Верховный суд рушит планы Израиля завоевать европейский рынок газа

Правительству нужно как можно быстрее "испечь плюшку" для газового консорциума
Фото: themarker.com

Разработка и добыча газа на крупнейших с 2000-х месторождениях на Средиземноморском шельфе Израиля снова столкнулась с колоссальными вызовами, которые не только ставят на грань срыва предыдущие договоренности с американской Noble Energy и ее надежным израильским партнером Delek Energy, но ведут к новому витку политического противостояния и угрожают амбициозным планам Иерусалима по выходу на газовый рынок в качестве сильного и конкурентоспособного игрока.

Накануне Высший суд справедливости Израиля (БАГАЦ) заблокировал соглашение по разработке месторождений "Левифиан" (объем ориентировочно равен почти 500 млрд кубометров) и "Тамар" (300 млрд кубометров - лучшее месторождение по итогам 2008 года). Cуд не устроил пункт о налоговых льготах в соглашении для консорциума: проект "Тамар" это - Noble Energy (доля 36%), Isramco Negev (28,75%), дочерние компании Delek Energy - Delek Drilling и Avner Oil (по 15,625%), Dor Gas Explration (4%); "Левиафан" - Noble Energy (39,66%), Delek Drilling и Avner Oil (по 22,67%), еще одна израильская компания Ratio Oil Explration (15%). В частности, соглашением предусматривалось "бетонирование" на 10-15 лет льготного режима налогообложения в газовой отрасли, что затрагивает и "газовиков", и инвесторов, которые хотели бы вернуть свои вложения за эти 10 лет. По сути, отказ от стабильной регуляции может как максимум похоронить проект, для развития которого требуется инвестировать десятки миллиардов долларов, а как минимум отодвинуть развитие месторождений на 5 лет. Но БАГАЦ счел такое предложение правительства неконституционным и дал кабмину Биньямину Нетаньяху год на корректировку.

Премьер-министр на это решение отреагировал негативно, заявив, что благодаря постановлению суда Израиль "воспринимается как государство, где судебная власть чрезмерно вмешивается" во многие процессы, вследствие чего, с его точки зрения, в стране "сложно вести бизнес". "Ни у кого нет причин для радости по поводу того, что газ останется в недрах (Средиземного) моря, а также что израильские граждане не получат сотни миллиардов шекелей", - заявил он, добавив однако, что правительство рассмотрит способы компенсации "значительного ущерба", причиненного Израилю решением суда.

Ожидаемо не в восторге от постановления БАГАЦ и Noble Energy, которая назвала его "разочаровывающим". Гендиректор и глава совета директоров американской компании Дэвид Стовер подтвердил, что оно ставит под угрозу разработку месторождения "Левиафан". "Для развития такого проекта необходимы многолетние гигантские инвестиции, а для этого нужна стабильность. Noble Energy постоянно говорила об этом как о непременном и минимальном условии", - заявил он. Стовер также надеется, что правительство сможет найти выход, но в противном случае недвусмысленно дал понять, что готов идти в арбитражный суд.

Стоит заметить, что эпопея с разработкой и добычей газа на четырех месторождениях при участии вышеуказанных компаний тянется уже не один год. Начало было положено в конце 2014 года, когда Нетаньяху пытался убедить министра экономики Арье Дери дать добро на сделку без участия антимонопольного ведомства. Среди доводов было то, что 60% всех нефтегазовых доходов благодаря нескольким налогам будут идти в бюджет, и необходимость превращения Израиля из страны-импортера в страну-экспортера. Дери не согласился и передал дело антимонопольного агентства, глава которого Дэвид Гило под давлением общественности заявил о намерении изменить условия предоставления лицензии. Это при том, что консорциум ранее уже согласился передать два менее крупных месторождения "Кариш" и "Танин" (примерно по 100-150 кубометров газа) третьей стороне в обмен на "Левиафан" и "Тамар". В ответ на это Стовер заявил о прекращении инвестиций в Израиль до тех пор, пока власти не разберутся, чего хотят. А Гило между тем ушел в отставку, осознав "тщетность попыток побороть намерение правительства реализовать эти проекты".

Затем последовали долгие месяцы переговоров - в правительстве, парламенте, с компаниями, с привлечением общественности и т.д. К примеру, 6 июля в Кнессете произошло бурное обсуждение сделки. Правые из премьерской партии "Ликуд" и "Еврейского дома" вступились за консорциум во главе с Noble Energy. Проект раскритиковал депутат из левой еврейско-арабской партии "Хадаш" Дов Ханин, который использовал традиционные для политической силы с левой идеологией доводы, вроде заботы правительства Израиля прежде всего об интересах олигархов. При этом он нахваливал "греческую демократию", имея ввиду популизм леворадикальной партии "Сириза" и возглавляющего ее премьера Алексиса Ципраса. Получив жесткую отповедь правых, он затих.

В то же время глава Noble Energy в Израиле Биньямин Зомер напомнил присутствующим, что его компания была единственной, согласившейся работать в стране на момент разведки "Тамар", когда более 100 компаний сочли его нерентабельным. По словам Зомера, Noble Energy смирилась с тем, что "правительство Израиля продолжает открывать и изменять условия ранее заключенных соглашений - чего не потерпела бы никакая другая компания". И действительно, компания уж очень долго мирилась с политикой властей Израиля. Вот и сейчас, после решения Верховного суда, заявление гендиректора полно надежды, что Иерусалим одумается. Естественно так просто Noble Energy сдавать не намерена, ведь на кону около 800 млрд кубических метров газа, которые в случае чего охотно подберут проигравшие ранее конкуренты - российский "Газпром" или французская Total.

Невыгодны такие препятствия и одному из главных лоббистов соглашения с консорциумом Биньямину Нетаньяху, т.к. на горизонте уже обозначились приятные перспективы превращения в крупного экспортера газа.

Еще в апреле 2015 года премьер и министр энергетики и водных ресурсов Сильван Шалом одобрили соглашение о продаже газа из "Тамар", частным компаниям в Иордании "Арабскому калию" и его дочке "Иорданскому брому". Согласно сделке, компании в течение 15 лет должны были выкупить у Израиля 1,87 млрд кубометров газа стоимостью 500 млн долларов. Интерес к поставкам газа проявлял и Египет. После конфликта с Россией наметилось и потепление в отношениях с Турцией, которая также заинтересовалась голубым топливом Израиля.

Для правительства Нетаньяху выход на рынки Иордании, Египта и Турции очевидно выгоден, к тому же таким образом Иерусалиму удастся потеснить "проснувшийся" после санкций Иран. Но тот же турецкий рынок важен еще тем, что через Анкару лежит кратчайший сухопутный путь в Европу. Правда дело осложняет недавняя активизация переговоров между Тегераном и Анкарой о сотрудничестве в той же энергетической сфере. Т.е. Иран так же зарится на коридор в Евросоюз, а значит Израилю, чтобы выйти на европейский рынок, придется еще найти подход к властям Турции.

Очевидно, что вышеупомянутое постановление суда создает дополнительные трудности, и немалые. Стовер оставил Нетаньяху пространство для маневра, да и сам премьер заверил, что попытается найти выход из сложившейся ситуации. Теоретически у главы израильского правительства есть два пути соблазнить Noble Energy в новой ситуации - попытаться добиться возвращения консорциуму прав на "Кариш" и "Танин" или изменить соглашение, поиграв с размером доли американцев в проекте.

Первый вариант не столь привлекателен для консорциума по причине уже незначительных объемов газа в этих двух месторождениях. Что касается второго, то соглашением предусматривалось, например, снижение доли Noble Energy в проекте "Тамар" с 36% до 25% к 2020 году. Однако повышения доли к 2020 году для компании будет определенно недостаточно, т.к. к этому времени запасы голубого топлива сильно оскудеют, и все внимание Noble будет уделять "Левиафану", где начало добычи ранее намечалось на июль 2019 года. Значит израильский кабинет министров вероятно будет вынужден сосредоточиться на том, чтобы сделать проект "Левиафан" более выгодным для консорциума, чтобы компенсировать потенциальные убытки и риски от изменения налогообложения, но при этом не вызвать новую волну возмущения этим сотрудничеством в самом Израиле. И правительству, кровь из носу, необходимо сотворить новое привлекательное и взаимовыгодное предложение, чтобы не проиграть перспективный европейский рынок Ирану.