Вице-президент Нацбанка Польши: Сегодня работать довольно скучно, потому что не возникает никаких конфликтов
— В Польше за последних полтора года изменилось все руководство страны: президент, правительство, Сейм и Сенат. Насколько сильно изменилась экономическая политика?
— В Польше сейчас наблюдается стабильный экономический рост. За I квартал 2016 г. рост составил 3,1%, а прогноз на 2017 г. — более 3% (в Украине за II квартал ВВП вырос на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года; прогноз на 2017 г. — 3%. - Ред.). То есть в контексте экономического роста ничего не изменилось, и на данный момент такой рост ВВП является самым большим среди восточных стран ЕС.
Также правительство Польши собирается увеличить темп роста ВВП за счет структурных реформ. Специальная программа этих реформ, за которую отвечает министр экономического развития страны Матеуш Моравецкий, будет имплементирована без промедления. Поэтому крайне важна координация руководства именно Центрального банка (который отвечает за стабильность цен) и правительства, ответственного за структурные реформы.
В макроэкономической ситуации, где сейчас доминируют дефляция и низкие процентные ставки, важно проводить реформы и согласовывать бюджетно-налоговую политику с денежно-кредитной. Центробанк сделал все зависящее от него и теперь уже следующий шаг в сфере бюджетно-налоговой политики — за правительством. Ибо главный фактор экономического роста в Польше на данный момент — внутреннее потребление. А основной показатель, характеризующий рост, — уровень инвестирования в экономику. Поэтому очень важно поддерживать инвестиции.
— Польская экономика довольно успешно справилась с кризисом 2007 г. За счет чего это удалось? Какова была роль НБП?
— Действительно, польская экономика успешно пережила кризис, практически не испытав никаких затруднений. Центральный банк и Совет по денежно-кредитной политике (отвечающий за уровень процентных ставок, способствующих росту экономики) сделали все, что от них зависит. С помощью Совета по денежно-кредитной политике Центробанка мы создаем благоприятные условия для функционирования экономики. Следующий важный момент в политике Центробанка — сохранение денежной стабильности на финансовых рынках. Ибо на сегодня они являются одним из важнейших каналов функционирования денежно-кредитной политики.
— Часто ли в Польше бывают крахи коммерческих банков?
— В нашей стране много лет не было крахов коммерческих банков. Лишь в 2001 г. лопнул один из небольших банков и в прошлом году произошел крах крупного кооперативного SK Bank (В Украине в финансовом секторе 78 банков выведены из рынка, более 700 млрд выплачено вкладчикам обанкротившихся банков. — Ред.). Причина банальна — слишком высокий процент невыплат по своим обязательствам. И после длительного расследования PFSA (PFSA — это Польский финансовый регулирующий орган. Обязанности данного органа состоят в контроле за банковской, страховой деятельностью и правомерной работой рынка капитала. — Ред.) принял решение закрыть банк, но на стабильность системы это не повлияло.
— За счет чего Польше удалось достичь стабильности национальной банковской системы?
— Ключ к такой стабильности — правильное регулирование, надзор над банковским сектором экономики, которые осуществляются PFSA, неподконтрольным НБП. Он ответственен не только за финансовую стабильность и надзор над банковским сектором, но также за регулирование рынков капитала и выпуск ценных бумаг.
— Это единственный орган, отвечающий за банковский надзор?
— Нет, в Польше существует сильная институциональная сеть безопасности, состоящая из четырех основных элементов: министерство финансов, НБП, Фонд по гарантированию банковских вкладов и PFSA. И, как я уже говорила, Польша достаточно безболезненно пережила кризис 2007 г. за счет того, что у нас существует сильная система финансовой и макроэкономической стабильности. В прошлом году создано спецучреждение, отвечающее за макроэкономическую стабильность, которое в том числе следит за устранением экономических рисков.
— А что за учреждение? У него какие-то особые функции?
— Это Комитет финансовой стабильности. Он несет ответственность за формирование макропруденциальной политики и координирование действий в рамках кризисного управления. Его основной задачей является идентификация, оценка и мониторинг системного риска, который возникает в финансовой системе или ее окружении. Вторая ключевая задача — это инициирование действий, направленных на ограничение выявленных угроз для финансовой стабильности.
— Какова роль НБП в формировании экономической политики в Польше?
—Нацбанк Польши ответственен за стабильность цен. Согласно нашему законодательству мы также ежегодно предоставляем нашу оценку закона бюджета.
— Каковы приоритеты НБП в формировании денежной политики?
— Главным приоритетом Нацбанка Польши является стабильность уровня цен. Делается это за счет того, что Совет по денежно-кредитной политике НБП устанавливает учетную ставку. Сегодня учетная ставка НБП — 1,50% (учетная ставка НБУ в 10 раз выше. — Ред.). С помощью операционных инструментов НБП банк контролирует достижение краткосрочной процентной ставкой установленного уровня учетной ставки. Также несколько лет назад в Польше принята политика прямого инфляционного таргетирования, а среднесрочный целевой уровень инфляции сейчас установлен в 2,5% (с коридором колебаний 1,5-3,5%).
Также для НБП очень важна коммуникация между ним и другими субъектами, так как банк публикует прогноз по уровню инфляции в экономике. Еще одна важная цель НБП — финансовая стабильность. Банк контролирует стоимость национальной валюты и с помощью высокого уровня собственных золотовалютных резервов может влиять на курс злотого.
— Бывают ли разногласия между руководством НБП и правительством при проведении экономической политики? Возможно, конфликты? Как их разрешают?
— Я пришла на работу в польский Нацбанк в 1983 г. Должна признать, что конфликты между руководством НБП и правительством были, но случались они нечасто. Сегодня работать в НБП довольно скучно, потому что не возникает никаких конфликтов.
Все учреждения в Польше являются полностью независимыми, но их объединяет общая цель — способствовать экономическому росту и финансовой стабильности в стране. Мы часто встречаемся и обсуждаем различные мнения касательно денежно-кредитной политики в стране, и Центральный банк, в свою очередь, может также вносить предложения правительству по поводу регулирования. Таким образом, правительство может слышать мнение НБП. Но самое главное в этом процессе — говорить и обсуждать.
— То есть сейчас между польским правительством и НБП абсолютное взаимопонимание?
— На моем уровне ответственности никаких конфликтов нет. Также, по моим наблюдениям, сегодня существует хорошее сотрудничество между НБП и министерством финансов. Конечно, бывали случаи, когда министр финансов высказывал свое критическое мнение касательно уровня процентных ставок в Польше. Также и глава НБП мог критиковать уровень бюджетного дефицита. Но теперь разногласия отсутствуют, потому что все мы находимся в "одной лодке".
— Вы упомянули, что в начале вашей карьеры случались конфликты между правительством и НБП. Из-за чего именно?
— Например, в 1980-1990-х гг. была ситуация, когда министерство финансов хотело, чтобы Нацбанк финансировал бюджетный дефицит страны. Это происходило за счет того, что НБП выкупал долговые обязательства министерства финансов. В конце 1990-х это было запрещено, и общая практика во многих странах мира такова, что национальные банки не имеют права финансировать бюджетный дефицит государства. На данный момент в Польше существует комитет по управлению государственным долгом. Он как раз входит в сферу моей ответственности. Мы постоянно встречаемся и обсуждаем вопросы по операционной деятельности. Также надо признать, что мы остаемся финансовым посредником министерства финансов Польши: ведем его счета, организовываем аукцион тех краткосрочных и долгосрочных обязательств, которые им выпускаются.
— Какова роль коммерческих банков в финансовом секторе Польши?
— Главная задача — выдавать кредиты. В Польше на данный момент существуют 50 коммерческих и 516 кооперативных банков (по состоянию на 1.1.2016 в Украине насчитывалось 117 действующих банков. — Ред. ). Последние по своему размеру являются очень маленькими, поэтому они выдают кредиты в большинстве случаев местному населению и местным органам власти.
Что касается коммерческих банков, то это довольно крупные учреждения. И в зависимости от размера капитала банков они могут выдавать различные суммы кредитов. На данный момент в Польше наблюдается процесс консолидации. Это означает, что банков будет становиться все меньше, а уровень их собственного капитала станет намного выше, нежели сегодня, за счет чего они смогут выдавать большее количество кредитов. В Польше существует государственный банк BGK, который ответственен за выдачу кредитов на государственные программы и поддержку различных секторов экономики. Также он может предоставлять кредиты другим коммерческим банкам. Вообще стране крайне важно иметь государственный банк, который поддерживал бы своими кредитами различные секторы экономики.
— А что вы скажете о банках с иностранным капиталом? Какова их роль в экономике Польши?
— У нас нет никакой разницы между иностранными и государственными банками, так как они работают в одинаковых условиях, соблюдают те же требования польского законодательства и между ними существует всего лишь конкуренция за клиента.
— А какова доля банков с иностранным капиталом? У вас есть ограничения присутствия заграничного банковского капитала?
— Ограничений не предусмотрено. В начале 1990-х гг. в Польше было мало капитала, поэтому иностранные инвесторы вкладывали свой капитал, создавая банки. И в 1990-х гг. доля иностранных банков в польской экономике была на уровне 60-70%. Сейчас она снизилась до 50-52% (доля иностранного капитала в банковской системе Украины составляет около 46%. — Ред.). И ожидается, что будет дальнейшее падение за счет консолидации банков. В целом это естественный процесс и следствие того, что в 1990-е Польша испытывала дефицит капитала.
Тем не менее присутствие иностранных банков в экономике рассматривается как позитивный фактор, ибо банки приносят технологии, новые управленческие методики, стандарты ну и, конечно, капитал. Постепенно все это приводит к тому, что стирается разница между внутренними банками и иностранными. Но еще раз хочу подчеркнуть, что в Польше нет никакой политики, которая регламентировала бы процент присутствия иностранных банков в экономике.
— Тем не менее в Польше время от времени поднимают вопрос о полонизации банковского сектора. Как считаете, это здравая идея?
— Да, действительно, такая дискуссия ведется. Но следует отметить, что это естественный процесс. И если в Польше есть достаточное количество национального капитала, то почему бы и нет? Ведь за счет полонизации можно достичь большей независимости от иностранного капитала. Все видели примеры Италии, Греции, где в том числе из-за доминирования банков с иностранным капиталом наблюдались определенные проблемы. Но мы придерживаемся позиции, что нужно быть гибким в формировании нашей денежно-кредитной политики и в частности в регулировании. Польша — открытая экономика. Сейчас нет границ, проходят процессы глобализации, либерализации.
— Как насчет зоны евро? Это еще интересно для вашей страны?
- На данный момент у Польши нет никакого официального намерения вступать в еврозону. Хотя, вполне естественно, существуют как преимущества, так и недостатки пребывания стран в еврозоне.
— Для страны такого уровня экономического развития, как современная Польша, национальная валюта имеет приоритет?
— Наш злотый сегодня является свободно конвертируемой валютой. Его стоимость базируется на мощном фундаменте польской экономики и стабильности финансовых рынков.
— То есть на данный момент приоритет это злотый?
— По состоянию на сегодня вопрос вступления в зону евро не обсуждается и не стоит на повестке дня. Но в то же время мы постоянно мониторим ситуацию в еврозоне, и если будет приниматься решение о вступлении Польши в еврозону, то это будет, преимущественно, политическим решением. Понятно, что для этого надо будет соблюсти все критерии для вступления в еврозону. И только после принятия решения о движении в сторону еврозоны будут начинаться дискуссии. Сейчас данный вопрос не поднимается и все учреждения фокусируются на внутренней польской экономике.
— Этим летом финансовые рынки довольно нервно отреагировали на Brexit. Как это почувствовали в Польше?
— Стремительной реакции на Brexit на польских рынках не было зафиксировано. Но многие аналитики испытали разочарование, так как никто не ожидал, что британцы примут решение о выходе из ЕС. Тем не менее это право населения Великобритании. И мы все наблюдали, как английский фунт стерлингов упал по отношению к доллару до минимального (за последние несколько декад) значения.
— Да, это была сложная ситуация. Как вы полагаете, современный украинский финансовый рынок напоминает польский?
— Сегодня невозможно сравнивать финансовые рынки Польши и Украины. Польский финансовый рынок сформировался в еще 1990-е гг., а Украине только предстоит создавать такой рынок, что становится все сложнее.
— Почему сложнее?
— В условиях глобализации рынков, их взаимопроникновения любая негативная новость на финансовых рынках может быстро переходить и на внутренний рынок, тем самым подрывая его устойчивость. Но, думаю, Украина знает, какие шаги следует предпринимать на данном этапе. Я вижу немало важных изменений в украинских экономических показателях. К примеру, обменный курс гривни практически такой же, как и в прошлом году.
— Вы полагаете, это признак стабильности?
— Думаю, что это свидетельствует о том, что валютно-обменный курс гривни как минимум был достаточно стабилен на протяжении целого года. Это хороший сигнал для рынка. Кроме того, ваша страна увеличила золотовалютные резервы, за счет чего можно уменьшить волатильность обменного курса.
— Правильно ли понимать, что украинский финансовый рынок не вышел даже на уровень польского в 90-е гг. прошлого века?
— На ваш вопрос очень сложно ответить, так как в Украине, к примеру, все еще не сняли определенные ограничения в административном регулировании. То есть не наблюдается полной либерализации. Поэтому сравнивать наши рынки крайне тяжело. Мы прошли этот этап еще в 1990-е гг. При этом, с точки зрения обменного курса гривни, можно говорить, что волатильность находится на низком уровне и национальная валюта в данный период является стабильной. Но это всего лишь один показатель, и его недостаточно, дабы оценить финансовый рынок в целом. Нужно также учитывать процентную ставку, уровень инфляции и темп роста ВВП в экономике. Потому что данные показатели являются ключевыми для инвесторов, принимающих решение об инвестировании на украинском рынке. К тому же Украина еще в процессе оздоровления банковского сектора: много банков ликвидируется и, по сути, создается новая банковская система. Поэтому сравнивать финансовый рынок в Украине и Европе невозможно. Ваша страна пока находится в процессе реформирования.
— Что, по вашему мнению, нужно сделать с украинским финансовым рынком, чтобы он стал больше напоминать польский?
— Работать, работать и работать в правильном направлении. Украина сейчас сотрудничает с МВФ, который дает советы вашей стране, как нужно развиваться. Мой же главный совет — быть более активными в своих действиях. Украина знает свои уязвимые места как никто другой. К тому же каждая страна имеет свою специфику: это и культура, и традиции, которые тоже надо учитывать при формировании политики. Будьте активными, у вас есть поддержка иностранных государств и большой экономический потенциал. Я очень хорошо понимаю ситуацию вашей страны и многие проблемы, с которыми вы сейчас сталкиваетесь, так как работала в НБП в период трансформации. Но Польша все годы усердно работала и поэтому достигла того уровня развития, который имеет сегодня.
Анна Тжечиньска, вице-президент НБП (Narodowy Bank Polski)
Выпускница Варшавской школы экономики, факультет экономики производства.
В НБП - с 1983 г. Карьеру начинала в департаменте планирования, затем работала в департаменте денежно-кредитной политики. Занимала должности заместителя директора департамента денежно-кредитной политики, директора департамента денежно-кредитной политики.
С ноября 2014 г. - заместитель председателя (вице-президент) НБП. Наряду с работой в НБП исполняла функции члена Совета по надзору Корпорации страхования экспортных кредитов, члена Совета Национального депозитария ценных бумаг, а также члена Совета Международного банка экономического сотрудничества в Москве.
С 1 ноября 2009 г. назначена на должность заместителя президента Фонда по гарантированию банковских вкладов.
Занимала должность директора банка PKO Bank Polski.