А годен ли? Что украинцы больше не смогут прочитать на упаковке продукта
4 февраля Петр Порошенко подписал Закон "Об информации для потребителей пищевых продуктов" (№8450), принятый Верховной Радой 6 декабря 2018-го. Закон вступает в силу через шесть месяцев после публикации, и это значит, что многие его положения будут применены уже в 2019 г.
Однако из этого не следует, что используемые в Украине упаковки пищевых товаров быстро и радикально поменяют свой облик. Во-первых, многие товары уже сегодня упаковываются и снабжаются аннотациями согласно европейским требованиям (закон заточен как раз под них). Во-вторых, нормативно-правовой акт допускает продажу определенных товаров, выпущенных в соответствии с прежними правилами маркировки, на протяжении еще трех лет.
Свести воедино правила и здравый смысл
Главная идея закона, затрагивающего всех потребителей без исключения, — навести порядок в сфере маркировки продуктов питания. Теперь информация на упаковке каждого из них должна будет стать более информативной, легко читаемой, да и в целом соответствующей европейским стандартам. Это должно заставить отечественных производителей продуктов уже сейчас маркировать их в соответствии с нормативами Евросоюза. А значит, потом им будет проще выходить на европейский рынок.
До сих пор маркировка регулировалась госстандартами (по-украински: ДСТУ), которые были свои для каждой отрасли. Не было единообразия, что усложняло жизнь как потребителям, так и работникам магазинов. После вступления закона в силу начнут действовать единые правила маркировки всех видов пищевых продуктов.
Закон не только прямо запрещает публиковать на упаковке (как и в рекламе) информацию, которая может ввести потребителя в заблуждение. Уже к концу года на каждой этикетке в обязательном порядке будет отображаться не только список ингредиентов, но и содержание сахара в продукте, использованные пищевые добавки, вспомогательные вещества и красители. В дополнение к этому появятся указания способа переработки и хранения, размораживался ли продукт ранее, а также может ли он замораживаться повторно. Для фарша и замороженных продуктов (рыба, внутренности) производителю потребуется указывать содержание воды в килограмме продукта, если ее там более 5%.
Отдельно на упаковке будет выделяться информация, связанная с ограничениями для употребления. Например, об опасности того или иного продукта для диабетиков, а также информация о наличии и типе аллергенов (лактоза, арахис и пр.), причем выделенная отдельным цветом. (В меню кафе, ресторанов и других заведений общественного питания тоже нужно будет прописывать аллергены, которые находятся в блюдах.)
Однако новый закон предусматривает не только ужесточение одних правил, но и ослабление других. Причем порой довольно неожиданное. Например, теперь необязательно указывать процентный состав ингредиентов, достаточно будет просто перечислить их наименования. Также отныне будет разрешено не указывать калорийность. Точнее, информация о питательной ценности станет необязательной для продуктов, "которые не подвергались переработке или в отношении которых информация о питательной ценности не является определяющим фактором принятия потребителями решений об их покупке". Зато обязательно указывать страну происхождения продукта.
Не совсем все понятно с маркировкой по новым правилам молочных продуктов. С одной стороны, предписано предоставлять информацию об использованном рафинированном масле и жирах растительного происхождения. С другой — производителям разрешили не указывать перечень ингредиентов сыров, масла сливочного, йогуртов, кефира, ряженки, сметаны, если туда не добавляли ничего, кроме закваски, продуктовых ферментов и необходимых по технологии производства микроорганизмов. Также исчезло из обязательного перечня упоминание об остатках ветеринарных препаратов.
Но пока больше всего вопросов вызывает обозначение сроков годности пищевого продукта в зависимости от того, является ли он скоропортящимся в связи с микробиологическими свойствами. Согласно ст. 18 нового закона минимальный срок годности (на протяжении которого продукт не меняет своих свойств) указывается добровольно в соответствии с выбором оператора рынка для следующих категорий: фрукты и овощи, вина (в том числе ликерные и игристые) и алкоголь 10 и выше градусов, хлебобулочные и кондитерские изделия, уксус, соль, сахар, некоторые кондитерские изделия, жевательные резинки и другие подобные продукты. А для продуктов, срок годности которых год и более, может указываться только месяц и год, но не конкретная дата изготовления.
На практике это может привести к тому, что продукты, которые на сегодняшний день уже подлежат утилизации, смогут оставаться в свободной продаже.
Иногда это оправданно — в реальности в старых нормативах зачастую сроки хранения искусственно занижались, нередко ради перестраховки. С другой стороны, такие противоречия наверняка вызовут волну злоупотреблений в магазинах. А о том, как товароведы умеют превращать позавчерашние продукты в послезавтрашние, ходят легенды.
Дополнительные требования и штрафы
В законе прописано не только то, что следует указывать на упаковке, но и то, как именно. Самое важное — больше не будет этикеток, напечатанных самым мелким из возможных шрифтов, который даже с лупой особо не прочитаешь. Этот незатейливый способ долгое время позволял успешно дурить потребителей, но теперь это придется прекратить.
Согласно новым требованиям, прямо прописанным в законе, минимальная высота шрифта для надписей не может быть меньше 1,2 мм (или 0,9 мм, если упаковка маленькая). А, например, производители колбас отныне будут обязаны указывать на упаковке, съедобна ли оболочка их продукта.
Спектр наказаний для нарушителей также обновлен. Стандартный штраф для юрлиц — 15 минимальных заработных плат (62 565 грн на сегодняшний день). Штраф для физлиц-предпринимателей — 10 минимальных зарплат (41 730 грн).
Но и тут есть оговорки. Если маркировка не соответствует законодательству, но нарушение не создает угрозу для жизни и здоровья человека, то штраф для юрлиц может составить пять минималок, а для физлиц-предпринимателей — три минимальные зарплаты. И наоборот, если из-за не представленной информации продукт вызвал аллергические реакции или непереносимость у потребителя, то штраф для юрлиц составит 30 минимальных зарплат, для физлиц-предпринимателей — 20 минималок.
Вопросы и сомнения
К сожалению, представители ассоциаций производителей мясной и молочной продукции, к которым мы обращались за комментариями по новому закону, не смогли озвучить свое мнение о новых требованиях к маркировке. Однако мы выяснили, с какими сложностями сталкивались в разные годы производители и импортеры продуктов при аналогичных реформах в Литве и Беларуси.
Итак, переход на новый дизайн и текст упаковок не требовал от крупных производителей больших финансовых затрат. По крайней мере, таких, которые сказались бы на розничной цене. Но сам процесс оказывался очень длительным, ведь содержание текста и графических элементов на упаковке сперва приходилось многократно согласовывать. А затем перезаключать договоры с подрядчиками, которые эту упаковку выпускают, с дилерами и т. д. На все про все уходило от трех месяцев до полугода.
Еще один нюанс скорее связан с тем, что украинский закон о маркировке пищевых продуктов — это в значительной степени переведенная и адаптированная директива Евросоюза от 2011 г. Тут вопросы возникают, например, с аллергией на какие-то компоненты. Да, есть общепризнанные и широко известные пищевые аллергены — например, арахисовое масло или лактоза. Но аллергия тем и коварна, что может быть спровоцирована практически чем угодно.
Автор этих строк 20 лет назад умер после того, как в больнице, в отделении травматологии, ему вкололи безобиднейшее обезболивающее — баралгин. Укол — анафилактический шок — клиническая смерть. К счастью, реанимация была рядом, откачали. Но как быть, если у съевшего кусок колбасы ребенка вдруг обнаружится аллергия на глутамат натрия (распространенный усилитель вкуса)? Вероятность этого — один случай на 2-3 млн человек, то есть на всю страну пострадать может несколько детей.
Получится ли, что виноват производитель, не указавший, что на глутамат натрия может быть аллергия? Или продавец, допустивший товар к продаже? Но если указывать в качестве опасного компонента все, что потенциально может вызвать аллергию, то не выделенной цветом на упаковке окажется разве что дистиллированная вода...
Похожие вопросы возникают насчет остатков ветеринарных препаратов и пестицидов. По новому закону они не считаются ингредиентами, а значит, покупатель может и вовсе не узнать об их присутствии в продукте. Далее: если в продукте есть составляющие с ГМО, то соответствующая пометка должна быть, только если доля ГМО превышает 0,9% в любом ингредиенте пищевого продукта. Вот только требование-то есть, а лабораторий, проверяющих достоверность указанных данных, у Госпотребслужбы нет. А это очень сложный и дорогой биологический анализ.