Время раскрыть некоторые атомные "секреты" Украины
"Что вы знаете об атомной энергетике Украины?" - не раз спрашивал у своих знакомых, далеких от этой темы. Конечно, все вспоминают о Чернобыле, немного говорят о "дешевизне" электроэнергии АЭС, что теперь "мы не зависим от русских" в поставках ядерного топлива, потому что "американцы его дают". Вроде и все. Попробую раскрыть еще несколько так называемых атомных секретов. Тем более имеем для этого прекрасный повод - в середине октября "Энергоатом" празднует свое двадцатилетие.
Компания рождалась буквально у меня на глазах, потому что "Энергоатом" в 1996 г. стал моим первым работодателем. Так для чего тогда объединились четыре украинские АЭС? Если коротко, чтобы элементарно выжить.
Ситуация в энергетике была крайне сложной. Это было время бартера и неплатежей. Сегодняшним энергоменеджерам трудно в это поверить, но за произведенную электроэнергию атомщики получали живыми деньгами только 10-12%.
Каждый день на утренней оперативке первым всегда был вопрос о поступлении денег с энергорынка - месяц собирали, чтобы хоть зарплаты на АЭС заплатить. Не всегда и на это хватало. А еще нужно было покупать топливо, оборудование, проводить ремонты и т. д.
Так вместе и выжили, а впоследствии начали развиваться.
Если в 1996 г. АЭС выработали около 80 млрд кВт•ч электроэнергии, то в 2015-м - почти 88 млрд кВт•ч. При этом доля атомной электроэнергии в национальном энергобалансе за 20 лет выросла с 44 до 55%.
Невероятными усилиями удалось достроить второй энергоблок Хмельницкой и четвертый Ровенской АЭС, Ташлыкскую гидроаккумулирующую электростанцию, ввести хранилище отработанного ядерного топлива на Запорожской АЭС.
Кадры решают
За 20 лет "Энергоатомом" руководили разные люди - и профессионалы-атомщики, и политики. Не буду сейчас анализировать их эффективность. Только отмечу, что быть президентом такой компании, как "Энергоатом", - просто огромная ответственность, прежде всего за ядерные риски. Для этого нужно иметь соответствующую квалификацию и опыт.
Наверное, это уникальный случай в истории не только украинской энергетики - Юрия Недашковского четыре раза назначали президентом крупнейшего производителя электроэнергии в стране. Впервые он возглавил "Энергоатом" в 2000 г. Трижды его увольняли с должности по политическим мотивам. После Революции достоинства Юрия Недашковского назначили президентом "Энергоатома" четвертый раз. И сразу пошла реальная работа по диверсификации поставок ядерного топлива, сдвинулись с места другие важные проекты, где Россия держит нас на крючке.
Я уверен, что секрет Недашковского-менеджера кроется в сочетании двух факторов - профессионализма и патриотизма. А еще это простой в общении, порядочный и очень эрудированный человек. Много вы встречали таких топов?
Ядерная безопасность всегда была для "Энергоатома" приоритетом номер один. И иначе не может быть в стране, которая пережила аварию планетарного масштаба. 35-тысячный коллектив атомщиков за два десятилетия доказал свой профессионализм и способность обеспечить высокий уровень безопасности АЭС. Это неоднократно отмечали эксперты МАГАТЭ и других международных структур. А они даже не частые, а постоянные гости на украинских АЭС.
Между прочим, Украина входит в первую десятку стран мира по количеству атомных реакторов. На четырех украинских АЭС их эксплуатируется 15. А Запорожская - крупнейшая атомная электростанция в Европе и вторая по мощности в мире.
Диверсификация поставок
Украина еще в 2000 г. сделала первый шаг к диверсификации поставок ядерного топлива, подписав межправительственное соглашение с США. С этого начался длительный процесс квалификации ядерного топлива Westinghouse в Украине.
Начиная с 2005 г. американские топливные сборки проходили опытную эксплуатацию на Южно-Украинской АЭС. В 2013-2014 гг. Westinghouse доработала конструкцию сборников с учетом полученного опыта эксплуатации. А в 2015 г. "Энергоатом" получил разрешение от Госатомрегулирования на загрузку 42 модернизированных сборников в активную зону блока №3 ЮУАЭС. Летом 2016-го партию американского топлива загрузили и в энергоблок №5 Запорожской АЭС.
Итак, на сегодня два энергоблока АЭС Украины частично загружены топливом Westinghouse, загрузка еще одного начнется в начале следующего года. А до конца 2017 г. топливо Westinghouse будет работать на пяти атомных энергоблоках.
Имея двух поставщиков ядерного топлива - "Росатом" и Westinghouse, Украина не только значительно улучшила надежность поставок, но и существенно ограничила их ценовые аппетиты за счет конкуренции.
Потенциал для будущего
"Энергоатом" - высокотехнологичная компания с огромным потенциалом для развития. Будущее нашей атомной энергетики связывается прежде всего с Хмельницкой АЭС. На площадке станции ожидают достройки третий и четвертый энергоблоки.
Украина в прошлом году отказалась от достройки этих блоков Россией. Скорее всего, на достройку ХАЭС будет объявлен новый международный тендер. Два новых атомных энергоблока мощностью 1000 МВт - это дополнительные 15 млрд кВт•ч в энергосистему страны ежегодно.
Чтобы профинансировать строительство этих блоков, "Энергоатом" предлагает пилотный проект "Энергетический мост Украина - Европейский Союз". Он предусматривает поставки в Европу электроэнергии, производимой на блоке №2 ХАЭС. Реализация проекта - это не только возможность заработать на новые блоки, но и очень важный шаг к интеграции энергосистемы Украины с европейским ENTSO-E (сообщество операторов магистральных сетей в области электроэнергетики).
Когда-то, очень давно, в киевский офис "Энергоатома" приехал премьер-министр Украины на встречу с топ-менеджментом компании (собралось немало людей от руководителей управлений и выше). О чем конкретно шла речь, конечно, уже не помню, но одну фразу премьера (а говорил он хорошо, потом стал еще и президентом) могу воспроизвести и сегодня: "Энергетики - это элита экономики, атомщики - это элита энергетики".
Перспективы ЦХОЯТ
Избавляясь шаг за шагом от монополизма в поставках свежего ядерного топлива, мы все еще сохраняем зависимость от РФ в вывозе отработанного. Из четырех украинских АЭС только одна - Запорожская - имеет возможность хранить отработанное топливо. С других мы вывозим его на переработку в РФ, ежегодно выплачивая "Росатому" за это $150-200 млн. Поэтому сооружение централизованного хранилища для отработанного топлива является крайне важной задачей.
Хорошо, что в начале 2015 г. было возобновлено сотрудничество с американской компанией Holtec по этому проекту. Потому что "песня" с хранилищем льется еще с 2003 г., когда был объявлен международный тендер на его строительство.
В начале октября этого года Кабмин дал зеленый свет на выделение земли для хранилища в Чернобыльской зоне. Если все пойдет по плану, через два-три года Украина сможет сказать России "до свидания" и в этом аспекте.
Александр Майстренко, эксперт Центра "Энергетика Украины"