Перед дефолтом. Почему газ в Украине скоро будут поставлять компании-банкроты

Введение суточной балансировки рынка газа пока что повлекло большие проблемы для АО "Укртрансгаз". Компания должна партнерам сотни миллионов гривень, но механизмы возникновения этого долга называются разные
Фото: УНИАН

5 июня пресс-служба АО "Укртрансгаз" распространила пресс-релиз с жалобой на то, что отрицательный небаланс (негативный диспаритет) компании по итогам марта и апреля превысил 2,5 млрд грн. Там сразу же дали понять, кого считают виновным в происходящем: "Он (отрицательный небаланс. - "ДС") сформировался преимущественно в результате несанкционированного отбора газа операторами ГРС (газораспределительных систем. - "ДС") на собственные производственно-технологические расходы из сетей "Укртрансгаза". Из этой суммы долга Оператору ГТС (газотранспортной системы. - "ДС") были погашены до 0,05 млрд грн за два месяца".

Сложности суточной балансировки

Напомним, что в рамках проводимой реформы украинского рынка энергоносителей с 1 марта газовый рынок Украины полностью перешел на суточную балансировку - точное покрытие спроса на газ его реальным предложением в течение суток. Механизм предусматривает подачу заявок от поставщика газа с определением объемом поставок в ГТС на следующие сутки.

В "Укртрансгазе" поначалу были довольны тем, как все работает. По данным компании, за первый месяц в режиме суточной балансировки общий учет положительных и отрицательных суточных небалансов стал примерно в шесть раз более точным, чем было во время месячной балансировки. А по итогам двух месяцев функционирования информационной платформы суточной балансировки благодаря сотрудничеству с участниками рынка и регулятором (Национальной комиссией, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг) удалось нормализовать рынок газа в масштабах всей страны.

Все было бы хорошо, но общую картину портят негативные небалансы в системе. По данным "Укртрансгаза", они образуются вследствие регулярных отборов из ГТС природного газа или сверх утвержденных номинаций, или вообще без номинаций. При этом в компании указывают на то, что общий объем положительных небалансов за этот период, которые подлежат выплате участникам рынка, сейчас составляет 0,53 млрд грн. "Укртрансгаз" уже выплатил контрагентам 0,27 млрд грн.

При этом в компании нарекают на то, что объемы возмещения "Укртрансгазу" потребленного газа, который составляет его негативный небаланс, "фактически мизерные". Более того, задолженность по балансировке предыдущих периодов, которая на момент перехода рынка на режим суточной балансировки составила 38,6 млрд грн, также возмещается исключительно в судебном порядке и в неполном объеме. Отсюда вывод: у оператора украинской ГТС сейчас просто нет ресурсов для уплаты положительных небалансов участникам рынка.

Сложно сказать, насколько все это действительно критично для конечного потребителя, но в "Укртрансгазе" заявляют, что дело плохо. "На рынке возникла преддефолтная ситуация - Оператор ГТС не имеет возможности полностью погасить свои финансовые обязательства перед заказчиками услуг транспортировки. Наибольший долг сейчас образовался перед НАК "Нафтогаз України", объем положительного небаланса которого по итогам двух месяцев составляет 176,8 млн грн", - говорится в заявлении компании.

Причины и следствия

Когда заработала суточная балансировка рынка газа, встал вопрос о том, что "Укртрансгаз" должен ежесуточно сглаживать небалансы: если участники рынка заявляют одни объемы, а потом забирают больше, тогда они доплачивают "Укртрансгазу", если меньше - тогда "Укртрансгаз" должен выкупать у них эти излишки.

Но "Укртрансгаз" оказался не готов выкупать газ, денег у компании не было, и у нее накопились большие долги перед потребителями газа - компаниями на рынке. Конечно, тут возникает вопрос: неужели при разработке всей схемы суточной балансировки в нее не была заложена подобная ситуация? Как оказалось - да, не предусмотрели.

По словам специалистов, когда запускали рынок газа, многие финансовые вопросы так и остались непрописанными. В итоге весь март никто не знал, кто кому и сколько будет платить, и каждый день или раз в месяц. В итоге написали письмо в Государственную фискальную службу и там дали разъяснение (с большим опозданием, через месяц): да, действительно, балансы будут сводиться и платить надо будет раз в месяц.

Но проблему это не решило: цены на газ начали снижаться, и в марте "Укртрансгаз" должен был выкупить его у трейдеров по цене, грубо говоря, 8 тыс. грн за тыс. куб. м. А уже в апреле цена на газ была ниже 7 тыс. Если бы цена росла - "Укртрансгазу" это было бы выгодно. Но цена снижалась, и теперь так сложилось, что "Укртрансгаз" должен по ценам марта-апреля. Сейчас цена ниже, но компания должна рассчитываться не газом, а деньгами.

"Предположим, компания (трейдер. - "ДС") заявила, что заберет миллион кубов газа. А забрала миллион сто тысяч. Значит, они эти 100 тыс. должны оплатить "Укртрансгазу" по рыночной цене +20%. Но если компания, грубо говоря, заявила миллион, а прокачала 900 тыс., тогда оставшиеся 100 тыс. "Укртрансгаз" должен выкупить по рыночной цене минус 20%, - объяснил "ДС" аналитик газового рынка, директор компании ExPro Consulting Геннадий Кобаль. - Однако цена упала, она сейчас на рынке, условно говоря, 6 тыс. грн. Но "Укртрансгаз" должен выкупать газ по 6800 грн. И эта обязанность ложится на компанию тяжелым грузом. Если бы рынок был стабилен, цена была стабильна, то таких проблем не было бы, и компания могла бы зарабатывать. "Укртрансгазу" теперь нужно отказаться от попыток зарабатывать и заняться реструктуризацией долгов, договориться с партнерами, написать им гарантийные письма, предоставлять какие-то услуги. Раз уж допустили такие долги, их надо как-то купировать, чтобы они не росли. Но пока они растут с каждым месяцем".

Что нужно сейчас "Укртрансгазу"? Прежде всего - финансовый ресурс. Компания свои долги понемногу закрывает тем, что газотрейдеры выкупают вход в систему газовых торгов. То есть они не платят "Укртрансгазу", а понемногу списывают его долги.

Тем не менее ситуация усугубляется. Быстро, оперативно разрешать возникающие проблемы не получается. У "Укртрансгаза" нет денег, зато есть другие задолженности и расходы - в том числе по транзиту российского газа. По мнению Геннадия Кобаля, можно сказать, что все это объясняется не подготовленной должным образом реформой газового рынка. К введению суточной балансировки оказались не готовы все его участники.

Из-за того что "Укртрансгаз" должен кучу денег газовым трейдерам, они тоже уже наполовину банкроты: если госкомпания не будет им отдавать деньги, их убытки достигнут многих миллионов. То есть нынешние проблемы рынка газа - это в совокупности проблемы "Укртрансгаза" и газовых трейдеров.

Как можно разрешить эту ситуацию? Нужно искать компромисс. "Укртрансгаз" должен выступить как компания, которая балансирует рынок, а не зарабатывает на нем.

Уже понятно, что "Укртрансгаз" в одиночку решить создавшуюся проблему не может. Это плохой сигнал, поскольку как раз сейчас компания проходит через процесс анбандлинга, который должен завершиться до конца года. Но понятно, что никому не будет интересна структура, обремененная миллиардными долгами. Так что это очень плохая ситуация для НАК "Нафтогаз" в целом.

Кроме того, правительство, если бы не сложности в его отношениях с "Нафтогазом", могло бы дать свои гарантии тем же трейдерам, которым "Укртрансгаз" должен денег, и своими нормативно-правовыми актами отсрочить расчеты по газовому балансу.