В мире об экономике. Глобальное наступление на США, апельсиновый кризис и креативный бизнес на разводах

Пять тем, которые мы не могли пропустить

Антиамериканская ось, озеленение апельсинов и пакеты на развод

У каждой страны своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Мы снова выбрали несколько зарубежных публикаций последних дней и приводим их в пересказах на одной странице — самую суть.

Тревожные перспективы Тайваня: что будет с отраслью полупроводников

Недавнее оцепление Тайваня китайскими кораблями в рамках учений быстро переросло в прогнозы об атаке на остров со стороны Пекина. В медиа нетрудно найти разнообразные сценарии развития событий, включая близкую перспективу Третьей мировой войны. Но взвешенных оценок (по крайней мере, публичных) не так много. Одна из них изложена в статье профессора по международным отношениям Филиппа Зеликова, бывшего топ-дипломата, работавшего в пяти администрациях Белого дома (со времен Рональда Рейгана и до Барака Обамы). Он предлагает широкую аналитику с обозначением наиболее вероятных сценариев глобальных конфликтов на основе исторического опыта, идеологических установок Запада (США) и его противников, политической конъюнктуры, а также экономического и военного потенциала основных геополитических игроков: США и союзников на одной оси и Китая, России, Ирана и КНДР — на другой.

Раскроем один аспект темы: какими будут экономические последствия, если Пекин решится на агрессию относительно Тайваня? Напомним, что на острове работает Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC), которая вместе с другими тайваньскими производителями выпускает до 90% самых современных микросхем в мире (почти все другие крупные полупроводниковые компании мира "бесфабричные" — они разрабатывают чипы, но присылают чертежи внешнему производителю, обычно TSMC).

Зеликов называет наиболее вероятной целью Пекина при эскалации — косвенный контроль над островом. Не прибегая к насильственным действиям, китайцы могут установить таможенный и миграционный контроль над воздушными и морскими границами Тайваня. Это не то же, что торговая блокада, которая могла бы ударить по мировой экономике и Китаю. А просто установив контроль, Пекин сможет управлять тайваньской торговлей полупроводниками и доступом к ее цепям поставок, не затрагивая сами центры производства. При этом у Тайбэя, по мнению автора, не будет сил сопротивляться. "Например, если Тайвань попытается прекратить экспорт полупроводников в Китай, то Пекин может просто перекрыть поставки энергоресурсов на остров, в том числе и тех, которые обеспечивают работу его главного производителя микросхем TSMC", — предупреждает Зеликов. Словом, Тайваню при таких раскладах не удалось бы торговать с миром, но не с Китаем.

И ключевой геополитический результат такой игры Пекина: если кто и сможет оспаривать его косвенный контроль над Тайванем, так это США с союзниками, которые окажутся в невыигрышном положении, ведь действовать — значит выбрать эскалацию. А если дойдет даже до ограниченной войны с Китаем, это почти гарантированно приведет к аресту китайских и американских активов всех видов на триллионы долларов, что чревато наибольшим сломом в мировой экономике со времен Великой депрессии и еще худшими последствиями. "С точки зрения противников Америки, экономические кошмары могут быть не такими уж страшными. Они могут считать, что готовы к таким бедам больше, чем Соединенные Штаты", — предупреждает Зеликов.

Если же говорить о сценарии блокады Тайваня, то он, согласно исследованию от 2022 г., на которое ссылается автор, предусматривает огромные проблемы с поставками полупроводников, триллионы долларов убытков во всем мире, крах торгового финансирования и, вероятно, национальные усилия по контролю за оттоком валюты.

А что с прогнозом для всего мира и, в частности, Украины, оказавшейся в центре геополитического разлома? Эту тему по статье Зеликова мы раскроем отдельно, добавив акценты известного экономиста Ноа Смита.

Антиамериканская ось бросает вызов: почему Западу нужно поддерживать Украину

Демократический мир, в частности, США, оказывается перед самой большой угрозой со стороны "антиамериканского партнерства" — оси Китай, Россия, Иран, КНДР, которая продвигает идею борьбы с глобальной "неоимперской системой" под руководством Вашингтона. Но если удастся отразить атаки антиамериканских сил в краткосрочной перспективе, то можно надеяться на следующие годы процветания, считает Филипп Зеликов. Так что несколько следующих лет, по его мнению, будут критическими. Ведь в отличие от других конфликтов с объединенными антиамериканскими силами (в начале Второй мировой или во время Холодной войны) США уже не имеют неоспоримого превосходства в технологиях и оборонном производстве, чтобы гарантированно повергнуть противника в прямом столкновении. Да, американцы и их союзники наращивают оборонный потенциал, но слишком медленно. Поэтому у их противников есть время, чтобы попытаться дожать ситуацию в свою пользу. При таком раскладе Россия и Китай, возможно, будут действовать острее в этом и следующем годах. "Одним из уроков войны в Украине для них [китайцев] является хрупкий и уязвимый характер американской оборонно-промышленной базы. Производственные мощности Китая сейчас превышают производственные мощности Соединенных Штатов и Европы вместе взятых", — констатирует Зеликов. Здесь следует напомнить, что даже по показателю военных расходов США и Китай по сути уже сравнялись, если учесть особенности производства и учета в каждой стране.

Развивая тему, экономист Ноа Смит утверждает, что помощь Украине и Европе становится важным источником спроса для американских производителей оружия, что сейчас дает возможность США нарастить мощь своего военно-промышленного комплекса (как было во время Второй мировой, когда Франция и Великобритания заказывали у американцев вооружения, в том числе боевые самолеты). И поэтому он выступает за дальнейшую поддержку Украины, хотя считает Азию наиболее приоритетным регионом для Штатов (потому что Европа должна сама больше заботиться о своей безопасности) в условиях ограниченных ресурсов. В целом же экономист призывает готовиться к длительному противостоянию с антиамериканской осью, полагаясь на развитие собственной промышленности и усиление связей с союзниками. "Возрождение американского производства, восстановление государственного потенциала, укрепление старых и создание новых альянсов, сохранение технологического превосходства Америки и т.п. — это все усилия, на которые уйдет много лет", — считает Смит.

Глобальный дефицит апельсинов: любимый сок может изменить вкус

В мире уже привыкли к проблемам на рынке кофе и бананов, которых все меньше из-за непогод, болезней и прочих напастей. На очереди — еще один фрукт. Этот график означает, что для миллионов, если не миллиардов людей во всем мире, вкус любимого сока может измениться:

Цена фьючерсов на концентрированный апельсиновый сок, центов за фунт

На этой неделе цены на концентрат апельсинового сока, который покупают пищевые компании для производства напитков, достигали рекорда в 4,92 $/фунт, или 223 $/кг (вдвое выше, чем год назад) на фоне свежего прогноза, что в этом году урожай апельсинов ожидается еще на 24% ниже (то есть наихудший за 40 лет).

Дефицит легендарного фрукта связан с экстремальными погодными условиями (засухами) и длительной болезнью апельсиновых деревьев в Бразилии (речь идет об "озеленении цитрусовых", что приводит к вырождению плодов в мелкие, горькие, деформированные и частично зеленые), а также снижением производства во Флориде, где апельсиновые сады так и не оправились от урагана 2022 г. и заморозков.

Кризис на рынке удавалось отсрочить, пока были доступны объемы замороженного апельсинового сока, но он может храниться только в течение двух лет — запасы иссякли и наступил длительный дефицит.

Самое интересное, что в такой ситуации производители задумываются об альтернативных фруктах, например, могут менять структуру соков в пользу груши, яблока или винограда вместо апельсина. Самый радикальный вариант — вообще переключиться на мандарин, который дает более стабильные урожаи, потому что менее уязвим к болезни "озеленения цитрусовых".

Подарки на развод: как выстрелила необычная бизнес-идея

Есть мнение, что хороший предприниматель должен почувствовать потребность, даже "боль" людей и предложить решение. Так рождается жизнеспособная бизнес-идея. Об идее, которую мы расскажем дальше, почти наверняка, вы никогда не слышали, хотя она о боли, которая, к сожалению, распространена в современном обществе.

Есть немного событий в жизни, более болезненных, чем развод. И именно на помощи людям, выходящим из семейных отношений, построили свой проект Fresh Starts две сестры из США, пишет AP.

Оливия Хауэлл и Дженни Драйзен сами когда-то пережили развод и знали, что кроме очевидных для всех жизненных перемен разделения дорого имущества и т.п., проблемой могут стать… обычные вещи. простыня или держатель для зубных щеток на двоих могут вызвать навязчивые воспоминания — тогда их нужно заменить. Или, напротив, бывший партнер мог забрать важную вещь — тогда на ее место тоже нужно купить что-то новое. И таких бытовых мелочей скапливается много.

Fresh Starts позиционируется как "реестр поддержки", специально созданный для восстановления после развода.

Здесь нужно объяснить, что в некоторых западных странах, в частности США и Британии, популярны так называемые реестры подарков, или списки желаний, которые формируются самым потенциальным получателем, как правило, под какое-то событие и рассылается им же по семье и друзьям. Это можно сделать через интернет с помощью ритейлеров, которые и будут формировать "пакет" с подарками по мере оплаты нужных товаров.

Идея сестер в том, чтобы делать такие реестры под развод, используя Amazon. Fresh Starts предлагает на продажу наборы товаров с предметами первой необходимости для спальни, кухни, домашнего офиса и ванной комнаты. Параллельно даются рекомендации относительно нужных вещей и идей, как вести себя и как пережить тяжелый период. И это работает: сайт проекта уже посещают от 50 тыс. до 70 тыс. человек ежемесячно и о нем продолжают писать самые популярные СМИ. Теперь и в Украине.

Дорожная карта новой экономики

И напоследок новости из академических кругов, которые могут трансформировать мир. Прямо на наших глазах меняется парадигма экономической политики под давлением геополитического противостояния и климатических вызовов. "Шесть лет назад это было бы невозможно. Согласие, которое мы сейчас имеем в отношении промышленной политики, отсутствие фундаментальной критики… Когда я думаю об этом, когда я слышу, как говорю это вслух, я поражен", — так очертил изменения в экономическом мысли гарвардский профессор Дэни Родрик во время конференции, организованной на этой неделе около Берлина платформой Forum New Economy.

Это незаурядное мероприятие, кроме самого Родрика, посетили десятки влиятельных экономистов современности — от Марианы Маццукато до Томаса Пикетти, от Барри Эйхенгрина до Адама Туза, который в своем блоге назвал встречу "прекрасной коалицией в поддержку общей декларации принципов экономической политики в нынешних напряженных политических условиях". Кратко эти принципы изложены в совместном заявлении участников конференции, которое так и называется: "Декларация Берлинского саммита".

Партнеры Forum New Economy: в центре экономисты Дэнни Родрик и Мариана Маццукато

Экономисты утверждают, что "десятилетие плохо управляемой глобализации, чрезмерная вера в саморегулирование рынков и жесткие меры экономии подорвали способность правительств эффективно реагировать" на потрясения, вызванные глобализацией, технологическими сдвигами, изменением климата, инфляционными шоками и усилением. "Мы переживаем критический период. Рынки сами по себе не остановят изменения климата и не приведут к менее неравномерному распределению богатства. Просачивание не сработало", — утверждают подписанты и предлагают немедленно действовать. А именно:

  • сместить цель экономической политики и институтов с достижения эффективности на создание совместного процветания и качественных рабочих мест;
  • разработать промышленную политику для проактивного решения региональных проблем путем поддержки новых отраслей и направления инноваций на создание "богатства для многих";
  • больше всего помогать тем компаниям, которые внедряют инновации для достижения таких целей как нулевой уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • предложить обновленную форму глобализации, которая уравновешивает преимущества свободной торговли с необходимостью защиты уязвимых слоев населения и климатической политикой;
  • уменьшить неравенство в доходах и богатстве путем их надлежащего налогообложения;
  • обеспечить развивающиеся страны финансовыми и технологическими ресурсами, необходимыми для осуществления климатического перехода;
  • установить новый баланс между рынками и коллективными действиями, избегая саморазрушающейся жесткой экономии и инвестируя в эффективное инновационное государство;
  • уменьшить рыночную власть крупных компаний в высококонцентрированных отраслях.

Это не просто декларация очередного форума. Эти влиятельные экономисты пишут бестселлеры (как Пикетти, Туз или Мацукатто), разрабатывают новейшие подходы к промышленной политике (как Родрик в соавторстве с нобелевским лауреатом Джозефом Стиглицем) и представляют свои взгляды на самых высоких международных площадках, как Маццукато или Туз в Давосе.