Владимир Орлов: 99% приостановок таможенного оформления по подозрению в контрафактности товаров заканчиваются ничем
Он отмечает, что 99% приостановок таможенного оформления по подозрению в контрафактности товаров заканчиваются ничем. А законодательство о защите прав интеллектуальной собственности просто не работает.
"Защита прав интеллектуальной собственности на границе - это еще одно проявление правоохранительной сущности таможни. Один простой аргумент: значительно проще остановить контейнер с контрафактными лекарствами, игрушками, электротехникой или агрохимией при таможенном контроле, чем потом собирать "по кусочкам" в местах реализации на внутреннем рынке. В Украине эта функция практически не работает. 99% приостановок таможенного оформления по подозрению в контрафактности заканчиваются ничем - ни протоколом о нарушении прав интеллектуальной собственности, ни уничтожением, ни судебными разбирательствами", - поясняет эксперт.
По словам эксперта, при показателе в более 5 тысяч приостановок за год на все таможни Украины набирается в лучшем случае 5-7 фактов уничтожения контрафактных товаров и около десятка административных протоколов.
"В процентном отношении - это меньше 0,3% от всего количества приостановок. В то же время как в таможнях стран Евросоюза ситуация диаметрально противоположная. Так, таможенные органы стран ЕС в 2015 году совершили более 81 тыс. приостановок таможенного оформления по подозрению в нарушении прав интеллектуальной собственности. Но главное здесь не цифра, то есть количество приостановок, а эффективность. Так, результатом 91% приостановок стало либо уничтожение контрафактных товаров (более 15 млн. единиц), либо инициирование судебных процессов", - подчеркнул Орлов.
И добавил, что только в 3% случаев приостановок товары оказались такими, что не нарушают права интеллектуальной собственности, а в 6% - были выпущены таможнями стран ЕС в свободное обращение, в связи с тем, что правообладатель не отреагировал на приостановку.
Эксперт отмечает, что попадание контрафактных товаров на рынки не только нарушает права правообладателей, но и может быть опасным для здоровья.
"Например, около четверти всех пестицидов в Украине - это контрафактные товары. В том числе подделки известных брендов Syngenta, BASF, Bayer. После использования таких пестицидов выращенная на ней сельхозпродукция отравляет нас с вами, а на восстановление почв потребуется десятки лет. И это только один из примеров. Кроме финансовых и репутационных рисков, контрафактные товары могут нести серьезную угрозу здоровью населения, экологии, общественной безопасности. В то же время эффективность деятельности ГФС по защите прав интеллектуальной собственности и борьбе с контрафактом практически равна нулю", - подчеркнул Орлов.