Ближайшая заправка — в Польше. Зачем в Украину ввезли первое авто на водороде
Пока Кабмин пишет Водородную стратегию Украины, "Укртрансгаз" уже изучает возможность перевода одного из хранилищ на хранение водорода или его смеси с метаном
Диковинка приехала
В Украину ввезен и сертифицирован первый в стране автомобиль на водородном топливе, сообщил президент ассоциации "Украинский водородный совет" Александр Репкин. Сертификация автомобиля заняла полтора месяца, но уже каждое последующее растаможивание водородного авто займет всего три дня, обещают в ассоциации.
Александр Репкин опубликовал и доказательство — фото автомобиля Toyota Mirai с украинскими номерами, который стоит на платформе эвакуатора.
Почему водородный автомобиль, который демонстрирует приход в Украину новой технологии, сфотографирован на платформе эвакуатора, а не в движении по трассе "Киев-Чоп"? Скорее всего потому, чтобы сэкономить топливо. Ведь заправок, чтобы задуть в бак водород этого автомобиля, в Украине пока нет. "Пока что автомобиль будут заправлять в Польше", — сообщили в ассоциации и добавили, что уже работают над созданием первой в Украине водородной заправки. А вскоре, как надеются сторонники "зеленого" водорода, эти машины "станут такой же обыденностью, как и электрокары".
Однако водородные заправки вдоль украинских автомагистралей — дело очень далекой перспективы.
Европа в начале пути
Технологически упрощенная схема производства и использования "зеленого" водорода выглядит так: электроэнергия из возобновляемых источников (солнечных и ветровых электростанций) поставляется на электролизеры, которые расщепляют воду на кислород и водород. Последний транспортируется по трубопроводу или другим видом транспорта до потребителя — как промышленного, так и бытового.
Однако Европейский Союз, который играет первую скрипку в сфере продвижения водородных технологий, только в июле прошлого года утвердил свою водородную стратегию — рамочный документ, который описывает основные этапы развития использования нового вида топлива. Он предусматривает, что на первом этапе (2020-2024 гг.) в странах Евросоюза будет построено по крайней мере 6 ГВт возобновляемых водородных электролизеров. На них планируется производить до 1 млн т зеленого водорода, который будет использован в первую очередь в химической и других отраслях промышленности, а также, возможно, в большегрузном транспорте.
Второй этап — с 2025 по 2030 гг. — предполагает строительство в ЕС не менее 40 ГВт водородных электролизеров и производство до 10 млн т водорода.
А уже на третьем этапе, начиная с 2030 г. и до 2050 г., водородные технологии должны быть масштабированы для охвата всех секторов, включая те, которые трудно или дорого декарбонизировать.
Финансовые параметры, которые содержатся в этом документе, действительно грандиозны — к 2050 г. совокупные инвестиции в водород в Европе могут составить 180-470 млрд евро. В том числе до 2030 г. инвестиции в строительство электролизеров — 24-42 млрд евро. Кроме того, за тот же период потребуется 220–340 млрд евро для прямого подключения их к источникам энергии — к 80–120 ГВт мощностей солнечных и ветровых станций.
Однако, что немаловажно, инвестиций потребует и адаптация к использованию водорода секторов конечного потребления. Например, чтобы переоборудовать под потребление водорода типичное производство стали, потребуется 160-200 млн евро. А вот в секторе автомобильного транспорта развертывание 400 малых водородных заправочных станций может потребовать инвестиций в размере 0,85-1 млрд евро.
При этом следует учесть, что практическое внедрение водородных технологий в ЕС только начинается — по состоянию на момент выхода Водородной стратегии в странах Евросоюза функционировали электролизеры общей мощностью до 1 ГВт в год.
А мы еще даже не начинали
Год назад Владимир Зеленский встречался с представителями компании NBT, которая заявила о заинтересованности строительства в Украине ветроэлектростанции мощностью 800 МВт и мощностей для электролизного производства водорода на 200 МВт на территории Запорожской области. Тогда сообщалось, что строительство самой станции обойдется в 1,2 млрд евро, а производство водорода — более 300 млн евро. Однако с тех пор о продвижении этого проекта ничего не слышно.
Украинские компании уже пробуют экспериментировать с водородом — "Укртрансгаз", которая управляет украинскими подземными хранилищами газа, планирует изучить возможность перевода одного из хранилищ на хранение водорода или его смеси с метаном.
А "Региональная газовая компания" (под этим брендом работают 20 газораспределительных компаний) в августе этого года провела первые испытания использования водорода в газораспределительной системе, чтобы оценить совместимость действующих газопроводных систем с новым видом топлива.
Однако это все пока что "инициатива на местах" — Украина не имеет даже рамочного (по аналогии с ЕС) документа о развитии водородных технологий. Водородная стратегия Украины только разрабатывается, Кабмин должен одобрить ее до конца этого года. Сторонники развития водородных технологий надеются, что Украина сможет стать производителем и поставщиком водорода в Европу, однако сколько мощностей будет построено, откуда они будут брать электроэнергию и куда произведенный водород поставлять — пока не известно.
Не ясно также, кто будет финансировать подобные проекты — ведь даже в Европе их экономическая целесообразность вызывает вопросы, и поэтому на первоначальном этапе многие из них получают путевку в жизнь за счет того, что их финансируют правительства.
В Украине, по-видимому, очень рассчитывают в вопросе финансов на помощь Германии — во время визита Зеленского в Берлин в июле этого года он обсуждал сотрудничество в сфере производства "зеленого" водорода с канцлером Германии Ангелой Меркель, а во время ее визита в Украину в августе "Нафтогаз Украины" и немецкий газовый трейдер RWE Supply&Trading подписали меморандум о взаимопонимании и развитии водородных проектов.
Автомобилисты выжидают
Если же вернуться от глобальных проектов на миллиарды долларов к бытовому уровню, то можно увидеть, что в Европе водородные технологии до рядового потребителя массово еще не дошли. Строительство тех же водородных заправок идет не так уж активно, как может показаться, исходя из количества новостей о водородных технологиях. Например, в открытых источниках так и не удалось найти информацию о том, что в Польше уже действует хотя бы одна общедоступная водородная заправка — та самая, на которой будет заправляться первый в Украине водородный автомобиль. Такая АЗС будет построена лишь до конца этого года. У других наших соседей успехи тоже скромные — первая водородная АЗС в Венгрии была открыта только в мае этого года.
На другом конце Европы — в Великобритании — на начало этого года насчитывалось всего 12 водородных заправок. При этом страна столкнулась с проблемой "яйца и курицы" — заправок мало, потому что мало водородных автомобилей, а британцы не хотят массово покупать автомобили на водородном топливе, потому что мало заправок.
Даже у лидера Европейского Союза — Германии — работает всего сотня водородных заправок. К концу следующего года планируется, что их будет уже 400, но этот проект потребует 400 млн евро инвестиций. При этом большую часть средств инвестируют именно фирмы — производители автомобилей. Если же вспомнить, как отличается платежеспособность украинских автомобилистов по сравнению с немцами, возникает вопрос, кто будет финансировать строительство водородных АЗС в Украине.