В мире об экономике. Спасательная драгиномика для ЕС, офшорная колония России и грациозное старение Apple

Пять тем, которые мы не могли пропустить

Марио Драги, голубая лагуна на Кипре и Тим Кук с Apple 16 Pro Max

В каждой стране своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Мы снова выбрали несколько зарубежных публикаций последних дней и приводим их в пересказах на одной странице — самую суть.

На этой неделе вся Европа дискутировала о большом докладе "Будущее европейской конкурентоспособности" (The future of European competitiveness), выпущенном под руководством Марио Драги, бывшего президента ЕЦБ и экс-премьер-министра Италии. Весной мы уже описывали его идеи по усилению экономики Евросоюза, которые назвали драгиномикой. А свежий доклад, который Драги по поручению Урсули фон дер Ляен целый год готовил вместе с экспертами Еврокомиссии, представляет собой всеобъемлющий документ на сотни страниц, состоящий из двух частей — первая с общими аргументами, вторая — с глубоким анализом и техническими подробностями. Далее мы рассмотрим первую часть под названием "Стратегия конкурентоспособности для Европы".

Крупнейшие вызовы перед Евросоюзом

Прежде всего Марио Драги с соавторами описывает текущий экономический ландшафт Европы, акцентируя на самых больших вызовах. Вот главные из них:

  • Реальный располагаемый доход на душу населения в ЕС с 2000 г. рос почти вдвое медленнее, чем в США. Производительность труда тоже отставала. Одна из причин состоит в том, что европейские компании за год тратят на исследования и инновации на сотни миллиардов меньше, чем американские.
  • Численность рабочей силы в ЕС прогнозируемо будет сокращаться примерно на 2 млн человек в год в период до 2040 г. Поэтому нужно больше полагаться на рост производительности. Но при сохранении нынешних темпов производительности ВВП Европы останется на том же самом уровне до 2050 г.
  • Глобальный спрос на продукцию из Евросоюза снижается, тогда как конкуренция на международном рынке растет, особенно со стороны китайских компаний. Доля ЕС в мировой торговле продолжает сокращаться, особенно после начала пандемии.
  • Новейшие технологии в Европе развиваются сравнительно слабо — это и есть основная причина сравнительно более низкой производительности на континенте. Только четыре из 50 крупнейших технологических компаний — европейские. За последние полвека здесь не было создано ни одной компании с рыночной капитализацией свыше 100 млрд евро, тогда как в США за этот период появилось шесть компаний более чем на 1 трлн евро.
  • Фундаментальная проблема Европы — дорогая энергия для промышленности. В ЕС электроэнергия стоит в среднем на 158% больше, чем в США, природный газ — на 345%.
  • ЕС попал в большую зависимость от импорта критически важных материалов, особенно из Китая.
  • Совокупные расходы Евросоюза на оборону составляют треть от уровня США, а европейская оборонная промышленность страдает от десятилетий недоинвестирования и истощенных запасов.

Определив отправную точку, авторы доклада переходят к рекомендациям.

Новая стратегия конкурентоспособности ЕС

Приводим ключевые предложения руководству ЕС и национальным правительствам от команды экспертов во главе с Драги — только важнейшие тезисы с короткой аргументацией:

  • Ускорить инновации и повысить конкурентоспособность. Преодолеть технологический разрыв с США и Китаем можно через поддержку R&D и стартапов. Среди первоочередных задач — повысить квалификацию работников (обучение и переподготовка). "Конкурентоспособность сегодня — это не столько относительные затраты на рабочую силу, сколько знания и навыки, воплощенные в рабочей силе", — говорится в докладе. Полезной может быть и политика повышения конкурентоспособности в отдельных отраслях, в которых глобальное "игровое поле" искажено действиями других государств, например асимметрией в регулировании или значительными субсидиями за рубежом.
  • Увеличить долю инвестиций до 5% ВВП (как это было в 1960–1970 гг.), чтобы провести цифровизацию и декарбонизацию экономики, а также развить ВПК. На это ежегодно понадобится дополнительно 800 млрд евро. А это беспрецедентный вызов: для сравнения, дополнительные инвестиции, предусмотренные Планом Маршалла между 1948-51 гг., Составляли около 1-2% ВВП раз в год.
  • Расширить инвестиции со стороны государственного сектора на фоне увеличения производительности. Согласно расчетам повышение уровня общей производительности факторов производства на 2% в течение 10 лет позволит покрыть треть необходимых бюджетных расходов.
  • Перейти к регулярному выпуску долговых инструментов на уровне ЕС (облигаций) для финансирования совместных инвестиционных проектов, например, в сфере R&D и оборонных закупок. Результатом должно стать усиление конкурентоспособности и производительности. По замыслу такая совместная эмиссия со временем также будет способствовать интеграции европейских рынков капитала.
  • Укрепить безопасность и экономическую независимость. Евросоюзу нужно придерживаться единой внешнеэкономической политики, усилить цепочки поставок критически важных ресурсов и развивать оборонную промышленность. "ЕС должен обеспечить доступ к критически важным ресурсам и защитить ключевые цепи добавленной стоимости. Это может потребовать заключения выгодных торговых соглашений с ключевыми партнерами и гарантирования критически важных поставок, в том числе посредством соглашений о переработке и прямых инвестициях в производственные мощности за рубежом", — констатируется в докладе.
  • Сделать ставку на декарбонизацию, экспорт зеленых технологий и модернизацию производства с помощью ИИ. Именно декарбонизация потенциально позволит Европе снизить цены на энергоносители и стать лидером чистых технологий. Предполагается массовое развертывание экологически чистых источников энергии с низкими предельными затратами (включая атомную). В частности, большим потенциалом обладают солнечная энергетика в Южной Европе и ветровая — на севере и юго-востоке. В целом Европа остается лидером в сфере экологически чистых технологий. К примеру, компании ЕС имеют успехи в области устойчивого транспорта, многочисленные патенты на низкоуглеродистые виды горючего. В то же время в докладе признается, что энергетический переход потребует четкой синхронизации политики на уровне ЕС, а продлится он еще долгое время: ископаемое топливо будет играть центральную роль в ценообразовании на энергоносители до конца этого десятилетия.
  • Полностью перейти на единый рынок ЕС. Это обеспечит условия для масштабирования инновационных компаний и крупных промышленных предприятий, создания диверсифицированного совместного энергетического рынка, будет способствовать логистике и повысит спрос на решения по декарбонизации. Европейцам проще будет заключать выгодные торговые соглашения с остальным миром и создавать более устойчивые цепи поставок. Положительным следствием будет мобилизация больших объемов частного финансирования, а значит более высокий внутренний спрос.
  • Реформировать систему управления ЕС, чтобы упростить координацию, снизить регуляторное бремя и улучшить методы принятия решений для быстрой реакции на вызовы.

Уже из перечисленных рекомендаций ясно, что некоторые из них могут не понравиться национальным правительствам, особенно когда речь идет о централизации политик. Акцентируем только на одной из таких деликатных тем. Марио Драги призывает к углублению экономической и фискальной координации с центральным пунктом о совместном выпуске долговых обязательств. А такие меры, очевидно, требуют передачи больших полномочий и ресурсов на уровень ЕС. Министр финансов Германии Кристиан Линднер уже ответил, что его страна "не должна платить за других" и такой подход якобы не решит структурных проблем региона. Издание Bloomberg, посвятившее данное теме обширную аналитическую статью, резюмировало: "Некоторые идеи, например, уменьшение регуляторной нагрузки или содействие трансграничным инновациям, могут найти поддержку. Однако ключевые столпы, начиная от общего долга и заканчивая завершением создания рынков капитала или банковского союза, пока что остаются недостижимыми".

Кипр как российская база

После полномасштабного вторжения в Украину в медиа с определенной регулярностью появляются новости о том, как российские компании покидают Кипр из-за западных санкций. Несмотря на громкие прецеденты, такие обобщения звучат слишком обнадеживающе, учитывая историческую роль острова как офшорной "копилки" для российского бизнеса. Сомнения небезосновательны. На этой неделе кипрский журналист-расследователь Борис Демаш в интервью оппозиционному белорусскому изданию NEXTA заявил, что Кипр, наоборот, превратился в "базу Кремля в Евросоюзе", а олигархи с российскими корнями, как например як-от Ігорь Кесаев, Олег Дерипаска та Борис Ротенберг, не просто скрыли там свои активы, но и используют местные подставные компании для уклонения от западных санкций. В общей сложности десятки российских лиц, тесно связанных с Кремлем, имеют "золотые паспорта" Кипра и, следовательно, доступ к европейской финансовой системе.

По словам Демаша, российские спецслужбы активно используют культурные и религиозные организации для продвижения в обществе своих нарративов (дошло до того, что власти Кипра поддерживают празднование 9 мая как Дня победы). По оценкам журналиста, 90% местного населения разделяют взгляды российского диктатора Владимира Путина, а Украину считают "мятежной провинцией" России, поддерживаемой Америкой.

Демаш утверждает, что кипрская элита по сути находится на содержании российского капитала и активно помогает богачам из страны-агрессора обходить санкции и отмывать деньги через серые схемы. В частности, Борис Ротенберг, как писало издание Cyprus Daily News, использовал подставных лиц через кипрские компании для управления своими активами, включая яхты и недвижимость. Демаш же отмечает, что работа на россиян — массовое явление: местные адвокаты, госслужащие и бизнесмены вовлечены в российские коррупционные схемы, а депутаты парламента Кипра, владеющие юридическими фирмами, обслуживают российских олигархов и чиновников. При этом жалобы украинской диаспоры тотально игнорируются.

Положение дел журналист заключает так: Кипр превратился в "колонию Кремля, но завоеванную не оружием, а через подкуп и взятки".

Кипрская деловая и политическая элита не только терпит, но и активно сотрудничает с российскими спецслужбами, помогает обходить санкции и отмывать деньги посредством серых схем. В частности, Борис Ротенберг, как отмечает издание Cyprus Daily News, использовал подставных лиц через кипрские компании для управления своими активами, включая яхты и недвижимость. Это массовое явление: "Все кипрское общество заточено на предоставлении услуг россиянам", — заключает журналист.

Apple демонстрирует свой возраст

В начале недели компания Apple представила линейку iPhone 16 и 16 Pro с возможностями искусственного интеллекта, а также новые модели других гаджетов. Впрочем, это событие уже не вызывает такого ажиотажа, как представление первых моделей iPhone. В деловых кругах даже подметили показательное падение акций технологического гиганта прямо во время презентации. И хотя в последующие дни недели капитализация Apple пошла вверх, совершенно очевидно, что ее новые гаджеты уже не станут драйвером роста рынков.

Почему это происходит? Логическое объяснение с щепоткой поэтики дает бизнес-издание Sherwood. Статья начинается так: "Сегодняшнее событие [презентация новых гаджетов], завершившееся обсуждением проблемы апноэ во сне, показало, что Apple прислушивается к старшим клиентам. Прощайте, прыжки с парашютом и скалолазание". Так, на демонстрации AirPod руководители компании, которой, кстати, уже 50 лет, обсуждали потерю слуха, больше, чем качество звука. Эти беспроводные наушники теперь будут оснащены встроенными слуховыми аппаратами. В общем бренд, когда-то чувствовавший себя молодым и модным теперь, похоже, сфокусировался на функциях, которые действительно полезны для старших пользователей: мониторинг сердца, обнаружение падений… Оставаясь верной своей одержимости высококачественными материалами (сапфиру, титану, керамике), легендарная компания просто встречает многих пожилых пользователей "там, где они есть". Поэтому "Apple, кажется, стареет грациозно", — заключает издание.

Реакторы в городах: новейшая ядерная энергетика набирает обороты 

На фоне энергетического кризиса Европа, похоже, все больше поворачивается лицом к атомной энергетике. И при этом выбирает новейшие решения. Так, энергетическая компания Helen, принадлежащая городу Хельсинки, обнародовала планы построить малый модульный реактор (ММР) для производства тепла до 2035 г., что знаменует собой запуск программы ядерной энергетики в поддержку климатических целей Финляндии. Сейчас оцениваются потенциальные площадки, в частности район Вуосаари на востоке финской столицы. Ожидается, что первая фаза проекта будет завершена до 2026 г., а реактор начнет работать в начале 2030-х, пишет European Correspondent.

Напомним, что меньшие по размеру и более эффективнее, чем традиционные реакторы, ММР способны производить как тепловую, так и электрическую энергию. Они становятся ключевым компонентом энергетической стратегии Европы, и Еврокомиссия настаивает на развертывании ММР к началу 2030-х. 

В этом контексте стоит упомянуть, что частная эстонская компания Fermi Energia также сосредотачивается на ММР на следующее десятилетие. А во Франции, несмотря на финансовые неудачи, госкомпания EDF остается сторонником запуска ММР до 2030 г., что соответствует целям страны по энергетической независимости и сокращению выбросов углерода.

Словом, новейшая ядерная энергетика на континенте набирает обороты, предлагая решения по энергетической безопасности и изменению климата.