Включить станок. Сколько Украина может заработать на печатании чужих денег
За то время, что минуло с даты проведения денежной реформы по введению гривни, изготовление денежных знаков приобрело у нас в стране явственные черты новой национальной идентичности. Даже ухудшение качества дизайна гривень в последние годы - весьма символично. Если в 2002-2005 гг. была выпущена серия монет "самолеты Украины" с изображением авиамоделей, разработанных КБ "Антонов", и нумизмат сразу понимал, что имеет дело с мощной, технологически развитой страной, то в этом году была выпущена монета, посвященная копанию картошки - на реверсе этим процессом заняты согбенные старик и старуха. То есть ранее Украина ассоциировалась с авиастроением и ракетостроением, а сейчас - с копанием картофеля. Так в НБУ видят. Престиж национальной валюты "уронили" и в процессе замены бумажных одно- и двугривенных банкнот на монеты.
Деньги в Украине печатали не всегда, первая партия национальной валюты была заказана в Канаде. Но затем у нас было построено мощное производство, обеспеченное самыми современными технологиями. Благодаря высокому уровню зарплаты и соцпакету на этих предприятиях был создан мощный кадровый потенциал, включая очень сильный инженерно-технический персонал.
По качеству печати и степеням защиты, украинские гривни практически не уступают долларам и евро. Этим, кстати и объясняется низкий уровень подделок нашей валюты: мороки много, а выгоды мало.
Банкнотную бумагу в Украине производят на Фабрике банкнотной бумаги, и печатают деньги на Банкнотно-монетном дворе. Исторически в Украине монополия на изготовление банкнотной бумаги и самих банкнот принадлежит государству, хотя в мире таких стран не так уж и много: РФ, Китай, США, Япония и несколько других. Большая часть стран, в том числе Швейцария, Великобритания, Швеция и многие другие государства ЕС имеют частный рынок печатания денег. Но даже те центробанки, которые ввели монополию на этот вид деятельности, покупают банкнотную бумагу. Среди продавцов есть и Украина - производственные мощности нашей Фабрики банкнотной бумаги составляют 3700 т, при этом до 1 тыс. т ежегодно отправляется на экспорт. К слову, у нас разработана уникальная технология по частичной замене хлопкового сырья на льноволокно, которое значительно прочнее и долговечнее.
Но наша страна может не только продавать полуфабрикат, но и печатать готовые банкноты.
Банкнотно-монетный двор способен выпускать 1,8 млрд банкнот, 1,2 млрд монет, 1 млн монет из драгоценных металлов, 200 тыс. наград. Себестоимость производства денег в Украине значительно ниже, чем в других странах: изготовление одной банкноты обходится в 12 копеек, а монеты - 20 копеек.
Зарубежные производители тратят в разы больше. В Швейцарии печать одного франка частной компанией по производству банкнот обходится центробанку в 0,3 франка, то есть в 8 грн.
Необходимо учитывать, что частное производство денег в мире не является столь выгодным, как это может показаться на первый взгляд. Лишь сам центральный банк получает сеньораж, который определяется как разница между номиналом и стоимостью изготовления денежного знака. Но частный производитель лишен сеньоража: его прибыль - это разница между себестоимостью и продажной ценой. Технология изготовления денег весьма затратна, ведь она предполагает закупку дорогостоящей краски и банкнотной бумаги, а также использование высокотехнологичного оборудования. Именно поэтому на мировом рынке сегодня работают два типа компаний. Первые действительно стараются специализироваться на производстве банкнот и банкнотной бумаги. Вторые используют данное направление для имиджа, мол, если нам доверяют центробанки иностранных государств, то что нам стоит выполнить любой частный заказ на изготовление качественной и дорогой полиграфии.
Самостоятельно выйти на этот специфический рынок госпредприятию из Украины практически невозможно. Нужен иностранный партнер, который активно работает в данном сегменте. Именно поэтому в НБУ сообщили о начале сотрудничества с ведущей компанией по производству бумажных банкнот - Crane Currency. Сколь успешной будет эта кооперация, покажет время. Государственно-частного партнерства в производстве бумажных денег у нас еще не было. Crane Currency не новичок на рынке постсоветских стран: эта компания участвовала в производстве манат для Азербайджана и сом для Узбекистана. Всего она обслуживает 50 центральных банков (США, Великобритании, Швеции, Мексики, Нигерии, Малайзии, Индии и др.). В США компания уже 140 лет поставляет банкнотную бумагу, а всего она работает на рынке почти 200 лет.
Производство денег на экспорт среди стран бывшего СССР - это не ноу-хау нашего НБУ. Российское АО "Гознак", производственная мощность которого составляет 7 млрд банкнот и 11 тыс. т банкнотной бумаги, уже давно вышел на мировой рынок. Среди клиентов - центральные банки Ливана, Йемена, Гватемалы, Индонезии, Китая, Нигерии и других стран. Среднегодовая выручка этого предприятия за последние годы выросла до 39 млрд рублей, а прибыль - до 4 млрд руб.
Ведущим производителем бумажных денег на частном мировом рынке является английская компания De La Rue. Более 60% ее выручки - это доходы от контрактов на производство бумажных денег, то есть она относится к типу специализированных компаний. Имиджевым контрактом для нее была поставка банкнот Банку Англии в размере более 10 млрд штук в течение 11 лет. Хотя пример этого сотрудничества может быть весьма поучительным и для нас. Недавний контракт на изготовление фунтов на пластиковой основе De La Rue проиграла компании Innovia, которая начинает активный захват данного инновационного сегмента изготовления банкнот.
По сообщению НБУ, он не рассматривает возможность введения в Украине пластиковых денег по причине отсутствия специального оборудования. Следовательно, уже в ближайшие 10-15 лет формат производства банкнот в Украине может существенно морально устареть, и тогда из экспортера банкнотного сырья мы можем превратиться в импортера, ведь будущее, как ни крути, за цифровой валютой и пластиковыми банкнотами. В случае вытеснения бумажных банкнот пластиком Украине придется либо строить новую банкнотную фабрику и импортировать сырье для изготовления банкнот, либо размещать заказы у частных изготовителей. Но это все - далекая перспектива.
Пока наша хлопково-льняная бумага может вполне конкурировать на мировом рынке. Также Украина может выполнять часть заказов на производство бумажных денег для азиатских и африканских стран, например, в качестве субподрядчика той же Crane Currency. Вот только стоит ли предоставлять ей эксклюзив на заказы? Ведь помимо упомянутой выше De La Rue есть и компания Orell Fussli, которая печатает швейцарские франки. В отличие от первой, вторая исповедует стратегию диверсификации: доход от "денежного дела" составляет треть доходов корпорации, а примерно половина - это доход от сети книжных магазинов. Еще около 20% приносят продажи технологического оборудования для полиграфии.
Учитывая колоссальную разницу в себестоимости изготовления банкнот у нас и в той же Швейцарии, вся дельта будет оседать у компании-посредника. С другой стороны, повторимся, самостоятельно выйти на этот рынок будет крайне сложно, ведь ключевой фактор конкурентного преимущества здесь - наличие гарантий изготовления банкнот в срок и с надлежащим качеством. И гарантии должны быть предоставлены компанией с мировым именем.
С другой стороны, рядом с нами такой гигантский рынок, как ЕС, и европейская валютная система: более 1 трлн евро наличных и почти 18 млрд банкнот. Каждый центральный банк страны, которая входит в систему евро, самостоятельно принимает решение о выпуске банкнот и монет. Следовательно, пул подрядчиков здесь может быть самый разнообразный. Сегодня рынок разделен между такими флагманами, как De La Rue, Fiduciaire, Giesecke & Devrient, Koninklijke Joh. Enschedé. Портфель заказов у каждой из них включает в себя от нескольких до десятка стран. Немецкая Giesecke & Devrient занимает первое место по печати евро и поставкам банкнотной бумаги. Становление этой корпорации произошло в условиях веймарской республики, когда Германия была охвачена послевоенной инфляцией - печатать денег пришлось много. Очень много.
Кстати, вполне вероятно, что в русле мейнстрима "продать все государственное", в Украине могут предложить приватизировать и банкнотное производство, ведь в той же Швеции в связи с нерентабельностью была продана государственная компания, а покупателем выступила... Crane Currency. Сейчас Tumba Bruk печатает деньги как частное юридическое лицо. Кроме того, Crane Currency в последнее время усилила свою экспансию на европейский рынок: в качестве примера можно назвать проект по строительству фабрики на Мальте стоимостью $100 млн.
Примечательно: Crane Currency производит банкнотную бумагу не из чистого хлопка, а из переработанного вторсырья, получаемого из джинсового секонд-хенда. Как мы уже упоминали, эта компания - крупнейший мировой игрок на рынке производства банкнотной бумаги, который со временем может обратить внимание и на нашу банкнотную фабрику, причем не как партнер, а как потенциальный покупатель и инвестор. Ведь в настоящее время для гостей из США у нас повсеместно горит "зеленый" и мы готовы покупать в Штатах буквально все, от угля до локомотивов.
На данный момент можно оценить распределение мирового рынка производства банкнотной бумаги и самих банкнот по нескольким ключевым игрокам. Это Crane Currency (США), которая занимает лидирующие позиции в Америке с годовой выручкой в пределах $500 млн. В ЕС такой компанией является немецкая Giesecke&Devrient с показателями в $400 млн. В Великобритании - De La Rue (менее $100 млн, если брать чисто банкнотный бизнес). В РФ - монопольный "Гознак", экспортную выручку которого можно оценить в более чем $50 млн.
Потенциал банкнотной фабрики НБУ и монетного двора в части экспортных поставок составляет чуть более $30 млн в год.
Как бы там ни было, но сам по себе крен НБУ в сторону поиска экономической эффективности и рентабельности банкнотного производства является позитивом. Если бы при этом в Нацбанке не забывали о стабильности гривни и уровне ее престижа, было бы вообще замечательно. И последнее: такие компании, как Crane Currency, никогда не приходят лишь для подписания протокола о намерениях.