В мире об экономике. Крупнейшая "кредитка" из ЕС, крупнейший должник из Китая и эпоха наследных миллиардеров
Пять тем, которые мы не могли пропустить
У каждой страны своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Мы снова выбрали несколько зарубежных публикаций последних дней и приводим их в пересказах на одной странице — самую суть.
Самая большая "кредитка"
Евро, который ввели в обращение еще в 1999 г., сейчас используют 344 млн граждан в 20 из 27 стран Евросоюза. Одной из целей перехода на единую валюту было упрощение трансграничных платежей между государствами — членами еврозоны. Это достигается с помощью системы Target 2, которая обеспечивает расчеты между банками частного сектора и коммерческие транзакции между странами ЕС. Однако эта система используется еще и для того, чтобы спасти еврозону от распада, утверждает профессор финансов и директор лондонского Pensions Institute Дэвид Блейк, представляя свое тематическое исследование в блоге The Conversation.
Дело в том, объясняет автор, что некоторые члены еврозоны, например Италия и Испания, импортируют гораздо больше, чем экспортируют, в отличие от Германии, которая считается экономическим локомотивом ЕС. Это приводит к торговому дефициту и долгу Италии и Испании перед Германией. Но, к счастью для них, Т2 превращает этот потенциально рискованный долг в безрисковый заем, который центробанки Италии и Испании должны центробанку Германии. Проблема состоит в том, что нет никаких юридических обязательств по возвращению этого долга.
По мнению профессора Блейка, в еврозоне накапливаются такие дисбалансы, потому что у стран-участников разные бизнес-циклы: когда одни переживают экономический подъем, другие — спад. И эти торговые профициты одних и дефициты других нельзя выровнять благодаря подстройке обменных курсов (как если бы каждая страна имела свою валюту).
И теперь, чтобы удержать экономику еврозоны в равновесии, регионы с профицитом должны вернуть свои излишки в регионы с дефицитом через трансферты (как например делается в Британии, когда национальное правительство перечисляет налоговые поступления, собранные в Англии, в Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию). Но Германия отказывается делать это и субсидировать менее эффективных соседей.
"Однако страны с дефицитом, включая Италию и Испанию, используют T2 именно с этой целью. Для них T2 фактически стала гигантской кредитной картой. Но, в отличие от обычной кредитной карты, ни долг, ни начисляемые на него проценты никогда не нужно погашать ", — констатирует профессор Блейк.
Его вывод: долго так продолжаться не может, есть только два реалистичных варианта развития событий. Первый — это полный фискальный и политический союз, в котором Брюссель будет определять уровень налогов и государственных расходов в каждой принявшей евро стране, а второй — распад еврозоны.
Самый большой должник
Почти два с половиной года назад в проблемах этой компании видели чуть ли не начало глобального экономического кризиса. Худшие прогнозы не оправдались, но второй по масштабу китайский застройщик и крупнейший коммерческий должник в мире Evergrande все-таки обанкротился. А на этой неделе суд Гонконга вынес решение о его ликвидации. Эта новость быстро разлетелась по мировым и украинским СМИ. Однако некоторые зарубежные издания, учитывая масштаб события, решили заглянуть в будущее и спрогнозировать, что "крах Evergrande может означать для мирового бизнеса". Именно с таким заголовком вышла на этой неделе New York Times.
"Звание" крупнейшего должника имеет четкое отражение в числах: Evergrande должна чуть ли не всему миру свыше $300 млрд в эквиваленте. Поэтому ликвидация компании ставит вопрос о справедливости по отношению к ее иностранным кредиторам — от того, вернут ли они свои средства, зависят темпы инвестиций иностранного бизнеса в Китай.
Уже сейчас ясно, что активов компании не хватит, чтобы покрыть все долги, тем более что рынок недвижимости в Китае замедлился из-за ограничения властью кредитования отрасли (именно это и стало одной из причин банкротства Evergrande и меньших застройщиков).
Теперь суды в Гонконге и материковом Китае должны определить, кто из кредиторов получит деньги первым — дело не одного года. Известно, что управлять процессом банкротства будет западная фирма Alvarez & Marsal, которая должна помочь инвесторам, особенно иностранным, получить обратно хотя бы часть своих вложений. Хотя есть опасения, что Пекин, контролирующий все процессы, не захочет, чтобы кредиторы Evergrande претендовали на активы в Китае, тогда суды заблокируют эту возможность. А их судьба важна для международного бизнеса. Иностранные инвесторы уже вывели миллиарды из страны, потому что глава КНР Си Цзиньпин усиливает контроль над экономикой. Если права кредиторов не будут соблюдаться, это повлияет на долгосрочные инвестиций в Китай.
Провинциальные деньги в пику Милея
Пока новый президент Аргентины Хавьер Милей сокращает государственные расходы для сбалансирования бюджета, северная провинция страны Ла-Риоха собирается… "печатать" собственную валюту. Звучит диковато и даже иронично, потому что Милей перед выборами вообще обещал сжечь центробанк и перейти на доллар (хотя, похоже, отложил эти планы в длинный ящик). Его спорную программу мы анализировали в отдельном аналитическом материале, а сейчас сфокусируемся на том, что задумала непокорная провинция. Регион "печатает" собственные деньги. Как такое возможно?
Financial Times объясняет, что речь идет ну почти о деньгах — на самом деле власти Ла-Риоха решили выпустить в широкое обращение местные облигации (бокады) на сумму 22,5 млрд песо ($28 млн). Этими бумагами будут выдавать повышенные зарплаты бюджетникам. Как так? Дело в том, что в жаркой оливковой провинции, где проживают 384 тыс. человек, 67% зарегистрированных работников наняты государством, а Милей остановил проекты общественных работ и отказался перечислить 20,8 млрд песо ($26 млн), которые, по его словам, Ла-Риоха должна на основании исторических соглашений с национальным правительством. В условиях когда бюджет провинции на три четверти зависит от перечислений из центра — это значит по сути уничтожение местных финансов. Губернатор говорит, что так можно продержаться несколько месяцев. Именно поэтому местное законодательное собрание и приняло план выпуска бокад.
Сработает ли это? Ожидается, что бокадами можно будет платить местные налоги, счета за коммунальные услуги, а также — теоретически — рассчитываться за товары с частным бизнесом. Эти облигации можно будет обменять на песо в провинциальном банке. Однако, учитывая дефицит песо в Ла-Риоха, местные власти полагаются на то, что люди начнут доверять ценности облигаций и не бросятся обменивать их все и сразу. А что думает бизнес? Многие предприниматели в Ла-Риоха, преимущественно поддерживавшие Милея на выборах, заявили, что не хотели бы принимать бокады, но будут вынуждены это делать, потому что не терять же клиентов из числа госслужащих.
Опрошенные изданием экономисты не расположены к этой идее. Они считают, что бокады вряд ли завоюют достаточное доверие людей, чтобы оправдать ожидания местных властей, и еще больше повышают инфляционные риски.
К тому же не заставила себя ждать реакция с Буэнос-Айреса. В среду министр внутренних дел предупредил правительство Ла-Риоха, что выпуск собственной валюты незаконен и может поставить под угрозу будущее финансирование провинции.
Интересно, что все это не современная придумка. Аргентинские провинции и раньше игрались с собственными квазиденьгами. В начале 2000-х, в условиях глубокой рецессии и дефляции, более десятка провинций, включая Ла-Риоха, выпустили облигации, которые функционировали как валюта. Тогда держатели этих бумаг выстраивались в длинные очереди за песо. В конце концов многие провинциальные валюты были выкуплены национальным правительством. Но Милей уже предупредил, что в этот раз так не будет.
Так увидели ситуацию журналисты Financial Times. Добавим от себя: аргентинская провинция, хоть и со скрипом, но сможет превратить свои облигации в деньги (или почти деньги), потому что позволит платить ими местные налоги. Вместе с другими гарантированными возможностями для оплаты (например коммунальных услуг) это создает первичный спрос на местную валюту. Но, конечно, этого недостаточно, чтобы провинциальные облигации завоевали большее доверие граждан, чем национальная валюта, даже такая шаткая, как песо.
Эпоха миллиардеров-наследников
Миллиардеров берут на карандаш не только для рейтингов в изданиях типа Forbes. Состояние богатейших людей настолько интересная тема, что их изучают со всех сторон. Например, ниже мы расскажем об исследовании, в котором сравнивается количество людей, ставших долларовыми миллиардерами самостоятельно с армией тех, кто получил миллиардное состояние по наследству. Вьетнамское издание WnExpress International вышло с яркой заметкой на эту тему с акцентом на усилении роли наследственных миллиардеров.
Так, обладательница 35%-го пакета акций косметического концерна L'Oréal Франсуаза Бетанкур-Майерс, снискавшая славу как самая состоятельная женщина в мире, достигла рекордного успеха по еще одной "статье": она первой из наследников-миллиардеров накопила состояние свыше $100 млрд. Интересно, что в 2017 г. она унаследовала от матери Лилиан Батанкур "лишь" $39,5 млрд. Однако акции L'Oréal стремительно пошли вверх благодаря росту спроса на косметику и предметы высокой моды.
Еще пример: в прошлом году Марк Матешиц стал самым богатым человеком Австралии. Что он сделал? Просто унаследовал 49% акций отца в бренде энергетических напитков Red Bull. Есть среди новоиспеченных богачей вообще почти юные таланты: 18-летний Клементе Дель Веккио получил статус самого молодого миллиардера в мире в прошлом году, когда его отец, глава гиганта по производству очков EssilorLuxottica, умер и оставил ему крупные доли в нескольких компаниях.
И наконец, несколько слов об оригинальном глобальном исследовании. Согласно отчету об Амбициях миллиардеров за 2023 г. от UBS (Billionaire Ambitions Report 2023), в прошлом году стали долларовыми миллиардерами 137 человек. Среди них 53 унаследовали в общей сложности $150,8 млрд. И это больше, чем заработали новоиспеченные миллиардеры, преуспевшие самостоятельно, у них на всех — $140,7 млрд. Интересно, что 2023-й стал первым за десять лет (с момента создания отчета), когда группа наследников превзошла selfmade-миллиардеров.
Издание предполагает, что мир находится в начале новой эпохи миллиардеров-наследников, ведь, по прогнозам UBS, в течение следующих 20-30 гг. более 1000 миллиардеров преклонных лет передадут своим младшим родственникам в общей сложности 5,2 трлн.
Охота за бизнесами без наследников
У "эпохи наследственных миллиардеров" есть оборотная сторона. Некоторым из многочисленных пожилых богачей… просто некому передать дела. Правда, картина более широкая: все это касается не только очень состоятельных людей, но и в целом слоя предпринимателей во многих странах "коллективного Запада". Как нелегко передать семейный бизнес, на днях описал The Economist.
Предприниматели, родившиеся во время "бэби-бума", приближаются к пенсии или уже в совсем преклонных годах. Но не у всех сложилось с потомками. К примеру, Джорджио Армани, 89-летний основатель итальянского дома моды, бездетный. У некоторых есть сыновья или дочери, но те хотят строить собственную карьеру, а не продолжать семейный бизнес. Так, Dalian Wanda, гонконгский конгломерат, столкнулся с проблемой, что единственный ребенок его основателя Ван Цзяньлинь не желает возглавлять компанию. Конечно, это частные случаи. Но вот статистика: собственники в возрасте 65 лет и старше руководят 23% американских фирм с как минимум одним наемным работником (в 2017% таковых было 20%), а доля немецких предпринимателей 60+ составляет 31%, что в три раза выше, чем два десятилетия назад! А в Японии уже через год почти 2,5 млн малых и средних предприятий получат собственников в возрасте 70+ лет.
Конечно, пожилым предпринимателям трудно принять, что дело их жизни подвергается риску из-за отсутствия достойного наследника. Но тема шире. Даже успешные компании чаще закрываются без нового собственника или распродаются по частям наследниками. Бизнесы теряют в цене. А в целом это уменьшает экономический потенциал страны. Есть ли решение?
"К счастью для собственников и правительств, помощь не за горами благодаря быстрорастущей индустрии псевдонаследников", — отвечает издание.
Это так называемые поисковые фонды (search funds), которые и занимаются тем, что ищут самые перспективные среди сотен и тысяч компаний, собственники которых хотели бы отойти от дел и нежиться где-то на солнце где-то в Майорке. А есть еще и организация другого рода — m&a Research Institut — это брокер по вопросам наследования. Он применяет методы машинного обучения для поиска покупателей и продавцов компаний в Японии.
Как отмечает издание, индустрия псевдонаследников все еще крошечная: с 1986 по 2021 гг. поисковые фонды заключили сделок на общую сумму $2,3 млрд. Но популярность ее набирает обороты: треть из этих 2,3 млрд была инвестирована только в 2020 и 2021 гг., и свежие данные наверняка покажут рост. Еще бы, ведь рентабельность инвестированного капитала в таком бизнесе достигает 35%! У m&a Research Institute дела с доходами и рентабельностью не хуже — его 32-летний основатель Сагами Шунсаку в прошлом месяце стал самым молодым миллиардером Японии.