Вода стала товаром на бирже Nasdaq. Что это значит и когда ждать спекулянтов
В США запускают торговлю фьючерсными контрактами на воду. Пока – для сельскохозяйственных нужд, но и рынок питьевой воды уже достиг таких масштабов, что она стала вполне биржевым товаром
Станут ли фьючерсы на воду биржевым хитом
С 1980-х годов в разных публицистических статьях на тему сохранения природы нас регулярно пугали тем, что когда-нибудь чистой водой будут торговать так же, как торгуют нефтью – на бирже, со всеми вытекающими (во всех смыслах вытекающими) последствиями – от производных ценных бумаг до разливов самого "продукта".
Ну вот, прогноз исполнился. 23 сентября в деловых новостях прошло: американские биржевые операторы CME Group Inc. и Nasdaq Inc. планируют в текущем году запустить фьючерсные контракты, которые позволят делать ставки на цену на воду.
Инициатива исходит от компании Veles Water Ltd., создавшей индекс цен на воду – именно к нему будут привязаны фьючерсы. Цена фьючерсных контрактов будет отображаться в долларах за акр-фут – это единица объема, используемая в США для измерения ресурсов и расхода воды большого объема и соответствующая около 325,851 тыс. галлонов (объем, необходимый для покрытия акра в фут глубиной).
Как заявил главный исполнительный директор Veles Water Лэнс Куган, этот рынок станет первым в своем роде в США: фьючерсами на воду можно будет торговать наряду с другими сырьевыми контрактами, в том числе на нефть, соевые бобы и медь. В дальнейшем они могут стать инструментом управления рисками для других инвесторов, но в первую очередь – защитить фермеров и производителей, использующих воду в большом количестве, от ценовых колебаний.
Собственно, биржевой рынок сельскохозяйственной воды в США существует, просто до сих пор на нем не было фьючерсов. Но есть даже биржевой индекс: Nasdaq Veles California Water, запущенный в октябре 2018 г. Сейчас стоимость акр-фута воды на нем колеблется в районе $526; его цена с начала августа снизилась на 25%. Хотя она взлетала втрое весной в связи с рекордно засушливым февралем в Калифорнии. Собственно, фьючерсы и будут отражать сделки на рынке воды в Калифорнии. Специфика этого штата в том, что огромное население и обширные сельхозугодья делают его американским лидером по потреблению воды.
Что же означает запуск новых фьючерсов? Все желающие – от самих фермеров до биржевых спекулянтов – смогут делать ставки на цену сельскохозяйственной воды. Сама же вода для полива окажется в ряду таких сырьевых товаров, как сырая нефть, пшеница и кукуруза, железо и медь. И даже не в ряду – ведь это товар куда более важный для людей, чем все перечисленные.
Патрик Вольф, старший менеджер NASDAQ Global Indexes, так прокомментировал появление нового биржевого актива: "Если бы существовали фьючерсы на воду, фермер, который покупал летние фьючерсы по преобладающей цене месяцами ранее, мог бы получить большую прибыль, если наступит засуха и цены взлетят. Эти выгоды можно было бы затем использовать для компенсации более высоких затрат на покупку фактической воды".
Американская история водного индекса
Как и у любого биржевого индекса, у водного есть своя история. Биржа Nasdaq ранее уже предлагала котировки цен на воду, однако компания Veles Water стала первой, кто подготовил набор данных о фактических сделках с объемом и историей, достаточными для индекса цен. Значит, биржа теперь может представить точку отсчета для покупателей и продавцов на непрозрачном рынке.
Ну а за торговлю новым инструментом – фьючерсами на воду – будет контролировать компания CME. Она специализируется на том, что выпускает опционы и деривативы (производные ценные бумаги) на рынках различных активов – от акций до скота, пиломатериалов и сыра.
Фьючерсы на воду будут доступны для торговли до двух лет; они будут выпускаться один раз в три месяца вместе с двумя самыми ближайшими неквартальными месяцами. Каждый контракт будет рассчитан на 10 акро-футов воды.
С подачи Австралии…
Впрочем, сказанное выше в новинку для США, но не всего мира. Так, в засушливой Австралии биржевой рынок воды уже давно сформировался – со фьючерсами и прочими атрибутами. Там контрактами на воду (в том числе фьючерсными) на миллиарды литров торгуют на онлайн-бирже Waterfind. Трейдер может купить поставку воды в определенный день исполнения.
Как говорит основатель и президент Waterfind Том Руни, некоторые инвесторы покупают "водяные контракты", чтобы так выйти на рынок сельскохозяйственной продукции.
Компания Waterfind была основана в 2003-м в городе Аделаида, столице Южной Австралии. Это место считается самым жарким и засушливым в Южном полушарии: за год в большей части штата выпадает меньше 18 сантиметров осадков. А правовую основу для биржевой торговли водой еще в 1994 г. заложил Австралийский парламент, разделив право на воду и право на землю. Это позволило землевладельцам продавать доступ к своей воде, создав предпосылки для роста и развития рынка воды. Изначальные права на воду должны быть зарегистрированы в австралийских штатах, которые устанавливают лимит на снижение количества сырья.
Владельцы прав могут продать доступ к своей воде на временной или постоянной основе. В обоих случаях цена сделки устанавливается по мегалитру (миллиону литров). Временная сделка означает, что у покупателя есть право потребить заявленный объем воды в течение 12 месяцев после даты доставки. В случае с постоянным контрактом, цена по которым значительно выше, покупателю дается право потреблять этот объем каждый год до бесконечности. В год в Австралии "водных" контрактов заключается на несколько миллиардов долларов.
В ожидании спекулянтов
Вода обретает спекулятивную ценность, как нефть за сто с лишним лет до этого. Сторонники биржевого рынка воды указывают на австралийский опыт: когда из-за засухи поверхность земли, пригодной для возделывания, и количество воды в водоемах сократились больше чем наполовину, сельскохозяйственное производство упало менее чем на одну треть. Это означает, что водные рынки работают: сделав воду платной, они тем самым уменьшили ее расход впустую. В результате фермеры на орошенной земле производят больше продукции на той же площади, используя при этом меньше воды.
Но, с другой стороны, на любой рынок фьючерсов приходят спекулянты, и последствия могут быть разрушительными. В прошлом действия спекулянтов – вызванные ими скачки и обвалы – уже дестабилизировали рынки, например, зерна, металлов, а весной нынешнего года мы все видели, как они буквально разрушили нефтяной рынок. Ипотечные деривативы вообще стали первопричиной финансового кризиса 2008-2009 гг.
С фьючерсами на воду все может быть еще драматичнее: вполне реальна ситуация, когда спекулянты задерут цены, фермеры не смогут купить фьючерсы на воду, а не имея гарантии поставки воды для орошения – просто не станут засевать поля.
Альтернатива – отдать распределение воды правительственным агентствам – выглядит экономически менее привлекательной, но куда более справедливой, если вспомнить, о каком важном активе идет речь. Особенно на фоне нарастающего мирового дефицита воды.
Питьевая вода и засушливая Украина
Все сказанное выше относится к воде сельскохозяйственного назначения. Но ведь есть еще огромный рынок питьевой воды – разливной и бутилированной. И он ждет своих финансовых инструментов.
Наиболее развит рынок бутилированной воды в Европе. Средний европеец за год потребляет 109,9 л такой воды — больше чем в любой другой части мира. На Европу приходится 26,2% мирового потребления бутилированной воды — 52 млрд л, тоже больше всего в мире. Производство бутилированной воды в ЕС — это бизнес годовым оборотом 12,4 млрд евро. В этой промышленности напрямую занято 54 тыс. человек, опосредованно — 833 тыс. Бутилированием воды в Европе заняты 594 компании, из них 84% — из сегмента малого и среднего бизнеса. Данный рынок — во всех его сегментах (включая премиум) — становится все более привлекательным местом: он ежегодно увеличивается на 9%, по информации консалтинговой фирмы Zenith Global. Основная причина — изменение образа жизни, включая переход от безалкогольных напитков и алкоголя к более здоровому питанию. Да и просто чистая вода в кране стремительно становится роскошью.
В Украине, к сожалению, нарастают проблемы и с питьевой водой, и с водой для орошения. К тому же климат меняется – и писать о засухе приходится каждый год. Очень вероятно, что и нашей стране придется в конце концов создавать рыночную систему распределения воды для орошения. Остается лишь надеяться, что получится лучше, чем с рынками газа или электроэнергии.