В мире - тесно. Кто все-таки побеждает в торговой войне США и Китая
Война без правых и неправых
Масштабная торговая война между США и Китаем стартовала еще весной 2018-го - и с переменным успехом и интенсивностью идет до сих пор. Все началось с того, что в начале 2018 г. президент США Дональд Трамп инициировал процесс ограничения импорта и инвестиций из Китая. Повышение американских импортных пошлин на китайскую продукцию затронуло ввоз преимущественно высокотехнологичных товаров. Последовали ответные действия Пекина, тарифная война, борьба США с экономическим ростом Китая, а сам торговый конфликт начал заметно влиять на мировую экономику.
По правде говоря, Трамп после прихода к власти развязал торговые войны со всеми ключевыми партнерами США: соседями в Северной Америке, Евросоюзом и Китаем. Они уже обошлись миру в $700 млрд, подсчитал Международный валютный фонд. Конкретно в случае с Китаем Белому Дому не нравилось то, что, во-первых, КНР продает в Америку намного больше товаров, чем покупает, а во-вторых - что американские компании предпочитают производить собственные товары в Китае. То есть избиратели Трампа остаются без работы. Дополнительная претензия - то, что Пекин манипулирует курсом юаня, облегчая жизнь своим экспортерам за счет американских.
Пересказывать все перипетии торговой войны смысла нет - она свелась к череде гневных заявлений, бесплодных переговоров и взаимного введения заградительных пошлин на товары на сотни миллиардов долларов. Бонусом - обвинения китайских компаний в промышленном шпионаже и американская атака на китайcкого электронного гиганта Huawei, расколовшая мировой рынок технологии 5G на два - "китайский" и "американский".
С начала 2019 г., казалось, наступило затишье: стороны вели долгие, изматывающие переговоры. Но в начале мая президент США нарушил "перемирие" в торговой войне США и Китая, введя 25%-ю пошлину на почти половину (47%) всех импортных товаров из Поднебесной. Решение Дональда Трампа вызвало падение на фондовых рынках Китая и серьезное обострение противостояния двух сильнейших экономик мира.
Учитывая ориентированность экономики КНР на экспорт, особенно в США, американские пошлины значительно болезненнее китайских. Но в КНР "творчески" подошли к ответу на американские ограничения, обложив пошлинами именно те категории (сою и продукцию алюминиевой металлургии), от производства которых зависят избиратели Трампа на Среднем Западе и Юге США. Тем не менее, серьезный удар по электорату президента США китайцам нанести не удалось, в 2018-м и 2019-м рейтинг поддержки Трампа только рос.
Зато обострение привело к обвалу китайского фондового рынка под давлением продажи ценных бумаг. 6 мая индекс Шанхайской фондовой биржи (SSE Composite) упал сразу на 5,6% - до 2906 пунктов, а индикатор на Шэньчжэньской площадке упал на 6,7% - до 1515 пунктов. Очень серьезно на фоне не слишком позитивной динамики китайской экономики.
В конце июня, в преддверии саммита стран G20 в Осаке, США и Китай договорились о перемирии в торговой войне: Вашингтон согласился не вводить дополнительные пошлины на товары из КНР на сумму $300 млн. Однако эта договоренность впоследствии так и не была соблюдена.
К концу августа 2019-го "боевые действия" в двусторонней торговле достигли своего пика. Китай собирался поднять пошлины на американские импортные товары общим объемом в $75 млрд. Под действие новых тарифов размером от 5% до 10% попадали более 5 тыс. наименований американских товаров, включая сельскохозяйственные товары, сырую нефть и небольшие самолеты. Китай также собирался восстановить 25%-й тариф на американские автомобили.
Так Пекин отреагировал на планы Дональда Трампа поднять на 10% тарифы на китайские товары на общую сумму в $300 млрд. На что президент США заявил: "Нам не нужен Китай - честно говоря, без него будет лучше. Китай годами, десятилетиями крал у США огромные объемы денег - это должно прекратиться и это прекратится. Нашим замечательным американским компаниям настоящим предписывается немедленно начать поиски альтернатив китайскому рынку, в том числе вернуть производство домой и начать производить товары в США".
Позднее он принял решение ужесточить пошлины: с сентября группа товаров из Китая объемом в $300 млрд должна была облагаться тарифом не в 10%, как планировалось изначально, а на 15%. Пошлины на еще одну группу китайских товаров - на $250 млрд - тоже должны были вырасти на 5% по сравнению с первоначально запланированными - с 10% до 15%. Попутно Трамп обвинил Китай в краже американской интеллектуальной собственности и недобросовестной торговле. Мол, ежегодно из-за Китая его страна теряет сотни миллиардов долларов, а расплачиваться за это приходится американским налогоплательщикам.
Еще раньше, 1 августа, президент США сообщил о введении 10%-го тарифа на китайские товары совокупной стоимостью в $300 млрд, обвинив Пекин в том, что тот не выполняет данные ранее обещания по закупке американских с/х товаров. Новые тарифные ставки должны были вступить в силу 1 сентября, но Трамп отложил этот срок до 15 декабря, из-за опасений, что новые тарифы отразятся на продажах потребительских товаров перед Рождеством.
Чувствовалось, что торговую войну Трамп выигрывает: из Китая пошли сигналы о резком замедлении экономического роста, а центробанк страны был вынужден рекордно девальвировать юань. В США, наоборот, ФРС лишь немного снизила учетную ставку, фондовые рынки росли, а уровень занятости в стране достиг наивысшей отметки за почти полвека.
Но вскоре стало понятно: Америка теряет деньги не меньше, чем Китай. То есть торговую войну надо прекращать.
Осторожная разрядка
Уже в октябре 2019-го США согласились приостановить очередное повышение тарифов на китайские товары. Стороны объявили о прогрессе в переговорах, которые должны остановить торговую войну. Дональд Трамп заявил, что участники переговоров подошли к "очень существенной фазе" сделки, которая будет включать увеличение закупок американской с/х продукции и решение проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, валютным регулированием и финансовыми услугами.
Глава китайской делегации Лю Хэ тоже был доволен прогрессом в переговорах. "Мы добились существенного прогресса во многих областях. Мы рады этому. Мы будем продолжать прилагать усилия", - сказал он.
Трамп похвалил Китай за намерение покупать американскую сельскохозяйственную продукцию на $50 млрд, но сам не стал снижать пошлины на товары из Китая на сотни миллиардов долларов. Поэтому его заявление об успехах в переговорах с Китаем вызвало некоторый скептицизм. Американские фондовые рынки выросли на сообщениях о сделке, но индексы пошли вниз в последние минуты торгов, когда стало ясно, что прогресс в переговорах очень ограничен.
Тем более что США продолжили добиваться защиты интеллектуальной собственности американских компаний и прекращения принудительной передачи технологий Китаю. Вашингтон также хочет, чтобы Пекин сократил субсидии своей промышленности и облегчил доступ американских компаний к китайским рынкам.
Наконец, в середине декабря США и Китай договорились о перемирии в торговой войне. Президент США назвал промежуточную мини-сделку триумфом, его противники - капитуляцией. Китайцы многозначительно промолчали. Соглашение объявлено, но не подписано - стороны надеются сделать это в январе. Но можно вспомнить, что подобные сделки между США и Китаем при Трампе не раз срывались в последний момент.
Конкретные условия перемирия известны только со слов американцев. Они утверждают, что Пекин обязался увеличить закупки американских товаров и услуг в ближайшие два года на $200 млрд по сравнению с уровнем 2017 г. - так в Белом Доме рассчитывают сократить дефицит торгового сальдо. В ответ США снизили часть пошлин на китайский импорт и отказались от введения новых с 15 декабря. Тариф в 25% на $250 млрд импорта остался в силе.
Однако главные спорные вопросы остались неразрешенными. Китай взял на себя лишь туманные обязательства по защите интеллектуальной собственности, отказу от манипулирования валютным курсом и либерализации рынка финансовых услуг. Ключевые проблемы - кража американских технологий и субсидии Пекина китайским компаниям - остались за рамками.
Это значит, что в будущем торговая война неизбежно продолжится. Наряду с импичментом она станет фоном избирательной кампании Трампа, который рассчитывает переизбраться на второй президентский срок в ноябре 2020-го.
Однако пока перемирие в торговой войне Трамп приветствовал серией триумфальных твитов. "Мы договорились об очень крупной Первой Фазе Сделки с Китаем, - написал он. - Мы начнем переговоры о Второй Фазе Сделки немедленно, не дожидаясь выборов 2020 г. Это прекрасная сделка для всех. Спасибо!"
Аграрный фактор
Больше всего от перемирия выиграли американские фермеры - традиционные избиратели Дональда Трампа. Китайцы подтвердили, что готовы увеличить закупки пшеницы, риса и кукурузы, но дали понять, что не собираются переплачивать: только по текущим мировым ценам, только когда им нужно, а если найдут дешевле (например, в Украине) - не обессудьте. Никаких твердых контрактных обязательств они на себя не брали, и китайские чиновники отказываются называть любые цифры.
До начала торговой войны Китай покупал у США сельхозпродукции на $24 млрд в год. Пока, на первом этапе, он согласился увеличить закупки на $16 млрд в год по сравнению с этой цифрой, сказал торговый представитель США Роберт Лайтхайзер (один из идеологов жесткой торговой политики США) и добавил, что Китай пообещал очень постараться потратить еще $5 млрд в год. Получается $45 млрд при самом лучшем раскладе. Но не обещанные Трампом $50 млрд.
"Сделка с Китаем выглядит как безоговорочная капитуляция, как мы и думали, - написал сенатор-демократ Крис Мерфи. - Америка лишилась 300 тыс. рабочих мест из-за торговой войны, а взамен Китай в этой "сделке" взял на себя ноль твердых обязательств провести структурные реформы. Полный провал".
Сенатор подсчитал "на салфетке": американские фермеры выиграют от соглашения $29 млрд, тогда как их убытки от войны составили $11 млрд, а компенсации селу обошлись налогоплательщикам в $28 млрд. "Выходит, наши потери/расходы - $39 млрд. Доходы - $29 млрд. Отличный результат!", - иронизирует сенатор.
Однако, как отмечает Bloomberg, за время правления Трампа образ Китая как врага укрепился в сознании американцев. Ни один из кандидатов в президенты от демократов даже не заикается об отмене пошлин на китайские товары в случае победы.
Китай несет убытки, его экономика тормозит. Однако до сих пор он не сделал ни одной серьезной уступки и демонстрировал готовность терпеть. Мало кто верит, что в свете возможной смены власти в США Пекин затеет масштабную перестройку в угоду Трампу. Белый Дом признает, что путь от перемирия к миру будет трудным.
К чему пришли
Американские торговые сделки, как правило, тянутся на тысячи страниц. Новое торговое соглашение "первая фаза" между Америкой и Китаем занимает всего 86. Роберт Лайтхайзер, торговый представитель США, дал журналистам возможность увидеть его 13 декабря, спустя несколько часов после того, как оно было согласовано. Документ должен быть подписан обеими сторонами в новом году.
Американские тарифы на китайский импорт в размере около $120 млрд будут снижены с 15% до 7,5%. Новые тарифы 15 декабря были отменены. В свою очередь, Китай за два года увеличит импорт американской сельхозпродукции, промышленных товаров, энергоносителей и услуг на $200 млрд. Участники переговоров установили целевые показатели для различных категорий товаров, чтобы закупки с/х продукции выросли с базового уровня в $24 млрд в 2017 г. до не менее $40 млрд США в 2020 и 2021 гг. Точные цифры будут секретными, чтобы избежать влияния на рынки.
Эти договоренности наверняка вызовут критику. Трудно понять, как Китай достигнет своих целей, придерживаясь принципов ВТО. Другие страны, в частности Австралия, Бразилия и Канада, могут иметь возражения. Китай, со своей стороны, не хочет стать полностью зависимым от Америки в импорте таких товаров, как соя.
Китайцы, тем не менее, похоже, дали некоторые долгожданные обещания. Лайтхайзер похвастался тем, что китайские власти согласились не требовать от транснациональных корпораций передачи технологий при получении лицензии на ведение бизнеса - вопрос, имеющий ключевое значение для первого действия США по тарифам в торговой войне.
Что такое благоразумие
Пока понятно, что американцы выбрали более верную долгосрочную стратегию экономического развития. Они проводят научные исследования, создают передовые технические разработки, изобретают... А потом, доведя очередное техническое новшество до промышленной реализации, - отдают его делать тем же китайцам. Или другим азиатам. Или мексиканцам. Все равно прибыль от производства и продажи тех же айфонов - остается в США.
Американцы не загромождают свою страну бесконечными фабриками, они производят то, что другим не доверишь: самолеты, оружие, новейшие медицинские системы, космические корабли. Доллары, наконец. А еще - они производят продукты питания, сами обеспечивая себя продуктами. Достаточно посмотреть на структуру китайско-американской торговли. Из Китая в США - бытовая и компьютерная электроника (в тех же Штатах и разработанная), ширпотреб. Из США в Китай - на 30% техника, на 70% - продукты питания.
Если завтра вдруг закипят моря и торговля через океан станет невозможной, американцы останутся с продуктами, но будут "страдать" от нехватки новых айфонов. А вот китайцы останутся с айфонами - но без трехразового питания.
Кажется, американцы поступают мудрее.