В ожидании чудес. Почему украинцы готовы больше тратить и как это повлияет на экономику
Украинцы преисполнились оптимизма по поводу дальнейшего благополучия отечественной экономики, и, соответственно, своего собственного материального состояния. По данным исследования "Потребительские настроения", выполненного исследовательским агентством Info Sapiens, соответствующий индекс в мае по сравнению с апрелем вырос на 11,2 пункта и достиг отметки 82,8. При этом более всего выросли как раз индексы, показывающие ожидания развития экономики на ближайший год и ожидания изменений личного материального состояния: первый - на 15 пунктов, до 90, второй - на 15,2 пункта, до 86,2.
Примечательно, что индекс потребительских ожиданий по результатам мая этого года достиг уровня 2013 г., а, например, в мае 2018 г. он составлял 62,9.
По мнению аналитиков Info Sapiens, в таком оптимизме украинцев заслуга политиков, точнее, одного политика: "Рост является следствием оптимизма избирателей относительно вступления в должность нового президента и позитивных ожиданий относительно будущих парламентских выборов".
Это весьма любопытно, поскольку новоизбранный президент Владимир Зеленский еще не успел не то что провести в жизнь, а хотя бы начать хоть одну экономическую реформу.
В то же время аналитики Info Sapiens отмечают, что позитивным настроениям способствуют стабильная ситуация на валютном рынке (индекс девальвационных ожиданий снизился на 2,1 пункта, до 175,8), вера в то, что ситуация с безработицей не будет ухудшаться (показатель индекса ожидаемой динамики безработицы в мае по отношению к апрелю снизился на 0,3 пункта, до 109,6), а также уверенность, что цены не будут расти (индекс инфляционных ожиданий снизился на 2,1 пункта, до 175,8).
Заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский согласился с тем, что всплеск в показателях произошел благодаря политике. "Но одновременно с этим экономические тенденции также позитивные - растет ВВП, растут реальные доходы. И продолжение позитивных сдвигов в экономических трендах может поддержать позитивность настроений", - пояснил он.
По мнению Дмитрия Яблоновского, улучшение ожиданий украинцев на руку экономике. "Потому что, если украинцы верят, что их финансовое состояние улучшилось, они увеличивают потребление, а значит, это может содействовать экономическому росту", - сказал он.
Также, по мнению эксперта, позитивные ожидания сами по себе формируют позитивные сдвиги в экономике: "Если украинцы верят, что экономика будет расти, то это может быть self-fulfilling prophecy - самосбывающееся пророчество, потому что люди начинают больше работать, искать новые экономические возможности, и это приводит к росту экономики".
В то же время Дмитрий Яблоновский предложил дождаться от Национального банка Украины данных за второй квартал о деловых ожиданиях предприятий, чтобы понять, как отразились результаты выборов на настроениях бизнеса.
"ДС" решила поинтересоваться у экспертов, отразятся ли такие позитивные настроения потребителей на инфляции и курсе доллара и как долго избиратель будет пребывать в радужном оптимизме.
По словам Дмитрия Яблоновского, рост потребительских настроений может стимулировать потребление, но приведет ли такое повышение спроса к инфляции, зависит от того, будет ли расти соответствующими темпами предложение: если производство в Украине будет расти в соответствии с темпами роста потребления, то инфляции не будет.
"Я надеюсь, что выборы пройдут и у политиков не будет искушения раздавать деньги в ближайшее время. К тому же бюджетные возможности будут ограничены. Если не будет стимулирования потребления со стороны правительства, то я не ожидаю ускорения инфляции. Я надеюсь, что в этом случае НБУ сможет достигнуть таргета по инфляции", - сказал он.
Что касается курса гривни, то рост потребления будет стимулировать спрос и на импортные товары и услуги. Но при условии роста экономики будет расти экспорт, а также приток иностранного капитала. "В таком случае дополнительный спрос на валюту будет подкреплен дополнительным предложением. И тогда существенных изменений курса не будет", - считает Дмитрий Яблоновский.
Экономический эксперт Борис Кушнирук отметил, что потребительские ожидания на инфляцию и курс гривни влияют, но не напрямую - если потребительские настроения позитивные, это ведет к росту спроса, а рост спроса может привести к росту цен. Однако в таком случае нужно анализировать еще и показатели роста зарплат, потому что это также формирует цены. Что же касается курса гривни, то, по мнению эксперта, пока нет оснований беспокоиться - осенью возможна небольшая девальвация, но в целом ситуация будет стабильной до конца года и тарифы, скорее всего, также не будут повышаться. "Таким образом, основные факторы, которые могут провоцировать скачек цен, отсутствуют", - сказал он.
В то же время Борис Кушнирук не уверен, что потребительские настроения будут расти и далее. "Тут у меня сомнения. Ведь потребительские настроения базируются на ожидании чуда, что Зеленский принесет благосостояние. Этого реально люди ждут. Но когда начнется осознание, что чуда не бывает, что он не может решить проблему тарифов, что никакого роста благосостояния не будет, что войну не так просто можно становить, то позитивные потребительские настроения изменятся на негативные", - отметил он. Эксперт также добавил, что ожидания (позитивные и негативные) сами по себе могут порождать новую реальность. Например, если все ожидают, что ситуация будет улучшаться, то она действительно будет улучшаться. "А ожидание негатива приводит к тому, что негатив увеличивается: вы начинаете экономить, вы меньше инвестируете", - сказал он.
Кроме того, Борис Кушнирук указал на опасность завышенных ожиданий от будущего роста экономики. В частности, в исследовании указано, что индекс целесообразности крупных покупок в мае увеличился на 2,4 пункта, до отметки 82,3. Если люди думают, что завтра они будут жить еще лучше, то они сегодня могут купить что-то ценное в кредит, рассчитывая, что в будущем его легко погасят. Однако если ожидания от роста экономики и собственных доходов не оправдаются, есть риск того, что кредит будет погасить не так-то и легко.