Мировая житница. Как Украине накормить 1,2 млрд людей

Грамотное, действительно эффективное использование аграрных земель Украины способно на порядки поднять уровень национального дохода. Может ли Украина рассчитывать на новую "зеленую революцию"?
Фото: УНИАН

Согласно общепринятому определению "зеленая революция" - это комплекс изменений в сельском хозяйстве, имевший место в 1940-1970-х годах и приведший к значительному увеличению мировой сельскохозяйственной продукции. Он включал активное выведение более продуктивных сортов растений, расширение орошения, применения удобрений, пестицидов, современной техники.

Сегодня мир стоит на пороге новой "зеленой революции" - уже благодаря биотехнологиям. И Украина, как один из крупнейших аграрных производителей в мире, вполне может получить от этой революции причитающиеся ей дивиденды.

По мнению президента Национальной академии аграрных наук Ярослава Гадзало, при условии достижения европейской эффективности использования земель Украина может прокормить 1 млрд 200 млн человек. Пресс-служба НААН в этой связи напоминает, что хозяйства академии зарабатывают от 12 тыс. грн с гектара. По словам Гадзало, на опытных участках академии пшеница дает от 10 т с гектара урожая. Согласно подсчетам ученых с таким потенциалом сегодня Украина может обеспечить хлебом 500 млн человек при условии развитого животноводства и перерабатывающей промышленности.

В свою очередь, президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко еще в 2013 г. заявлял, что 27% мирового чернозема находится в Украине, а мир очень нуждается в увеличении производства продовольствия, и никто не может обеспечить столь большой прирост, как Украина. По его словам, у нас есть потенциальные возможности прокормить 600 млн человек по всему миру.  Украине нужно около $70 млрд, чтобы увеличить производство валовой продукции в три раза. Ежегодно в сельском хозяйстве по всему миру инвестируется $145 млрд - это прямые иностранные инвестиции. Козаченко считает, что  в Украине, чтобы в целом перестроить сельское хозяйство и утроить производство валовой продукции, нужно около $70 млрд.

Две стороны одного АПК

У вопроса об экономической эффективности украинского агропрома есть две стороны. Первая - эффективность самого производства. То есть урожайность, выбор культур, сортов растений и пород животных, юридические вопросы использования земель и т. д. Вторая сторона - эффективность переработки. Из семян подсолнечника можно просто отжимать масло и отправлять его на экспорт бочками, жмых - вагонами. А можно масло обрабатывать и бутилировать у себя, экспортируя готовый продукт. Жмых - перерабатывать на комбикорма и БАДы, а также продавать их как на внутреннем рынке, так и за рубеж. Во втором случае маржинальность намного выше, просто это уже не такие быстрые деньги.

Тем не менее пока Украина в третьем десятке стран по урожайности пшеницы. "Не весь бизнес стремится придерживаться технологий. Не соблюдается севооборот, сроки и нормы посева, внесения удобрений, а потом жалобы на урожай", - досадует Ярослав Гадзало.

Но чтобы повысить эффективность аграрного производства, больших инвестиций не требуется - тут достаточно будет четко прописать правила игры в аграрной отрасли - и гарантировать их неизменность на определенный период.

Сложнее с переработкой - тут действительно нужны большие инвестиции. В Украине сегодня мало по-настоящему современных перерабатывающих производств. Агропроизводители и рады бы инвестировать в переработку, чтобы получать большую прибыль в будущем. Но просто не рискуют это делать в условиях общей экономической неопределенности.

Вопрос законодательства

Эффективность украинского агропрома часто увязывают с вопросом частной собственности на землю. Сторонники введения свободной купли-продажи земель сельхозназначения указывают на то, что если у земли будет хозяин, то он будет о ней заботиться. То есть проводить ее рекультивацию, поддерживать нормальный севооборот и т. д. Их оппоненты указывают, что во многих странах с развитым АПК земля находится в собственности государства (муниципалитетов) и передается тем, кто ее обрабатывает, в аренду.

Какой вариант более приемлем для Украины? Наверное, уместно нечто среднее. Например, по закону каждый гражданин страны вправе иметь в собственности 10 га (условно говоря) приусадебных земель, то есть в окрестностях своего деревенского дома. А "большие" земли сельхозназначения держать в собственности государства и предоставлять агропроизводителям в аренду на 49 или 99 лет - это распространенная мировая практика. Долгосрочная аренда, совмещенная с ответственностью за сохранение качества предоставленных земель, заставит фермеров ответственно относиться к своему земельному фонду, исключит "хищническую эксплуатацию". Соответствующие требования нужно будет только прописать в законе под названием, скажем, "О землепользовании".

Определиться с отношением государства к собственности на землю надо уже сейчас - это первый и самый важный этап сельскохозяйственной реформы. Пока это отношение четко не озвучено, агропроизводители как раз и будут судорожно "выжимать все соки из земли", истощая знаменитые украинские черноземы, просто потому, что не знают, сохранится ли завтра за ними эта земля.

Взгляд в будущее

Футурологи уверены: прогресс компьютерных технологий и робототехники скоро исчерпает себя, актуальным станет прогресс биотехнологий. Именно биологические технологии помогут вырваться вперед странам, которые и сегодня, что называется, "кормятся с земли", как Украина.

Известный американский футуролог Элвин Тоффлер прогнозировал: сельская местность покроется сетью "биопреобразователей", в которых отходы биомассы будут превращаться в пищу, корма, волокно, биопластмассы и другие товары. Например, в США (одна из самых развитых в аграрном плане держав сегодня) "внутренняя биоэкономика" сможет на 90% удовлетворять потребность страны в органических химических удобрениях и на 50%  потребность в жидком топливе. Уже сегодня каждый миллион литров производимого биоэтанола напрямую создает 38 рабочих мест. То есть новые рабочие места теперь появляются не на фабриках и в офисах, а в сельскохозяйственных регионах - но в сфере высоких биологических технологий.

Центр технологий Вашингтонского университета рисует картину мира, где сельскохозяйственные поля будут иметь то же значение, что и нефтяные. Даже менеджеры нефтяных компаний заговорили о "последних днях века нефти". Доктор Роберт Армстронг, автор доклада Университета национальной обороны развивает эту идею, утверждая, что мы движемся к экономике, основанной на биологии, где "бензин заменят гены" как ключевой источник не только различных сырьевых материалов, но и энергии.

В начале XXI в. американские фермеры производили 280 млн т ненужных листьев, стеблей и прочих растительных отходов в год. Вряд ли украинские фермеры производят принципиально меньше органики. Но в США часть этого материала уже используется, превращаясь в химикалии, электричество, смазочные материалы, пластик, клеи, а главное - в топливо. Сырьем для большинства продуктов биоэкономики становятся сахар (глюкоза), крахмал (сахарный тростник) или целлюлоза (солома, опилки). Один из наиболее современных американских биозаводов - завод компании Dupont, производящий в год 100 тыс. т биопластика из кукурузы. Этот биопластик по себестоимости и потребительским качествам превосходит нейлон.

Эксперт Тим Смит считает, что мы накануне величайшей революции. "Из растительного сырья можно производить композитные материалы, более прочные, чем сталь и кевлар. Возможности его применения феноменальны. Вероятно, будет активно развиваться региональная агрокультура, а в определенных регионах будут выращиваться специальные культуры для снабжения местных биопреобразователей. Результатом этого процесса станет создание несельскохозяйственных рабочих мест в сельскохозяйственных районах. Экономика, основанная на биотехнологии, сможет в конечном итоге остановить процесс урбанизации", - уверен Смит.

Но пока новая "зеленая революция" не началась, Украина может просто совершенствовать свое сельское хозяйство, все более уверенно претендуя на роль главного агропроизводителя в регионе. Если даже просто внедрить в отечественный АПК сегодняшние европейские сельскохозяйственные практики, то прокормить шестую часть мира (те самые 1 млрд 200 млн человек) - вполне выполнимая задача. Ведь речь идет вовсе не только о пшенице, но и обо всем богатстве украинской земли.