Виктор Янукович возвращает Украину в эпоху многовекторности
Присоединение Украины к новому торговому договору СНГ стало очередной попыткой Киева снискать благосклонность Москвы в энергетической сфере. Но, согласившись на поддержку экономической инициативы Кремля, Банковая не взяла на себя никаких политических обязательств, в очередной раз ускользнув от прямого ответа на вопрос о возможном участии Украины в Таможенном союзе, активно продвигаемого российским тандемом. Одновременно Киев активно продолжает готовиться к подписанию договора об ассоциации с ЕС. Но и в отношениях с Брюсселем не спешит выполнять всех требований для дальнейшего процесса евроинтеграции. В итоге команда Виктора Януковича рискует потерпеть поражение на обоих внешнеполитических фронтах, повторив негативный опыт своих предшественников.
Зона без Союза
18 октября премьер-министр Украины Николай Азаров вместе со своими коллегами из Армении, Беларуси, России, Молдовы, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках Содружества независимых государств. Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан отказались ставить свои автографы на документе.
Несмотря на пафос, с которым это событие было преподнесено российскими СМИ и истерию украинской оппозиции о невозможности дальнейшей интеграции в европейское пространство, сам факт появления этого документа не несет никакой дополнительной политической нагрузки. Подписанный еще в 1994 г. Договор о зоне свободной торговли российский парламент так и не ратифицировал из-за невыгодного для себя обнуления пошлин, в том числе и надбавок при экспорте энергоносителей. Потому все государства Содружества торговали между собой на основании двухсторонних договоров о ЗСТ.
За полтора десятилетия обстоятельства, при которых вопрос о совместной зоне свободной торговли возник снова, существенно изменились. В 1994 г. зона должна была стать инструментом восстановления ослабленных развалом СССР экономик, при этом все партнеры по умолчанию были равноправными участниками процесса.
Сейчас же Москва не скрывает, что хочет быть лидером в этом объединении. И рассматривает зону свободной торговли исключительно как ступень на пути к созданию единого экономического пространства и Таможенного союза, предполагающего потерю присоединившимися к нему государствами части своего национального суверенитета. Начало президентской кампании в России еще больше актуализировало этот вопрос. Ведь главная ставка в агитации кандидата №1 будет сделана на формирование имиджа Владимира Путина как реаниматора союзного государства под эгидой РФ.
В Кремле понимают, что подписанное соглашение, по сути, не меняет ни политического, ни экономического расклада сил на территории зоны. Но недвузначно намекают, что считают всех подписантов документа потенциальными членами союза, которым лучше и не помышлять об альтернативных ЗСТ. "Я не исключаю, что в любой момент одна из сторон (СНГ) потребует проведения консультаций по поводу зоны свободной торговли с Евросоюзом. Если по результатам этих консультаций выяснится, что угроза действительно существует, то в соглашении о ЗСТ могут возникнуть новые защитные меры. В этом случае, если правительства (стран СНГ) признают, что возникают угрозы для нашей взаимной торговли, наша сделка может начать размываться, т. е. появляются новые изъятия, и вместо дальнейшей интеграции мы можем получить новый барьер", — предупредил ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза и один из идеологов возрождения СССР при Кремле Сергей Глазьев, явно намекая на Украину.
Украина, одновременно активно готовящаяся к подписанию соглашения об ассоциации с Европейским союзом, поспешила успокоить обоих потенциальных партнеров. Сразу же после церемонии подписания премьер Николай Азаров дал поручение министерствам изучить возможность вступления в Таможенный союз, но через несколько дней поспешил сделать заявление для европейских партнеров: "Подписанное Соглашение о зоне свободной торговли не содержит никаких обязательств по вступлению в Таможенный союз".
Киеву, который готовится к нелегким газовым переговорам, еще не раз придется делать реверансы в сторону России. По словам премьера, наша страна уже получила обещание россиян разработать новое соглашение о поставках газа до конца октября, что лишь доказывает: Москва любит, когда ей угождают. К тому же такие заигрывания помогут держать в тонусе и европейских чиновников, серьезно раздумывающих над возможностью заморозить сближение с Украиной из-за политических репрессий в стране.
Ассоциация в обмен на демократию
Именно соблюдение гражданских прав и свобод, а не мифическая угроза от нового договора по ЗСТ, подписанного Украиной со странами Содружества, волнует сейчас Брюссель больше всего. "Нет проблемы в том, чтобы заключить договоры о зоне свободной торговли с Брюсселем или странами — членами ЕС с одной стороны, и с Москвой, Минском с другой", — заявил на днях комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле. Европа заинтересована в зоне свободной торговли с Украиной не намного меньше нашего. Однако попытки "приручить" Киев обходными путями — через предоставление технической помощи, советы и консультации относительно выстраивания нормальных практик ведения бизнеса и принятия не обезображенного коррупционными лазейками законодательства, регулярно терпят фиаско.
Наглядным тому примером является история с изменением Закона "Об осуществлении государственных закупок", исключившим из сферы его действия ряд видов товаров и услуг. В итоге государственные органы власти получили право закупать без тендеров услуги монополистов коммунального сектора, а предприятия госсобственности — осуществлять безтендерные закупки за собственные средства. Формально новый закон, как и прежде, учитывал требования мировых финансовых организаций о предоставлении равного доступа к участию в тендерах и украинских, и иностранных предприятий. Но на практике фактически сделал невозможным участие в конкурсе зарубежных компаний. Чтобы исправить ситуацию и защитить интересы последних, руководству ЕС даже пришлось приостановить предоставление Украине финансовой помощи.
В этом контексте ждать, что Европа согласится на изменение формата отношений с Киевом в угоду неким своим "экономическим интересам", — совершенно не стоит. Евросоюзу необходимо исключительно комплексное соглашение об ассоциации, которое предполагает среди прочего приведение правового поля Украины в соответствие с западными стандартами ведения бизнеса и возможность влиять на Киев в случае невыполнения взятых на себя экономических и политических обязательств. Поскольку только в этом случае компании из стран — членов ЕС, заинтересованные в участии в крупных инфраструктурных и высокотехнологичных проектах в нашей стране, смогут закрепиться и работать с выгодой для себя на отечественных рынках.
Поэтому договор о зоне свободной торговли с Украиной для Европы является всего лишь одним из пунктов более глобального документа — договора об ассоциации, подписание которого возможно исключительно на условиях Евросоюза. И заявление о согласовании технического варианта текста документов по ЗСТ говорит лишь о том, что свой максимум во взаимоотношениях с Брюсселем мы уже выторговали. В этом контексте заявления отдельных представителей ПР о том, что стороны могут ограничиться сотрудничеством сугубо в торговой сфере, не выдерживают никакой критики. Ведь продавать нам свои товары страны — члены еврозоны могут успешно и в рамках ВТО.
И в этой ситуации Киев не должно вводить в заблуждение затишье, которое воцарилось между Украиной и ЕС после вспышки эмоций, вызванных вынесением приговора Юлии Тимошенко. Скорее оно говорит о том, что время громких заявлений прошло и еврочиновники готовят адекватный ответ украинскому руководству, который может быть озвучен 27 октября в резолюции парламента ЕС. Им может стать и отказ подписывать итоговую версию соглашения об ассоциации непосредственно на саммите Украина — ЕС в декабре.
Проигрышная стратегия
Подталкиваемая с двух сторон к совершенно противоположным шагам Европой и Россией, Украина может, конечно, достичь определенных результатов. Однако, запугивая Брюссель Таможенным союзом, а Кремль — ассоциацией с Евросоюзом, продержаться на плаву, как показывает опыт Леонида Кучмы, удастся недолго. Как известно, второй президент Украины на международной арене сделал ставку на придуманную им же "многовекторность".
Но, поочередно отдавая предпочтение расширению сотрудничества то с США и ЕС, то с Россией, не смог достичь видимых результатов ни на западном, ни на восточном направлении. В итоге оказавшись в политической изоляции. Яркой иллюстрацией тому стало использование французского алфавита при рассадке глав государств во время саммита НАТО в Праге в 2002 г., благодаря чему президент Украины сидел в конце стола, а не по соседству с главами США и Великобритании.
В похожей ситуации рискует оказаться и нынешний Президент Украины, если продолжит торговаться и шантажировать обоих стратегических партнеров. Результат будет вполне предсказуемым. От ЕС мы получим отказ подписывать договор по зоне свободной торговли и невъездной статус для чиновников, а от Кремля — высокую цену на газ и постоянные торговые войны. И чем раньше Виктор Янукович это осознает, тем меньше у него шансов закончить свой политический путь так же бесславно, как и его наставник.
Ярема Городчук, Елена Лысенко, Алексей Набожняк ("Деловая столица", N43, 24.10.2011 г.)
ДеПо - интернет-ресурс издательства "Картель". Републикация авторских статей и интервью, размещенных на портале ДеПо, запрещена. Читайте подробные Правила републикации.