В мире об экономике. Оборонные расходы НАТО, глобальная пирамида богатства и кофейни как драйверы бизнеса

Пять тем, которые мы не могли пропустить

Бюджет НАТО на оборону, мировое распределение богатства и встречи в кафе Starbucks

В каждой стране своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Мы снова выбрали несколько зарубежных публикаций последних дней и приводим их в пересказах на одной странице — самую суть.

Страны НАТО увеличивают бюджеты на оборону

В контексте российского нападения на Украину и требований бывшего (и, возможно, следующего) президента США Дональда Трампа в Северо-Атлантическом альянсе (НАТО) заострился вопрос расходов на оборону. Речь идет о том, чтобы все страны-члены организации направляли на эту цель хотя бы 2% ВВП, как предусмотрено предварительными договоренностями. Иностранные и украинские СМИ регулярно цитируют политические заявления по этому поводу.

Но как меняются оборонные расходы участников НАТО? Кто больше всех отреагировал на российское вторжение? Сколько денег уходит именно на оборудование? Какие прогнозы на будущее? На неделе, когда альянс отмечает 75-летие, самое время дать ответы на эти вопросы, чтобы глубже понять его потенциал. Итак, рассмотрим свежую тематическую статистику, опубликованную на сайте НАТО (данные за 2023 и 2024 гг. расчетные).

С 2019 г. есть заметный рост расходов на оборону, однако именно год российского вторжения не изменил динамику. Скачок ожидается в текущем году (данные на диаграмме выше приведены в пересчете на доллар и в ценах 2015 г. для корректности сравнения). Напомним, что после вступления Швеции в апреле 2024 г. НАТО объединяет уже 32 государства, однако доминирующую роль не только в военном, но и в финансовом плане играют США.

Еще более очевидны изменения в выполнении нормативов альянса. В прошлом году 10 стран-членов тратили на оборону свыше 2% ВВП, тогда как в 2021 и 2022 гг. таковых было всего 6 и 7 соответственно. Ожидается, что в текущем году большинство союзников возьмут эту планку. Если же сравнивать с 2014 г., то эффект роста оборонных расходов более чем заметен (особенно бросается в глаза усиление Польши):

Отдельно следует отметить динамику затрат именно на оборудование. Этим термином по сути охватывается вся военная техника и амуниция — от ядерного оружия (у кого есть) до автоматов и коммуникационного оборудования, а также финансирование R&D для войска.

В НАТО считают, что каждая страна должна направлять на эти статьи не менее 20% всех расходов на оборону. Все, кроме Канады и Бельгии, уже достигли соответствующего показателя. Нисходящая динамика зафиксирована только в Швеции (но эта страна и так в лидерах по производству оружия как доле ВВП).

Глобальное распределение богатства

На этой неделе банк UBS выпустил ежегодный отчет о мировом богатстве (Global Wealth Report 2024), в котором проанализировал его распределение и динамику с начала века до 2023 г. включительно. Напомним, что богатство (состояние) — это запас активов: земель, недвижимости, ценных бумаг и т. д. Этим оно отличается от доходов (потоков), которые измеряются легче и регулярно и отражаются в таких показателях, как ВВП и ВВП на душу населения.

Итак, этот отчет предоставляет дефицитную информацию о том, как меняется благосостояние в разных уголках планеты. Он охватывает 56 стран (к сожалению, без Украины), распределяя их на три крупных региона: Азиатско-тихоокеанский (APAC); Европа, Ближний Восток и Африка (EMEA); Северная и Южная Америка (the Americas).

На инфографике ниже изображена глобальная пирамида богатства в расчете на взрослое население. Как видим, 1,5% землян, по оценкам, располагают имуществом на $1 млн и выше. С совокупным состоянием в $214 трлн они держат в руках почти половину мирового богатства. При этом $2,4 трлн, которыми коллективно владеют беднейшие слои (когорта в основе пирамиды), составляют лишь 0,5% всего состояния мира. Это люди с богатством стоимостью менее $10 тыс. Между этими двумя когортами исследователи выделяют еще две: у кого состояние $10—$100 тыс. и у кого — от $100 тыс. до $1 млн.

Бросается в глаза огромное неравенство в распределении. Оно также заметно в разбивке по глобальным регионам (нижняя диаграмма): чем богаче когорта, тем больше в ней американцев. Однако, как утверждают составители отчета, есть повод для оптимизма. Так, с начала столетия когорта беднейших как доля всего взрослого населения уменьшилась вдвое, а люди с состоянием в $10-100 тыс. стали самой большой группой. Правда, когорты наверху пирамиды богатства тоже выросли в два-три раза. Если коротко, то, по выводам банка, земляне в среднем заметно разбогатели. Впрочем, следует уточнить, что исследователи, не указывают, учли ли изменение покупательной способности доллара США в течение рассматриваемых периодов, — этот фактор может значительно ослабить вывод о том, что человечество становится более богатым.

К тому же оптимистическая тенденция уже ослабла. Исследование показало, что темпы роста мирового богатства в целом замедляются. Если в 2000-2010 гг. ежегодно к нему прибавлялось +7%, то в период с 2010 по 2023 год — только 4,5%. Примечательно, что в континентальном Китае и Индии среднегодовой прирост богатства с 2010 г. сократился более чем вдвое, а в Греции, Японии, Италии и Испании этот показатель ушел в минус, то есть состояние сократилось.

Вне ВВП: новый экономический индекс тестируют в США

В этом месяце американская маркетинговая компания Zeta Global запустила экономический индекс, базирующийся на фактическом поведении потребителей, а не только на анализе настроений. Компания утверждает, что использует собственные данные о "триллионах сигналов" от потребителей и генеративный искусственный интеллект (ИИ), чтобы сделать "снимок экономики" в реальном времени.

Общий Zeta Economic Index состоит из двух других. Первый — Economic Index Score (Оценка экономического индекса). Здесь ИИ взвешивает ключевые параметры текущего состояния экономики США на основе активности потребителей офлайн и онлайн. Второй — Индекс экономической стабильности (Economic Stability Index). Показывает способность населения противостоять экономическим спадам. Чем выше значение — тем лучше.

Алгоритм рассматривает традиционные экономические показатели, например безработицу или объем розничных продаж, и учитывает высокочастотные поведенческие данные о транзакциях 240 млн американцев в восьми категориях: автомобильная активность, рестораны, развлечения, финансовые услуги, здравоохранение, розничные продажи, технологии, путешествия.

Цель состоит в том, чтобы оценивать состояние экономики по более широкому показателю, чем ВВП, и строить лучшие прогнозы.

Что касается результатов, то в июне, по данным Zeta, экономика США продемонстрировала устойчивость и стабильность: Economic Index Score — 66, а Economic Stability Index — 66,1. Эти два показателя соответствуют "активному" и "стабильному" состоянию экономики.

Быстрая мода. Как заставить гиганта-загрязнителя вкладываться в чистые стартапы

Климатические проблемы все больше волнуют общественность и правительства. А вот некоторые бизнесы и целые отрасли иногда не готовы отказаться от вредной деятельности. Но их можно подтолкнуть к правильным действиям. Красноречивый пример имеем в Европе.

На этой неделе сингапурско-китайский ритейлер быстрой моды Shein, продукция которого наиболее популярна среди поколения Z, объявил, что будет вкладываться в стартапы из Евросоюза и Британии, работающие с инновационными и переработанными материалами. Для этого онлайн-платформа Shein создает фонд циркулярности для региона в размере 200 млн евро. Цель — уменьшить проблему влияния индустрии моды на окружающую среду, пишет Euronews.

Здесь следует напомнить, что индустрия быстрой моды (fast fashion) ответственна за 10%(!) мировых выбросов парниковых газов и генерирует более 90 млн т отходов. Сейчас отрасль переживает не самые лучшие времена, к тому же находится в фокусе внимания регуляторных органов. Так, в прошлом месяце правительства ЕС призвали к жестким мерам, чтобы остановить расточительную тенденцию к покупкам дешевой одноразовой одежды путем взимания сборов с фирм, чья маркетинговая стратегия способствует популярности быстрой моды. Да и в целом в ЕС готовятся ввести дополнительные таможенные пошлины на дешевые товары из Китая.

Итак, анонсированные инвестиции в циркулярную экономику со стороны азиатского гиганта быстрой моды — скорее ответ на действия регуляторов, но такая причинно-следственная связь не умаляет потенциальный эффект на отрасль и окружающую среду от 200 млн евро, если эти деньги будут вложены по назначению. А идея инвестировать в зеленые стартапы, которые сокращают экологическое влияние производства и потребления предметов широкого потребления, заслуживает изучения другими онлайн-маркетплейсами дешевых товаров, такими как Temu или Aliexpress.

Кофейни драйвят другие бизнесы: исследование

Следующая история лежит на пересечении давних и современных тенденций. Известно, что лондонские кофейни XVIII ст. назывались "копеечными университетами", потому что, покупая там чашечку, можно было пообщаться с лучшими умами современности. Так, Лондонский страховой рынок Lloyd's of London является потомком кофейни Lloyd's, похожая родословная и у Лондонской фондовой биржи…

Оказывается, наиболее известная современная сеть кофеен Starbucks тоже стимулируют развитие предпринимательства. В свежем исследовании ученых из Колумбийского университета, которое приводит The Economist, говорится, что в США открытие Starbucks в районе, где раньше не было кофеен, приводит к созданию от 1,1 до 3,5 новых компаний в год в течение последующих семи лет!

Авторы утверждают, что бизнес-активность оживляется благодаря роли кафе как "третьего места", где люди могут собираться без определенной цели, а предприниматели формируют и мобилизуют полезные связи.

Чтобы исключить обратную причинно-следственную связь, как если бы Starbucks заходила в районы, где поселяются предприниматели завтрашнего дня, исследователи сравнили деловую активность в местах, где сеть открылась с теми локациями, куда она только надеялась зайти, но не смогла получить необходимые разрешения. В последнем случае ничего не менялось. К тому же изученная исследователями сеть кофеен Caribou Coffee имеет схожую модель со Starbucks и тоже ассоциируется с ростом бизнес-активности в районах присутствия, а вот подобного эффекта от кондитерских закусочных Dunkin' Donuts не наблюдается, потому что в этих заведениях нет большого количества мест для сидения…

Следовательно, местному самоуправлению и предпринимателям следует присмотреться к концепции "третьего места". В украинских городах тоже очень любят кофе…