Украина уходит из энергетической Европы
На днях Украина проигнорировала открытие отопительного сезона, официально стартующего 15 октября. Поводом для этого стала повальная экономия энергоресурсов, которая была введена в ответ на отсутствие поставок газа из России, и блокаду ее поклонниками отгрузок донбасского угля отечественным тепловым электростанциям. Но, несмотря на предпринимаемые киевскими властями меры, резервы топлива постепенно иссякают. По данным "ДС", сейчас речь идет о еженедельном сокращении запасов угля в объеме свыше 70 тыс т. Эта цифра соответствует 4% общего объема угольных резервов (1,8 млн т), но по мере понижения температуры окружающей среды она будет расти в геометрической прогрессии.
До последнего времени этот прогноз обсуждался только в контексте необходимости решения проблем с обеспечением энергией отечественных потребителей. Но сейчас выяснилось, что диапазон пострадавших от дефицита энергоресурсов будет намного шире. Это стало понятно после того как на днях Министерство энергетики и угольной промышленности официально объявило о прекращении поставок украинской электроэнергии в Беларусь. В энергоэкспортном портфеле Украины эта страна занимает около 30%, поэтому сворачивание с ней торговых отношений означает, что отечественные энергетики недосчитаются как минимум $200 млн./год недополученных доходов. Но уже скоро эта цифра может удвоиться. Поводом для этого станет прекращение продаж украинской энергии в европейском направлении.
Этот прогноз базируется на экономических расчетах, произведенных в новых условиях работы отечественных энергокомпаний. В частности, речь идет о том, что пройти текущий отопительный сезон Украина рассчитывает за счет импортного угля, который почти вдвое дороже украинского. Так, если в черноморских портах Украины тонна черного золота из ЮАР, на которую делается основная ставка, составляет около $90 (больше 1100 грн.), то на складах отечественных шахт наши энергетики еще совсем недавно закупали уголь по 400-500 грн/т. Справедливости ради нужно сказать, что такая демпинговая цена существовала лишь благодаря субсидиям из госбюджета, за счет которых перекрывалась разница между себестоимостью добычи украинского угля и ценой его реализации. Но в контексте вопроса об экспорте электроэнергии это уже не имеет никакого значения: двукратный рост цен на уголь однозначно сделает бизнес по продаже тока в Европу нерентабельным. А значит мы попросту будем вынуждены его свернуть.
Речь идет о прекращении электроэнергетических отношений с Венгрией, Словакией, Румынией и Польшей, которым мы ежегодно поставляли от 4 млн МВт-час. В Европе к этому уже готовятся, проводя стресс-тесты, которые включают рекомендации странам Европейского Союза и их соседям по различным вариантам выхода из возможной ситуации в случае прекращение поставок энергии и энергоресурсов извне. Другой вопрос, что от прекращения электробизнеса с Европой пострадает не государство Украина, а лишь одна из ее бизнес-групп. Речь о ДТЭК Рината Ахметова, чьи компании "Востокэнерго" и "Пауэр Трейд" по итогам текущего года рассчитывали получить от продаж тока европейцам минимум $350 млн.