• USD 41.9
  • EUR 44
  • GBP 53.3
Спецпроекты

Владимир Лутченко: Киевстар выделяет для восстановления сети $600 млн

Технический директор Киевстара о работе компании во время войны, героизме сотрудников, а также восстановлении и развитии телекоммуникационной инфраструктуры

Владимир Лутченко
Владимир Лутченко
Реклама на dsnews.ua

Пан Владимир, не секрет, что большинство телекоммуникационных сетей — наземные сооружения и могут стать мишенями для ракетных обстрелов. Как вы их защищаете?

— Один из методов обеспечения живучести сети — это резервирование критически важных элементов, влияющих на всю абонентскую базу. С этой целью еще за несколько месяцев до вторжения мы приступили к строительству дополнительного большого узла сети национального уровня, он зарезервировал уже существующие, которые могли дублировать в случае кризиса работу друг друга. Также в зоне риска были центры управления сетью (NOC – network operation center) — это большие технологические комплексы, управляющие работой сети и всего оборудования. В первые месяцы войны был построен резервный центр управления на западе страны. Кроме того, мы переключили базовые станции, расположенные в приграничных районах и зоне боевых действий, с коммутационных узлов в зоне риска на другие, которые находятся в центре и на западе страны. Работа связи зависит от цельности подземных волоконно-оптических сетей. А в случае активных боевых действий, они пострадают в первую очередь. Поэтому перед войной мы зарезервировали дополнительные волоконно-оптические каналы, чтобы обеспечить связь.

— Звучит масштабно…

— Это лишь небольшая часть того, что было сделано. Начиная с февраля 2022 года сотрудники технической дирекции практически не спали по ночам, чтобы успеть сделать для защиты нашей сети как можно больше.

— Принимали ли меры по эвакуации персонала в начале войны? Ведь в Киевстаре работает почти 4 тысячи человек…

— Мы разработали четкие инструкции для персонала, как действовать, куда ехать в случае кризисной ситуации. Наши региональные офисы превратились в пункты приема беженцев, где были все условия для работы и жизни: спальни, кухни, гигиенические комнаты, даже игровые комнаты и классы для детей. За время войны эти офисы приняли более 900 человек. Однако замечу, что сотрудники технической дирекции, после того, как вывезли свои семьи, сразу вернулись на свои рабочие места, потому что без их участия работа телекомсети остановилась бы.

— Знаю, что многие базовые станции компании оказались во временной оккупации, кроме того, они повреждаются и разрушаются, но Киевстару удается оперативно восстановить связь. Как этого добиваетесь?

Реклама на dsnews.ua

— Сотрудники технической дирекции Киевстар оперативно восстанавливают то, что враг разрушает. Ежедневно в полях, на ремонте базовых станций, волоконно-оптических линий работает около 300 сотрудников технической дирекции Киевстара и наших подрядных организаций. За 15 месяцев войны они провели почти 170 тыс. ремонтно-восстановительных работ, это в 2,5 раза больше, чем ранее.

Работа телекомовцев — это пример профессиональности и личного героизма. Так, когда Мариуполь был в осаде и под непрерывной бомбардировкой, там продолжали работать четыре наших сотрудника, чтобы обеспечивать связь. В городе не было света, воды, отопления. Все базовые станции всех операторов были разрушены. Единственная уцелевшая базовая станция оставалась на территории офиса "Киевстар". Наши инженеры ее ремонтировали, заправляли генератор дизтопливом, чтобы была энергия для работы оборудования. Когда начинались бомбардировки, сотрудники сохраняли в офисе антенны базовой станции, а по окончании авианалетов снова включали связь. Я помню, как я поделился этой историей на конференции в Берлине. Тогда из зала поднялся один человек и сказал: "Благодаря работе этой базовой станции я смог спасти жизнь 15 людям". У него до войны была в Украине IT-компания, часть его сотрудников находились в Мариуполе, и он был с ними на связи и смог организовать эвакуацию из города.

Чрезвычайная история…

— Таких случаев очень много. К примеру, Чернигов в феврале-марте 2022 г. был практически в осаде и постоянно обстреливался. В городе остались наши сотрудники, которые поддерживали работу 14 базовых станций — они делали объезды, ремонты, заправляли генераторы дизтопливом. В Ирпене эвакуация населения происходила через единственный уцелевший мост над рекой. Мост беспощадно обстреливал враг. Но там постоянно работали наши инженеры, ведь через мост проходили волоконно-оптические линии, и их постоянно нужно было ремонтировать, чтобы у военных, терробороны и эвакуированных мостом людей была связь. Наши сотрудники работают в бронежилетах и защитных касках, ведь для того чтобы работала связь, им часто приходится идти на риски.

Сотрудники компании работают в бронежилетах и защитных касках, ведь им часто приходится идти на риски
Сотрудники компании работают в бронежилетах и защитных касках, ведь им часто приходится идти на риски

— А как работали в южных регионах при затоплении из-за подрыва Новокаховской дамбы?

— Наши сотрудники пересели в моторные лодки, чтобы доставлять в базовые станции генераторы и канистры с бензином. Мы кооперировались с военными, МЧС, простыми гражданами, чтобы с помощью их плавсредств добраться до базовых станций и выполнять необходимые ремонтные работы. Несмотря на затопление и отсутствие электроэнергии, почти все наши базовые станции работали, а значит у людей была связь.

— Читал, что Киевстар не только отстраивает разрушенные базовые станции, но и строит новые. Расскажите об этом больше.

— За 15 месяцев войны сотрудники Киевстара построили почти тысячу новых и модернизировали около 10 тыс. базовых станций. Продолжается расширение 4G-радиопокрытия вдоль автодорог. Многое строим в сельской местности, на западе Украины, куда во время войны мигрировали около 3 миллионов наших абонентов. Мы также обновляем сети в деоккупированных населенных пунктах. В некоторых строить приходится практически с нуля, потому что там более 80% радиосети разрушены. Денежные средства, которые Киевстар инвестирует в строительство сейчас, превышают капитальные расходы до полномасштабной войны. Недавно наши акционеры заявили, что выделяют для восстановления телекомсети в Украине $600 млн. Поэтому мы ускорим строительство и развитие.

— Сколько времени уходит на восстановление связи?

— Вообще мы работаем очень быстро, ведь понимаем, как важно, чтобы население Украины имело всегда связь с близкими и родными. К примеру, в освобожденном Херсоне мы включили связь за один день. Город был освобожден 12 ноября, а уже 13 ноября там была мобильная связь Киевстара. Для этого мы установили в центре города передвижную базовую станцию, подключили ее к дизель-генератору и модулю "Старлинк". Сразу возле нее собрались сотни звонивших родственникам, друзьям, которых не слышали долгих 10 месяцев оккупации. Через несколько часов работы базовой станции люди использовали 17 тыс. минут звонков. В общей сложности за время войны Киевстар вернул связь в 820 населенных пунктов, где телекомсети были почти полностью уничтожены. Более того, несмотря на войну, наши абоненты стали больше использовать цифровые услуги. В частности, использование мегабайтов мобильного интернета увеличилось на 23%. Люди работают дистанционно, учатся онлайн, смотрят новости, видео, обмениваются сообщениями, консультируются по видео с врачами — и все это благодаря скоростному мобильному интернету.

На второй день после освобождения Херсона в городе уже стояла передвижная станция "Киевстара"
На второй день после освобождения Херсона в городе уже стояла передвижная станция "Киевстара"

— Иногда, в особо турбулентное время, компании объединяются, чтобы противостоять сложностям. Есть ли такой опыт у Киевстара за период полномасштабной войны?

— Да, еще в начале войны украинские мобильные операторы запустили национальный роуминг. Ежедневно в сети Киевстара регистрируется более 400 тыс. абонентов других операторов, которые пользуются нашей связью. Мы также делимся друг с другом нашими техническими сайтами. Например, если у какого-то телеком операторов Украины во время ракетных обстрелов пострадал какой-то сайт, а наш нет, мы всегда предложим у себя место для размещения оборудования коллег. И они нам тоже этим помогают. Особо хочу отметить международное сотрудничество. Благодаря этому абоненты Киевстар уже сейчас пользуются услугой "роуминг, как дома". То есть, общаются за границей по тем же тарифам, что и в Украине. Я очень благодарю партнеров Киевстара из США, Великобритании, стран ЕС. Благодаря компании Ericsson мы в очень короткие сроки смогли построить резервный коммутационный центр. Компания Telenor предоставила нам бесплатное оборудование для сети. Такие IT-гиганты, как Microsoft, Cisco, Amazon, Oracle — также наши партнеры, которые много нам помогли. Это и бесплатное предоставление программных лицензий, предоставление емкостей в облачных хранилищах, помощь в резервировании сервисов и т.д. Многие помогают наши вендоры — ZTE, Huawei. Все наши заказы выполняются в первую очередь. Это действительно огромная поддержка как для Киевстара, так и для рынка телекоммуникаций Украины.

— Киберпреступность и кибератаки стали еще одним вызовом этой войны. С какими кибернападениями было справиться тяжелее всего?

— Враг имеет только одну цель — нанести вред Украине из всех возможных источников. Кибератаки является одним из основных видов оружия, используемого противником. Противник использует все виды кибератак: фишинг, программы-вымогатели, DDos-атаки и т.д. В целом количество разных кибератак на сеть Киевстара в среднем выросло на 450% за время войны. На основе открытых источников нам также известно о регулярных масштабных кибератаках против Украины (бизнеса и госорганов), которые с началом войны стали еще активнее.

— Кибератаки коррелируют с событиями на фронте?

– Да. Можно вспомнить масштабную кибератаку в начале войны, когда пострадал ряд украинских предприятий, включая две крупные компании телекоммуникационного сектора. Мы также замечали, что кибератаки на сеть усиливались во время освободительных действий ВСУ.

— Как вы усиливаете киберзащиту?

— В последние годы Киевстар вложил достаточно ресурсов в развитие своей функции кибербезопасности, а с начала полномасштабного военного вторжения компания применила серьезные дополнительные меры. Мы усовершенствуем алгоритмы работы, усиливаем мониторинг, онлайн-фильтры, кооперируемся с государственными структурами. Киевстар работает в режиме 24/7 с уполномоченными государственными органами в сфере кибербезопасности для обеспечения стабильного и безопасного использования телесети. В общем у нашей компании очень сильная экспертиза по кибербезопасности, и мы помогаем с этим нашим клиентам. В частности, почти каждый четвертый клиент из тех, кто покупает у нас облачные сервисы, заказывает также и услуги по киберзащите. И это радует, что бизнес очень серьезно относится к этой проблеме.

— Как компания пережила период атак врага на объекты украинской энергетики?

— Ожидалось, что россияне начнут ракетные обстрелы критической инфраструктуры городов, чтобы оставить Украину без электроэнергии и питьевой воды. Это стало для нас еще одним вызовом. Но рынок телекоммуникаций его преодолел. Например, 16 декабря прошлого года Россия нанесла массированные ракетные обстрелы в районе Киева. Большинство домов столицы осталось без света и водоснабжения. Не работали 48% сайтов сети. В сутки была восстановлена работоспособность 80%. 26 января из-за ракетных ударов по объектам энергообеспечения прекратили работу 35% сайтов, в основном в Киевской, Одесской и Винницкой областях. Связь удалось восстановить меньше чем через сутки. Каждый раз мы работаем более оперативно и с большей отдачей.

Согласно ноябрьскому указу президента, операторы связи обязаны обеспечить покрытие связью почти 8000 локаций, определенных государством, в течение по меньшей мере 3 дней в случае отсутствия электроэнергии. "Киевстар" уже обеспечил резервное электроснабжение для 70% определенных властями объектов.

— Наверное, пришлось немало вложиться, чтобы реализовать указ…

— Общие инвестиции по этой статье превысили 642 млн грн. В 2022 г. мы увеличили наш "парк" генераторов более чем на 70% по сравнению с 2021 г. К концу этого года мы планируем обновить аккумуляторные батареи на 70% технических сайтов сети, а к марту 2024 г. — на 100% сайтов.

Занималась ли компания гуманитарными проектами, которые помогали бы украинцам пережить войну?

— За 15 месяцев войны Киевстар выделил почти 1,1 млрд грн гуманитарной помощи. Это и помощь услугами — например, бесплатное подключение бомбоубежищ к интернету, бесплатный обучающий контент для детей на Киевстар ТВ, предоставление бесплатной связи для абонентов на деоккупированных территориях. Также это наши инвестиции в цифровое восстановление Украины, помощь в решении гуманитарных потребностей ВСУ, важные общественные проекты, такие как разминирование территории Украины или помощь детям с ожогами. Наши сотрудники также активно участвуют в этой помощи и за время войны перечислили на благотворительные проекты более 2 млн. Очень важно, что бизнес в Украине продолжает работать, обеспечивать рабочие места. Каждый бизнес, который работает и платит налоги, приближает для Украины победу и мир.

    Реклама на dsnews.ua