Грантократия

Украинские политики не брезгуют иностранным финансированием, поступающим к ним через общественные организации. Только в Верховной Раде, по подсчетам "

Украинские политики не брезгуют иностранным финансированием, поступающим к ним через общественные организации. Только в Верховной Раде, по подсчетам "ВД", около 10% народных избранников имеют общественные структуры "с политическим подтекстом". На этом фоне инициативы некоторых из них по ограничению зарубежного финансирования общественных организаций выглядят парадоксально.

Второй месяц американские юристы по просьбе украинского парламентария из Партии регионов Вадима Колесниченко пытаются зарегистрировать в США весьма сомнительную с точки зрения американского законодательства общественную организацию. Проблема состоит в том, что г-н Колесниченко планирует вести особую просветительскую работу среди американцев, объясняя им, что они по сути являются… "оккупантами". "Я хочу открыть фонд помощи индейцам Америки, которых американцы изгнали со своих земель, — делится намерениями Вадим Колесниченко. — Сейчас я ищу правовой механизм, чтобы такой фонд там открыть и финансировать". Так народный депутат хочет понять, может ли иностранец в стране, которая во всем мире считается оплотом демократии, создать и, главное, финансировать общественную организацию, ратующую за возвращение коренным народам Америки статус-кво в их отношениях с теперешним правительством США. Если инициатива Колесниченко окажется успешной, аналогичные свободы в вопросе финансирования общественных организаций иностранцами он обещает и в Украине. В  случае же отказа правительства США зарегистрировать его организацию (в чем парламентарий, похоже, ничуть не сомневается) у нардепа будет очередной повод обвинить Штаты в политике двойных стандартов и потребовать от Верховной Рады ввести запрет на финансирование общественных организаций из-за границы. Тем более что сочувствующих данной идее в Партии регионов предостаточно, а сама она обсуждалась на закрытом заседании парламентской фракции.

Под подозрением
Украинские политики научились обходить запрет на зарубежное финансирование политических партий. Причем, как бы ни парадоксально это звучало, в большинстве случаев получение иностранной помощи для реализации политических проектов имеет вполне легальную основу. Для этого отечественный политбомонд обзаводится общественными организациями, а уже через них пытается проталкивать свои политические идеи за иностранные деньги.

На сегодняшний день деятельность общественных организаций в Украине регулируется Законом "Об объединениях граждан", который был принят еще в 1992 году. В нем запрет на иностранное финансирование касается исключительно политических партий. Во всех остальных случаях заграничные доноры вольны вкладывать в развитие демократии или же гражданского общества столько денег, сколько считают нужным. Собственно, поэтому власть и решила потребовать запрета иностранного финансирования неправительственных организаций, давая понять, что они втягиваются в политические процессы. "Я  считаю, что нужно делать прозрачным финансирование всех публичных институтов,  — заявил "ВД" Юрий Мирошниченко, представитель президента в Верховной Раде.  — Представляя общество, они не должны быть под давлением тех или иных заинтересованных иностранных государств. Акции политического сорта, даже если они исходят от общественных организаций, должны быть инициированы и проведены исключительно за счет украинских ресурсов".


О том, что общественные организации втягиваются в политику, их главы предпочитают молчать. Однако именно общественные организации нередко становятся основой для создания политических партий, а грань между ними настолько быстро стирается, что политики даже не удосуживаются развести их хотя бы в названиях. К примеру, у того же Арсения Яценюка есть два "Фронта Змин". Один — в виде политической партии, другой — в виде общественной организации. Аналогичные метаморфозы произошли и с гражданской кампанией "Пора" Владислава Каськива, которая после оранжевой революции превратилась в политический проект. Да и сами политики, похоже, вовсе не стесняются своего двойного статуса как главы партии, так и главы общественной организации, уверяя, что к финансированию партий иностранный капитал никакого отношения не имеет. "Что касается партии, то она функционирует только за счет членских взносов и местных спонсоров, — рассказал "ВД" Иштван Гайдош, глава Демократической партии венгров Украины. — А  Демократический союз венгров Украины (общественная организация, которую также возглавляет г-н Гайдош  — прим. "ВД"), кроме этого, поддерживается и венгерским правительством". Впрочем, если учесть, что члены партии Гайдоша едва ли не полностью дублируют состав его же общественной организации, то вопрос о невмешательстве иностранного капитала в политическую жизнь страны окажется риторическим.

Украина является одним из крупнейших реципиентов различных международных грантов. В прошлом году только международный фонд "Видродження", финансируемый американским миллиардером Джорджем Соросом, осуществил денежных вливаний в проекты украинских общественных организаций на сумму более чем $10 млн. При этом, как показывает практика, грантодатели не скупятся выделять деньги как раз на проекты, которые больше всего раздражают власть. "Если зайти даже на пару-тройку сайтов этих фондов, то вы увидите, что они в основном финансируют так называемые политические проекты — проекты по распространению демократии! — возмущается Елена Бондаренко, народный депутат от Партии регионов.  — У меня возникает странное ощущение, когда кто-то пытается учить украинский народ демократии. Мы самостоятельны в принятии своих решений!"

Г-жа Бондаренко убеждена, что деятельность иностранных фондов лучше всего свести к финансированию общественных организаций, занимающихся вопросами благотворительности и поддержки социальных проектов. "Мы были бы очень рады, если бы фонды финансировали проекты, занимающиеся досугом детей, подростков, молодежи. Проекты, которые занимаются медициной, образованием",  — говорит нардеп.

Пожиратели грантов

Отследить, на что тратятся иностранные деньги, пропущенные через общественные организации, в украинских реалиях практически невозможно. Однако опрошенные "ВД" эксперты сходятся во мнении, что чаще всего иностранное финансирование расходуется на проведение всевозможных политологических, социологических исследований, консультаций, семинаров и тренингов, призванных влиять на общественно-политические процессы в стране. Нередко на конкретных иностранных грантах "сидят" и народные депутаты. "ВД" уже писала о том, что десятки депутатов в украинском парламенте являются лоббистами иностранных интересов (подробнее — см. "Парламент с акцентом", "ВД"№10 с. г.). На этот раз мы подсчитали, что более 100 парламентариев являются учредителями одной или нескольких общественных организаций, половина из которых, судя по названиям, может иметь отношение к политической деятельности.

"В отношении многих моих коллег возникают подозрения о лоббировании законопроектов за иностранные деньги, — уверяет народный депутат Тарас Чорновил, член депутатской группы "Реформы ради будущего". — Они на этом давно "сидят", но документальных доказательств нет, поэтому я об этом молчу. Один раз журналист приписал мне фразу о том, что фракция ПР получила $300 тыс. от одного международного фонда, когда речь шла о проталкивании вопроса по борьбе с курением. Может, оно и так. Я этого не исключаю". При этом самое удивительное, по его словам, наблюдать, как делятся деньги российских грантов. "Когда начинается дележка этих денег, между украинскими организациями пророссийского толка происходит настоящая грызня", — рассказывает политик.

То, что представители власти и сами не отказываются от иностранной помощи, необходимой для работы своих общественных организаций, в интервью "ВД" подтвердил нардеп Андрей Пинчук, возглавляющий общественную организацию "Молодые регионы". По его словам, наиболее плодотворно в этом вопросе ему удается работать с российскими организациями, где реализация проектов зачастую происходит на условиях софинансирования. Для некоторых крымских ячеек "Молодых регионов" донором выступает само правительство Москвы. "В большей степени проекты, которые мы реализуем за счет иностранных денег, имеют обучающий характер, — говорит Андрей Пинчук. — Но наша общественная организация объективно имеет политическую окраску, поэтому цели жить за счет иностранных доноров у нас нет. Хотя должен признать, что и днепропетровские, и крымские ячейки нашей организации иностранные гранты выигрывают".

Оранжевый след
В Партии регионов не скрывают, что финансирование деятельности общественных организаций, ратующих за продвижение в нашей стране демократии, не дает им покоя еще со времен оранжевой революции. Тогда за год до президентских выборов в парламенте была создана временная следственная комиссия, которая занималась расследованием "установления фактов иностранного вмешательства в финансирование избирательных кампаний в Украине через негосударственные организации, которые существуют на гранты иностранных государств".

Окончательные результаты деятельности ВСК так и не были обнародованы, в чем виноваты (как бы парадоксально это ни звучало) сами регионалы. "Те люди, которые сейчас поднимают этот вопрос  — Партия регионов, — они ведь тогда тоже были против, — вспоминает Валерий Мишура, глава ВСК, депутат II-IV созывов ВР. — В тот момент и Виктор Янукович, и Валерий Хорошковский были у власти. Они давали добро на то, чтобы эти "грантоедские" организации у нас работали. Когда я к ним обращался, я не получал никаких ответов. Значит, они были заинтересованы в том, чтобы все так и работало. В результате сами от этого пострадали".

Итоговым аналитическим отчетом той комиссии, который до сегодняшнего дня находился у г-на Мишуры в сейфе, располагает "ВД". На девяти страницах печатного текста подробно расписано, как иностранный капитал через систему грантов, выделяемых украинским общественным организациям, влиял на политическую жизнь страны (см. "Механизм финансирования отечественных негосударственных организаций из-за рубежа", стр. 13). По мнению г-на Мишуры, в данном вопросе ничего не поменялось, иначе регионалы не задались бы целью исправить ошибку молодости, когда по собственной неосмотрительности не поддержали инициативу коммунистов "перекрыть кран любых иностранных вливаний в украинскую политику". По всей видимости, теперь, когда до парламентских выборов 2012 года осталось чуть более года, власть попытается максимально защитить себя от шальных денег Запада. Тем более что большинство общественных организаций, живущих на зарубежные гранты, активизируют свою деятельность аккурат под выборы.


"Я не знаю, как будут закрываться проекты! Я одно скажу. Запрета не будет, — уверен Евгений Быстрицкий, директор фонда "Видродження". — Потому что как только он будет введен, все планы о европейской интеграции Украины будут разрушены". Впрочем, подобное будущее регионалов не страшит. Они уже создали рабочую группу, которая занимается разработкой соответствующих изменений законодательства. По словам Вадима Колесниченко, цель будущих изменений — заставить украинцев самостоятельно финансировать общественные организации, борющиеся за демократию в стране. Вот только как это сделать, парламентарий, похоже, сам до конца не представляет (подробнее  — см.  блиц-интервью).
Опыт западных стран подсказывает, что возможности для иностранного финансирования политической жизни нужно ограничивать. В США, например, даже косвенное финансирование партий и неправительственных организаций, участвующих в политической жизни, из-за границы запрещено. Но пикантность украинской ситуации заключается в том, что представители правящей партии осваивают зарубежные гранты не менее активно, чем оппозиция. Естественно, расходуя средства на далеко не всегда аполитичные проекты. Отказываться от этого источника финансирования им явно не хочется. Видимо, поэтому конкретные предложения о том, как именно должен быть сформулирован запрет на зарубежное финансирование политических проектов через общественные структуры, все еще не озвучены. А любые "полумеры" приведут разве что к дальнейшему увеличению теневого финансирования политической жизни страны из-за рубежа.

А как у них?
Россия. Законодательство РФ не запрещает финансирование общественных организаций из-за границы. Однако некоммерческие организации обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранцев и лиц без гражданства. Основной формой финансового контроля является предоставление общественной организацией финансовой отчетности в налоговые и статистические органы.

США. Законодательство США не запрещает финансирование общественных организаций из-за рубежа. Однако не допускается прямого или косвенного финансирования иностранными государствами, организациями или гражданами других стран американских политических партий, неправительственных организаций и других общественных структур, участвующих в политической жизни страны либо же так или иначе связанных с выборами любых уровней в США. Финансовый контроль осуществляется в общем порядке, предусмотренном для всех юридических лиц.


Израиль. Поступающие общественным организациям из-за границы финансовые средства автоматически блокируются Минфином вплоть до особого разрешения на их использование. Все банки обязаны доклады- вать Минфину о "сомнительных" переводах средств на счета общественных организаций. Контроль за финансовой деятельностью таких организаций осуществляю внешние аудиторы. Финансовая информация может быть затребована у общественной организации в любой момент. Проводить инспекции финансовой деятельности общественной организации имеет право регистрирующий ее орган.