Украина собрала $3 млрд, чтобы заплатить россиянам
На этой неделе правительство объявило об успешной реструктуризации всех выпусков еврооблигаций, за исключением "долга Януковича", - бондов на $3 млрд со сроком погашения 20 декабря. В Минфине говорят, что 29 октября в Лондоне России дадут еще один шанс договориться полюбовно. "ДС" выясняла, какими могут быть последствия этой встречи для Украины.
Долговой спор решит суд
Наиболее вероятный сценарий - россияне либо не явятся на повторное собрание держателей облигаций либо не согласятся с условиями реструктуризации. В таком случае долговую операцию завершат без них. По словам главы Минфина Наталии Яресько, выпуск новых евробондов должен состояться в ноябре, и до конца декабря кредиторы смогут обменять свои облигации на новые, причем, гарантированно "безопасные".
"Условия выпуска новых долговых бумаг не предусматривают возможности кросс-дефолта при наступлении дефолта по любому из старых выпусков. Это своего рода страховка для всех кредиторов, согласившихся на реструктуризацию, на случай, если кто-то из инвесторов не обменяет существующий долг на новый и будет требовать выплат", - пояснил старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович.
Конечно, Кремль может попытаться объявить дефолт по своим бумагам еще до того, как кредиторы получат новые бонды. Формальный повод для этого есть - показатель соотношения госдолга к ВВП Украины в 60%, прописанный в условиях выпуска российских бумаг, уже давно превышен. "Но это маловероятно. Сейчас и Украина, и Россия пытаются показать максимальную "сдержанность" и "конструктивность". Тот, кто первым сойдет с этого пути, будет иметь меньше шансов на успех в судах", - полагает руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий.
РФ мало объявить дефолт по своим облигациям - надо, чтобы прочие кредиторы отказались от уже согласованного плана реструктуризации. "Понятно, что российское правительство вполне может пожертвовать $3 млрд. ради политики. Однако трудно представить, зачем это делать обычным корпоративным инвесторам, которых, прежде всего, интересуют деньги", - говорит Дмитрий Шемелин, юрист ЮФ "Ильяшев и Партнеры". В такой ситуации у Москвы будет один путь - в Лондонский суд (еврооблигации были выпущены по английскому праву). В правительстве утверждают, что готовы к судебным тяжбам. Хотя эксперты не исключают, что вердикт может быть вынесен и в пользу России. Но разбирательства, скорее всего, затянутся не на один год. Дело ЮКОС - наглядное тому подтверждение. А до тех пор Украина уж как-нибудь найдет способ решить вопрос с "долгом Януковича".
Если долг признают официальным
В Кремле не намерены списывать Украине долги, и предлагают Киеву попросить денег у МВФ. "Легче пойти по такому пути: добавить Украине $3 млрд, чтобы она могла расплатиться, и все были бы довольны", - заявил недавно российский президент Владимир Путин. Этот сценарий эксперты считают априори невозможным: даже если бы Украина и рискнула попросить больше денег у кредитора, ей бы наверняка отказали. "Действующая программа сотрудничества с МВФ не предполагает использования траншей для погашения долга перед РФ. Украина не только не может, но и не хочет использовать средства таким образом", - говорит директор департамента корпоративной сферы РА IBI Rating Игорь Дикий.
Существует риск, что Совет директоров МВФ может признать долг Украины не коммерческим (как настаивает наше правительство), а официальным, как того требует РФ. В фонде этот вопрос до сих пор обходили молчанием. Но если одна из сторон потребует рассмотреть статус долга или по бумагам будет допущен дефолт, кредитор будет вынужден вынести решение. "Я бы оценил вероятность признания долга официальным в 50%. Но такой поворот будет означать, что совет изменит к нему свое отношение. Ведь МВФ дал "добро" на включение "российских" облигаций в список реструктуризируемых долгов, а, значит, раньше он не рассматривал этот долг как официальный", - говорит Александр Паращий.
Такой вердикт может иметь серьезные последствия для Украины. Правила МВФ не позволяют ему кредитовать страны, объявившие дефолт по суверенным обязательствам. Это значит, что Киев рискует не дождаться денег от фонда. Очевидно, и в правительстве, и в НБУ такой сценарий не сбрасывают со счетов и готовятся вернуть деньги России. Прогнозируя объем золотовалютных резервов Украины до конца года, зампредправления НБУ Дмитрий Сологуб оценил их в $18 млрд. Однако прозрачно намекнул, что с учетом новостей по российскому долгу, резервы могут не досчитаться $3 млрд.
Но большинство аналитиков убеждено, что расставаться с деньгами Украине не придется. "Скорее всего, МВФ классифицирует этот долг как официальный, но при этом поменяет свою внутреннюю политику, чтобы дефолт по таким гибридным долгам не прерывал финансирование по программам фонда", - прогнозирует главный экономист Dragon Capital Елена Белан. О такой возможности недавно упомянул и глава Минфина РФ Антон Силуанов, заявив, что в фонде "готовятся общие изменения подходов". "Понятно, что это делается исключительно для того, чтобы заморозить платежи перед Российской Федерацией", - утверждает российский министр.
Без шансов на "мировую"
Самым несбыточным остается сценарий, при котором Россия согласится на уступки и пойдет на списание части долга. "Трудно себе представить министра, который придет к Путину и скажет, что только что списал Украине 20% долга, но зато теперь у них в фонде национального благосостояния есть целая сумка варрантов, которые будут стоить очень дорого, если Украина проведет реформы и станет успешной", - отмечает в своем блоге специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса. Кремль, скорее всего, продолжит требовать погашения долга, используя этот инструмент для политического давления на Украину.
Тантели Ратувухери, старший аналитик Empire State Capital Partners
Согласно правилам МВФ, дефолт по официальному долгу приводит к автоматической приостановке программы сотрудничества со страной. Однако сейчас идут разговоры о возможном пересмотре этих условий. Если это произойдет, дефолт Украины не приведет к остановке программы, при условии, что правительство продолжит переговоры с Россией. Если долг будет признан официальным, то переговоры о его реструктуризации продолжатся уже по другим международным правилам и каналам, предусмотренным для подобной категории долга.