже опробованные инструменты.
"Программы типа поддержки сельхозмашиностроения, которые доказали свою эффективность, должны быть расширены на другие отрасли с высокой добавленной стоимостью. Программа кредитования 5-7-9 должна быть переориентирована на кредитование любой продукции переработки украинских производителей (сейчас она кредитует торговлю, импорт и т.п.)", — считает Дмитрий Кисилевский.
Ну, а результаты создания ЗСТ с Турцией, по его мнению, можно будет оценивать только лет через пять.
Таким образом, Украина, хоть и вошла в большую торговую сделку с южным соседом в несколько худшей форме, но все-таки имеет шансы извлечь из нее пользу.