Украина готовится расплачиваться за реструктуризацию

Согласно макропрогнозу правительства ВВП в 2018–2019 гг. будет расти на 4% ежегодно. Это значит, что уже через пять лет наша страна начнет выплаты по деривативам, выпущенным для инвесторов в обмен на реструктуризацию внешнего долга
Фото: Сергея Владыкина

Правительство утвердило базовый прогноз экономического и социального развития Украины на 2017–2019 гг. Согласно документу рост валового внутреннего продукта (ВВП) Украины в 2017 г. ускорится до 3%, а инфляция замедлится до 8,1% (прогноз Минэкономразвития на 2016 г. — 1% при инфляции 14%). В 2018–2019 гг. экономика должна расти примерно на 4% в год. По словам первого вице-премьер-министра Степана Кубива, такой сценарий может быть реализован при выполнении нескольких условий: быстрого и успешного реформирования, поддержке международного сообщества, а также благоприятной внешней конъюнктуре. В запасе у чиновников есть и пессимистический сценарий. В его рамках ВВП в следующем году вырастет на 1,5% при инфляции 10,3%, а в 2018– 2019 гг. экономический рост составит 2% ежегодно.  

Базовую оценку роста ВВП в 2017 г. (3%) эксперты считают чересчур оптимистичной. "Против ускорения экономического роста могут сыграть неопределенность на мировых финансовых рынках в связи с выходом Великобритании из ЕС и замедление экономики Китая. Оба этих фактора способны оказывать сильное влияние на сырьевые рынки, прежде всего на рынок стали, который страдает от избыточных мощностей и перепроизводства. Они также могут  влиять на аппетит к риску и желание инвесторов вкладывать средства в рынки развивающихся стран", — полагает аналитик UniCredit Bank Андрей Приходько. Аналитики группы ICU прогнозируют, что украинская экономика в 2017 г. вырастет на 2,4%. Эксперты компании Dragon Capital дают схожую оценку — 2,5%. Прогноз Института общественно-экономических исследований еще скромнее — только 2%.

Что касается инфляции, она имеет все шансы удержаться в рамках однозначных чисел. "По нашим предварительным оценкам, инфляция в 2017 году составит 9% (декабрь к декабрю). Факторы, которые более всего будут стимулировать повышение цен, — прогнозное увеличение тарифов на газ, электроэнергию, воду, железнодорожные перевозки", — говорит эксперт по вопросам макроэкономической политики Института общественно-экономических исследований Кристина Аврамченко. Однако рост тарифов будет уже не таким "взрывным", как в этом году, покупательская способность населения остается очень низкой, а банковское кредитование вряд ли восстановится в сколько-нибудь значительных объемах. Все это будет способствовать замедлению инфляции.

А вот базовый прогноз правительства на 2018–2019 гг., по мнению экономистов, вполне реалистичный. "Темпы развития экономики в 2018–2019 годах могут оказаться и выше 4%, многое зависит от внешней среды и динамики развития стран–торговых партнеров, а также от улучшения инвестиционной среды внутри Украины. После глубокого спада 2014–2015 годов экономика имеет шансы на восстановительный рост, который может превышать 4% в год, но для этого нужны реформы и восстановление доверия инвесторов", — считает старший экономист Центра экономической стратегии Ирина Пионтковская.

На такое же развитие событий рассчитывают и в правительстве. В конце прошлой недели премьер-министр Владимир Гройсман отметил, что "рост может быть намного больше". 

Реализация даже базового сценария на 2018–2019 гг. означает, что уже в 2021 г. Украина может начать выплаты по деривативам, выпущенным для внешних кредиторов страны, согласившихся на реструктуризацию долга. Долговая операция была проведена украинским Минфином осенью 2015 г. Она включала списание кредиторами 20% основного долга Украины. Сроки погашения остальной суммы были отложены на четыре года — с 2015–2023 на 2019–2027 гг. Взамен прежних выпусков еврооблигаций с купонной ставкой 7,22% годовых Украина выпустила новые евробонды с погашением в 2019–2027 гг. и со ставкой купона 7,75% годовых. Кроме того, держатели долговых бумаг получили 20-летние государственные деривативы, доходность которых привязана к показателям экономического роста нашей страны в 2019–2038 гг. Если темпы роста ВВП превысят 3% в год, кредиторы будут получать свою долю от "излишка" (сверх 3%). При росте экономики от 3 до 4% держатели деривативов получат 15% от превышения. Если же рост ВВП зашкалит за 4%, то вдобавок к этому Минфину придется заплатить по 40% от каждого процента, который превысит 4%-ный барьер. Общий период выплат, предусмотренный условиями соглашения, — до 2040 г.

Первая выплата запланирована уже на начало 2021 г. Ее размер будет рассчитываться на базе экономических показателей 2019 г. И если рост ВВП в этот период превысит 3%, то Украине придется начать выплаты кредиторам.

Правда, в соглашении прописано еще одно условие: инвесторы не получат денег до тех пор, пока размер ВВП Украины не составит $125,4 млрд (по оценке МВФ, такого размера он должен достигнуть в 2019 г.).

В прошлом году номинальный ВВП Украины был $90,77 млрд (исходя из фактического среднегодового курса 21,8 грн./$ — по данным НБУ). В законе о госбюджете-2016 номинальный ВВП запланирован в размере 2,262 трлн грн. Учитывая заложенный в этом же документе прогнозный среднегодовой курс 24,1 грн./$, в долларовом эквиваленте это составит порядка $93,85 млрд. Оценка Кабмина на 2017 г. — 2,6 трлн грн. при среднегодовом курсе 27,2 грн./$. То есть номинальный ВВП может вырасти в следующем году примерно до $95,6 млрд. Такими темпами планка в $125,4 млрд может быть достигнута еще не скоро. Чтобы это произошло, нужно чтобы экономика росла очень активно либо правительство наконец реализовало свой план по детенизации экономики. Как отметил Владимир Гройсман, оценочный объем теневого сектора составляет от 45 до 60% ВВП. "Это триллион (гривень. — "ДС"), который может работать на граждан Украины", — констатировал премьер. От победы над серой экономикой бонусы получат и держатели госдолга Украины.

"В результате правительство пребывает в трудной ситуации, когда, с одной стороны, у него есть стимул к проведению реформ и обеспечению роста экономики, но с другой — рост выше барьера в 3% будет вести к издержкам в виде надбавок к основной сумме внешнего долга. Думаю, в такой ситуации ожидать роста выше 3% не приходится. Во всяком случае до 2021 года", — отмечает аналитик компании "Альпари" Антон Козюра.