Андрей Рева: До 40% украинцев потеряют право на субсидии
Почему забуксовал процесс переназначения субсидий, кто виноват и что делать, "ДС" рассказал экс-министр соцполитики Андрей Рева
Д.С.: Как известно, не всем украинцам вовремя переназначили жилищные субсидии на следующий период, включая отопительный сезон. Из-за этого люди не могут вовремя получить помощь. В Минсоцполитики кивают на органы местного самоуправления, которые не обеспечили соблюдение требований порядка назначения субсидий. И обратились к Ассоциации городов Украины с просьбой скоординировать работу городов по их переназначению. А как Вы считаете, в чем причина сбоя с начислением субсидий?
А.Р.: Когда вы начинаете какое-то действие, а потом меняете по ходу этого действия правила, то не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять — возникнут проблемы.
Если они в апреле меняют правила назначения субсидий, в которые входят новые требования, новые подходы, — то как можно ожидать, что все пройдет нормально? Сначала они требовали, чтобы все три миллиона домохозяйств пришли в управления соцзащиты по месту своего проживания и подали новые заявления и декларации. Такое изменение порядка назначения субсидий могло повлиять на темпы их начисления? Конечно. Ведь до этого все проходило в автоматическом режиме.
Второе. Утвердив новые правила, они только в мае утвердили новую декларацию и новое заявление на получение субсидии. С 1 мая уже должно было начаться начисление субсидий, а они все определялись с документами, которые нужно подавать! Это разве не отсрочило начисление субсидий?
Потом они приняли еще одно постановление, опять изменили порядок, сказали — "Ладно, переназначайте автоматически, кроме таких-то категорий…" Естественно, вся нервозность, которую они внесли в апреле-мае, привела к тому, что процесс переназначения субсидий начался позже, чем следовало. И он продолжается. Обычно это тянулось два месяца, то есть где-то за май-июнь основной массе людей субсидии автоматически переназначались, а в июле — выдавались деньги. Теперь же процесс затянут искусственно по вине Министерства социальной политики. Это их хаотические, непродуманные действия привели к сложившейся ситуации. Так что теперь переводить стрелки на органы местного самоуправления — как минимум нечестно.
А почему они это сделали? Да потому что у них нет денег на субсидии. Они же в течение 2020 г. сократили программу субсидирования на 20 млрд грн. А в 2021-м в условиях роста тарифов на 35% они предусмотрели только 36,6 млрд на субсидии. В январе министр соцполитики Марина Лазебная, которая сейчас кивает на местное самоуправление, рассказывала, что им не хватает 10 млрд грн.
И вот они не придумали ничего лучше, чем новыми правилами отсечь людей от программы субсидий — один миллион домохозяйств. Сейчас, по окончании отопительного сезона, получателями субсидий были 3 млн домохозяйств, а к началу следующего — хорошо бы их осталось два миллиона. То есть до 40% людей потеряют право на субсидии. Именно благодаря этим маневрам Минсоцполитики. Ну а когда проблема создана — надо искать виноватого. Вот они сейчас и попытаются перевести стрелки. Однако проблема — я утверждаю — не в местных органах власти, а в непрофессионализме и некомпетентности Минсоцполитики.
Д.С.: Еще в апреле было принято постановление, по которому местные чиновники должны формировать электронные дела субсидиантов. А с 1 июля уже нельзя назначать субсидии без этих электронных дел. Но местных чиновников не научили, не разъяснили им, как и что правильно делать. Проблема в этом?
А.Р.: Да, это иллюстрация к тому, что я сказал. Они сначала делают, а потом думают, как это будут реализовывать — и спускают на места. В данном случае не поинтересовавшись, как на местах обстоят дела с компьютеризацией местных органов власти.
Второй вопрос — у нас с 1 января идет объединение районов. Раньше в каждом районе было управление соцзащиты. Их сократили, люди ушли, районных бюджетов нет, непонятно, как их финансировать, что делать. И пальцем о палец не ударила Лазебная, чтобы как-то эту ситуацию изменить, что-то сделать.
Д.С.: В Минсоцполитики уточнили, что субсидию получат только те домохозяйства, которые имеют на нее право. Но права на субсидию не имеют, в частности, должники по ЖКУ. То есть семья и так не может заплатить за коммуналку, из-за этого не получает субсидию, и в следующем сезоне тем более не сможет заплатить — долг растет намного быстрее. Как разорвать этот порочный круг?
А.Р.: Да, критерии очень четкие: если у тебя есть задолженность более чем два месяца, то субсидию тебе не назначат. Но ты имеешь право реструктуризировать эту задолженность, составить соответствующий договор (и тебе не могут в этом отказать). Далее ты приносишь этот договор в местное управление соцзащиты — и тебе назначают субсидию. Либо, если ты считаешь, что тебе неправильно выставили долг, и ты не хочешь реструктуризировать, потому что ты не признаешь этот долг, — подаешь в суд. Тебе дают документ о начале судебного разбирательства. Ты его приносишь в управление соцзащиты, и тебе назначают субсидию.
Д.С.: Теперь тарифы на отопление и на горячую воду определяют местные власти. Почему центральная власть приняла такое решение? Как, по Вашему мнению, дальше будут развиваться события?
А.Р.: В свое время, когда создавали НКРЕКУ, сперва было две структуры: Национальная комиссия по регулированию рынка электроэнергетики и Национальная комиссия по регулированию рынка коммунальных услуг. НКРЭ занималась газом и электроэнергией, а НКРКУ занималась именно коммунальными тарифами: водоканалами и теплокоммунэнерго. Почему так? Потому что местные органы власти не могли принять решения по тарифам, тарифы были убыточные. Соответственно, возникали проблемы на местном уровне, они не решались ни на местах, ни в центре. Поэтому и было решено создать эти две комиссии, которые потом объединили в одну.
Изначально это все делалось, чтобы тарифы не зависели от политической ситуации на местах. Но в результате они стали зависеть от политической ситуации в центре. И когда в январе нынешнего года цена газа у НАК "Нафтогаз" подпрыгнула, НКРЭКУ продолжала держать еще декабрьскую цену газа. Там разница почти в две гривни.
Возникла разница в тарифах, а кто ее должен оплачивать? По закону, — тот, по чьей вине она возникла. В данном случае — по вине госорганов, значит, государство должно компенсировать. Даже был подписан соответствующий меморандум, с указанием того, сколько государство должно вернуть местным органам власти.
Сейчас очевидно, что деньги не вернут точно, но зато вернули право устанавливать тарифы местным органам власти. То есть если поднимутся тарифы на горячую воду и отопление, то виновата местная власть.
Д.С.: Какова вероятность того, что осенью власть "открутит назад" и вновь заставит "Нафтогаз" поставлять газ для теплоснабжения по низким фиксированным ценам?
А.Р.: Я не знаю, с какой ноги встанет пан президент. То у него тариф не может быть приговором, а приговор ждет тех, кто установил такие тарифы. То говорит, что денег нет. Так что все будет зависеть от настроения Владимира Зеленского. То есть от субъективных факторов, просчитать которые невозможно.
Д.С.: Как Украине выстроить цельную систему субсидий для населения, чтобы каждый год не поднимались одни и те же вопросы?
А.Р.: Когда я покидал Кабинет Министров, у нас была создана целостная система, которую просто не надо было трогать. Все изменения, которые за два года внесла новая власть, только ухудшали ситуацию. Мы все отстроили за три года. Провели монетизацию, навели порядок, нужно было просто обеспечивать нормальное функционирование. То есть просто взять рабочий механизм, не лезть в него и не менять правила, а работать по алгоритму, который был прописан.