Вадим Денисенко: Ежедневно на курсовых разницах воруется минимум $500 тыс
Сегодня НБУ отказался от индикативного курса. Теперь в Украине начали использовать единый курс на уровне рыночного. Как вы оцениваете эту инициативу регулятора?
- Это абсолютно нормальное решение. Единственная проблема в том, что я не верю, что эта инициатива будет выполнена. Я не верю, что изменится курс.
Почему так пессимистично?
- Прежде всего, потому, что на этом выстроена громадная коррупционная схема, которая успешно работала на протяжении последних нескольких месяцев.
Официальный курс доллара на межбанке сейчас составляет 18 грн/долл., а на черном рынке их продают по курсу 23-24 грн/долл. То есть разница - 6 гривен на одном долларе. Вот и считайте.
При этом Нацбанк ежедневно продает на торгах порядка 5 млн долларов. Получается, что ежедневно на курсовых ризницах в стране крадется в среднем 400-500 тыс. долл. Ежедневно! То есть за рабочую неделю кто-то кладет себе в карман 2,5 млн долл. И все хорошо понимают, что на валютных операциях сейчас де-факто зарабатывает ряд банков. Знает ли об этом глава НБУ Валерия Гонтарева? Да, знает.
Были ли раньше попытки отказаться от индикативного курса и использовать единый курс валют?
- Я знаю, что еще две недели назад поднимался вопрос о том, чтобы ввести единый курс валют. Но никто на это не пошел. Почему? Для того, чтобы ввести единый курс валют, очевидно, нужно опустить курс гривны до уровня черного рынка или, хотя бы, средневзвешенный между черным и официальным. Сможет ли Гонтарева опустить курс гривны еще хоть на 2 грн по отношению к доллару? Я думаю, что нет. А значит ни одного реального механизма получить единый курс на уровне рыночного сейчас использовано не будет.
Как вы думаете, насколько реальны перспективы того, что наличная валюта появится в кассах банков в ближайшее время?
- Никаких перспектив нет. Ни единого шанса.
По вашему мнению, продолжится ли девальвация гривны?
- К сожалению, девальвация гривны будет продолжаться и дальше. И пока ни малейшего желания это остановить ни у кого нет. Нужно, чтобы Минфин, Нацбанк, налоговая инспекция, Госфинмониторинг и ряд спецслужб, прежде всего, СБУ и УБЭП начали реальную совместную работу по оценке ситуации на валютном рынке Украины. Сейчас я не вижу даже каких-то поползновений к тому, чтобы начать проводить такую совместную работу.
Кто должен стать инициатором начала этой работы?
- Конечно, НБУ. Сколько бы Гонтарева ни говорила о том, что Нацбанк не отвечает за курс гривны, это неправда. Можно открыть закон об НБУ и понять, что она должна стать инициатором расследования ситуации на валютном рынке Украины. А она рассказывает, что не имеет никакого отношения к курсу валют. Ну, о чем можно говорить дальше?
По утверждению НБУ, он ввел единый курс валют, чтобы исполнить условия сотрудничества с МВФ и получить очередной кредит...
- Слушайте, я о кредите МВФ слышу еще с момента принятия бюджета Украины на 2015 год. Никто никакого кредита давать Украине сейчас не будет. Давайте прекратим врать друг другу. Никаких кредитов МВФ, как минимум, до марта, а может, и до начала апреля никто давать не будет. На самом деле, все, на что мы сейчас можем рассчитывать, - это минимальные финансовые вливания, чтобы дать возможность украинской экономике не умереть. МВФ четко сказал, что не даст денег Украине, пока у нас в стране не начнутся реформы. При этом в реформы они поверят только тогда, когда мы начнем сажать реальных коррупционеров. Сначала посадим - потом нам поверят. Никто никого из реальных коррупционеров сажать не собирается. И посол США в Украине Джеффри Пайєтт, и представители ЕБРР сделали заявления с четким месседжем: никаких реформ в Украине нет, они их не видят. Поэтому на сегодняшний момент никаких предпосылок того, что МВФ будет нам давать деньги, я не вижу.
Беседовала Ольга Вилик