Власти хотят разорить Ахметова
"Владельцу группы СКМ Ринату Ахметову, которого американский Forbes в последнем рейтинге мировых толстосумов понизил до 771 места с оценкой состояния на уровне $2,3 млрд (годом ранее Ахметов с $6,7 млрд занимал 201 место), испортили настроение. На этот раз отметились украинские власти. Как выяснила "ДС", через пару недель Хозяйственный суд Донецкой области приступит к рассмотрению исков ГП "Энергорынок" к двум предприятиям, принадлежащим собственнику СКМ — "ДТЭК ПЭС-Энергоуголь" и "ДТЭК Донецкоблэнерго". От обоих должников, ранее сменивших прописку с Донецка на Краматорск и входящих в группу ДТЭК, государственное предприятие в феврале нынешнего года потребовало возврата более 2,7 млрд грн. долгов (680 млн грн. и 2,05 млрд грн. соответственно). Если же прибавить к этому инициированное "Энергорынком" в середине 2015 г. разбирательство с еще одной структурой энергетического холдинга Ахметова — "ДТЭК Востокэнерго" — за возврат 392 млн грн. долга, получается, что совокупные требования государства в судах к трем предприятиям ДТЭК, ведущим бизнес в Донецкой области, превысили отметку в 3 млрд грн.
Представители ответчиков признают, что задолжали огромные суммы оператору оптового рынка электроэнергии Украины. Однако ссылаются на невозможность возврата долгов из-за форс-мажорных обстоятельств. "ДТЭК Донецкоблэнерго" в одном из ранее инициированных "Энергорынком" споров указывало, что на большей части территории, где компания ведет деятельность, продолжается антитеррористическая операция, а другая часть остается оккупированной. В доказательство своей правоты компания в июле 2014 г. даже заручилась справкой Торгово-Промышленной Палаты Украины, которая признала военные действия на Донбассе форс-мажором, начиная с 14 апреля 2014 г. Впрочем, в государственной структуре с этим не согласились, посчитав, что по условиям подписанного с компанией договора, в случае наступления непредвиденных обстоятельств "ДТЭК Донецкоблэнерго" должно было для начала прекратить закупать электроэнергию, а потом уже требовать освобождения от платы за нее. Но предприятие Ахметова продолжало, как ни в чем не бывало, приобретать электроэнергию на оптовом рынке, уже имея при себе вывод ТПП о форс-мажоре. Например, только в сентябре–декабре 2014 г. компания купила 2,477 млрд Квт-ч электроэнергии у "Энергорынка", задолжав за нее более 780 млн грн. И поплатилась за это решением Хозяйственного суда Запорожской области, принятом в мае минувшего года, о взыскании указанной суммы в полном объеме.
Насколько велики шансы государства выбить долги из предприятий Ахметова? Их финансовое положение, мягко говоря, незавидное — убытки одного только "ДТЭК Донецкоблэнерго" за девять месяцев прошлого года перевалили за 2,6 млрд грн. при выручке на уровне 3 млрд грн. И если на начало года предприятие могло похвастаться нераспределенной прибылью в размере 835 млн грн., то к его концу у него образовался непокрытый убыток более чем в 1,8 млрд грн. Не лучшим образом обстоят дела и у "ДТЭК ПЭС-Энергоуголь". Весь же ДТЭК только в первом полугодии 2015 г. заработал более 20 млрд грн. убытков. Впрочем, предрекать неминуемый крах предприятий Ахметова из-за подачи к ним исков на неподъемные суммы было бы преждевременно.
А в конце февраля рассмотрение иска вообще было остановлено на время проведения судебной экономической экспертизы, которая может продлиться еще год. И эту передышку предприятия Ахметова могут использовать в свою пользу, даже просто положив в банки под приличные проценты средства, которые причитаются "Энергорынку".