Украинские компании переписывают бизнес на африканцев
В этом году украинские компании обязаны раскрыть информацию о своих конечных собственниках - бенефициарных владельцах бизнеса. Первоначальный срок для этого был установлен до 25 мая. Но к этой дате к государственным регистраторам стали выстраиваться огромные очереди, и за пару дней до дедлайна парламент дал предпринимателям отсрочку до 26 сентября. Компании, учредителями которых являются исключительно физические лица, совпадающие с конечными бенефициарами, и которые решили не спешить до лета раскрывать о себе информацию, в итоге не потратили время зря - и не прогадали. Парламент, помимо отсрочки, исправил очевидный ляп и внес в закон соответствующие изменения, освобождающие их от необходимости подачи этой информации.
Но как обстоят дела с компаниями, принадлежащими другим юрлицам - украинским или иностранным? "Официальной статистикой я не располагаю, но думаю, что лиц, которые не подали информацию вообще, больше, чем тех, кто подал недостоверные сведения", - рассказал представитель одного из управлений регистрации, у которого "ДС" поинтересовалась, какими темпами компании выходят из тени. "ДС" решила самостоятельно посмотреть в Едином государственном реестре юрлиц, как эту норму выполняют компании, проанализировав данные о 100 крупнейших из них. Единого подхода не обнаружилось. Кто-то выполнил требования закона и подал информацию, кто-то по невыясненным причинам этого не сделал. При этом часть предприятий не подавала ее в твердой уверенности, что сроки перенесут или изменят порядок, а часть приняла для себя такое "волевое" решение. Кто-то же и вовсе подал информацию, суть которой позволяет предположить ее недостоверность.
К числу самых честных можно отнести компании Рината Ахметова. Его "Метинвест холдинг", "ДТЭК Трейдинг", меткомбинаты и горно-обогатительные комбинаты оказались одними из самых дисциплинированных, указав в качестве бенефициара персону Рината Леонидовича. К когорте законопослушных примкнула кондитерская компания "Рошен", указавшая, что ее бенефициар - Президент Петр Порошенко, а также поведавшая, что миноритарная доля находится у гендиректора компании Вячеслава Москаленко. "Конти" своими владельцами указала Бориса Колесникова с семьей. Крупнейшие аграрные холдинги "Укрлендфарминг", "Нибулон" и "Кернел" - Олега Бахматюка, Алексея Вадатурского и Андрея Веревского соответственно. Аналогично поступили и многочисленные структуры Group DF в Украине, указав в качестве своего бенефициара Дмитрия Фирташа.
Более загадочно подошла к этому вопросу группа "Интерпайп" Виктора Пинчука. Она указала, что в соответствии с положениями Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем..." информация о конечных бенефициарах у нее отсутствует. А в группе "Приват" решили вообще не тратить время на объяснения: кроме Приватбанка, Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов почти нигде не фигурируют как бенефициары в значимых украинских компаниях. Например, Кременчугский НПЗ ("Укртатнафта") указывает своими бенефициарами только НАК "Нафтогаз України" и Минэнергоугля, несмотря на то что более 50% его акций находятся у структур, близких к "Привату".
Другие компании и вовсе проявили особое чувство юмора, не краснея записав в качестве конечных владельцев совершенно "левых" личностей. Например, "Донецксталь-металлургический завод", подконтрольный обвиненному СБУ в спонсировании террористов ДНР бизнесмену Виктору Нусенкису, заявляет, что его бенефициар - некий киприот Динос Паспалидес. Не отстает от него компания "Сав-Дистрибьюшн" (торговая сеть "Фокстрот"). Она указала, что ее контролирует некая Сандра Маделен Перин с Сейшельских островов. В действительности этот бизнес связывают с основателями сети Геннадием Выходцевым и Валерием Маковецким. Любит шутить и девелопер Вагиф Алиев, в орбиту которого входит самый элитный торговый центр страны - "Мандарин плаза" в Бессарабском квартале. Его компания недавно отчиталась: конечные владельцы - никому не известный Тонс Пер Андерс из Швеции и некая Бренда Патрисия Кокседж из Южно-Африканской Республики.
Вообще жители ЮАР сейчас массово входят в образ украинских олигархов. На граждан этой страны записал свой бизнес, например, одиозный беглец Юрий Иванющенко. Близкий к нему банк "ТК Кредит" отчитался о том, что его бенефициарами являются два гражданина ЮАР - Виллем Мартинус де Бир и Ибанец Эльмари. На Виллема Мартинуса де Бира повесили и "Фриланс-транс", которая на паритетных началах со структурами экс-"регионала" Василия Хмельницкого владеет компанией "Мастер авиа" - оператором аэропорта "Киев".
Подобную стратегию - записывать на случайных людей ключевые управляющие структуры своего бизнеса - давно освоил и беглый "младоолигарх" Сергей Курченко. Но если раньше его компании оформлялись в основном на подставных лиц из Харькова, то теперь пришел черед иностранцев. Например, как выяснила "ДС", купленный им в 2013 г. у Бориса Ложкина медиахолдинг УМХ сейчас называет своим бенефициаром некоего Бредли Мэтью Адриана из Белиза, который, как можно подозревать, вряд ли даже знает, где находится Украина.
Таким образом, становится очевидно, что главной цели новые изменения в законодательстве не достигли - те, кто и раньше скрывал свои владения, продолжают это делать. А законопослушные предприниматели лишь столкнулись с дополнительными организационными трудностями. Юристы же говорят, что с этим вряд ли можно что-то сделать. "Предоставление государственному регистратору подтверждающих такую информацию документов законодательством не предусмотрено. Проверить ее достаточно сложно, хотя и возможно.
Например, путем осуществления следственных действий в рамках уголовного производства. Но сделать это быстро и массово вряд ли получится", - считает адвокат юрфирмы "Ильяшев и Партнеры" Евгений Соловьев. В случае умышленной подачи документов, которые содержат заведомо неправдивые сведения, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Но на практике и это почти нереализуемая для правоохранителей задача.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 6 июля 2015 г. (№ 27/737)