В мире об экономике. Дж. Д. Вэнс консервирует американскую мечту, жара сжигает ВВП, инвесторы скупают динозавров
Пять тем, которые мы не могли пропустить
В каждой стране своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Мы снова выбрали несколько зарубежных публикаций последних дней и приводим их в пересказах на одной странице — самую суть.
Заядлый протекционист и консерватор: кого Трамп номинировал в вице-президенты
Событием недели по ту сторону Атлантики стала номинация Дональдом Трампом на пост вице-президента США Джеймса Дэвида Вэнса (JD Vance) в случае победы на выборах. Биография и взгляды последнего мгновенно заинтересовали аналитиков по всему миру. Вопрос не только в том, кто будет занимать этот высокий пост, но и в символичности выбора Трампа: логично предположить, что кандидат в президенты выбирает себе в команду такого человека, который будет отражать его взгляды, а значит и курс будущей администрации, конечно же, в случае выигрыша выборов. Здесь следует отметить, что до сих пор шансы на следующее президентство у Дональда Трампа (даже несмотря на покушение на его жизнь) примерно такие же, как и у действующего лидера США Джозефа Байдена (даже несмотря на его регулярные оговорки и проигрыш первых дебатов), если, конечно, последнего не уговорят уступить место в гонке однопартийцы, что может произойти в любой день.
Впрочем, это также означает, что возвращение Трампа в Белый дом более чем вероятно, а следовательно, нам следует более подробно разобраться во взглядах потенциального вице-президента Вэнса, особенно, что касается его подходов к экономике. Скорее всего, в случае успеха на выборах именно он будет держать в фокусе социально-экономическую проблематику.
Несмотря на то, что для Вэнса характерны политическое флюгерство (скажем, еще несколько лет назад он называл Трампа "культурным героином") и антиукраинская риторика (советовал отдать часть территорий россиянам), следует помнить, что экономические приоритеты, как правило, менее чувствительны к ветрам политического момента. Тем более они у Вэнса очень близки к Трамповым. Итак, рассмотрим ключевые позиции относительно экономики потенциального вице-президента США, по версии журналистов СBS News :
- Поддерживает усиление протекционистской политики. В частности, видит потребность в расширении тарифов на китайские товары. "Нам нужно защитить американскую промышленность от всех конкурентов", — отмечает Вэнс.
- Выступает за индустрию ископаемого топлива. Считает, что администрация Байдена, которая акцентирует внимание на зеленом переходе, разрушила энергетическую независимость США. В частности, Вэнс критикует принятый в 2022 г. закон о снижении инфляции, призванный поощрить американцев электрифицировать свои дома и заменить бензиновые автомобили на электрокары, покупатели которых имеют право на налоговые льготы.
- Придерживается антимонопольных взглядов, противоречащих интересам крупнейших технологических компаний. Он регулярно критикует "олигархию больших технологий" и даже призвал к разделу Google (принадлежит Alphabet). Политик поддерживает текущую борьбу Федеральной торговой комиссии с такими технологическими гигантами, как Microsoft, которой блокируют соглашение о приобретении Activision.
- Одобряет либерализацию рынка цифровых валют. В частности, банки, по мнению Вэнса, должны свободно обслуживать криптоиндустрию.
Стоит добавить, что биография Дж. Д. Вэнса — это воплощение американской мечты. Несмотря на происхождение из бедной семьи, он поступил в университет Лиги Плюща, получил юридическую степень, но после знакомства с миллиардером Питером Тилем пошел в бизнес и стал успешным инвестором (сейчас его состояние достигает нескольких миллионов долларов), наконец, в 2022 г. он прошел в Сенат США от родного штата Огайо.
Наконец, Вэнс еще в 2016 г. выпустил основанный на собственном опыте бестселлер о жизни в бедном регионе "ржавого пояса" под названием "Сельская элегия" (Hillbilly Elegy). Из книги понятно, как сформировались его протекционистские взгляды на экономическую политику, а также консервативный подход к оценке экономических перспектив на персональном уровне: в двух словах он считает, что многие люди остаются бедными из-за собственной лени (мало работают) и слишком больших надежд на государство (например в системе образования). Напоследок красноречивая цитата из книги: "Каждые две недели я получал небольшую зарплату и отмечал строчку, где с моей зарплаты вычисляли федеральный налог и налог на прибыль штата. По крайней мере, так же часто наш сосед-наркоман покупал стейки, которые я не мог себе позволить, но дядя Сэм заставлял покупать это для кого-нибудь другого". Это всецело консервативный взгляд на систему социальной поддержки с одной стороны и налогообложение — с другой. По крайней мере, некоторые убеждения Вэнса, похоже, не меняются со временем.
Китай калибрует экономическую стратегию
А экономическим событием с далеко идущими последствиями могло стать собрание на другом конце света со скучным названием "пленум". С понедельника по четверг президент КНР Си Цзиньпин и несколько сотен высокопоставленных членов Коммунистической партии непублично рассматривали план выведения из кризиса второй по величине экономики мира. Во время Третьего пленума Центрального комитета (названного за его место в пятилетнем цикле заседаний этого органа) Си продвигал концепцию "качественного роста" и стратегию модернизации страны. Исторически сложилось, что именно такие мероприятия китайские лидеры используют, чтобы дать толчок реформам: тут в конце прошлого века закладывалась основа для построения "социалистической рыночной экономики".
Одним из воплощений "производительных сил нового качества" стали новые заводы. Китай уже производит почти треть промышленных товаров в мире и намерен использовать больше средств автоматизации, включая роботов, чтобы компенсировать дефицит рабочих. Качественный рост поддерживается постепенным переходом на выпуск солнечных панелей, электромобилей и аккумуляторов, которым правительство предпочитает старые отрасли, такие как производство стали и цемента, более ориентированные на сектор недвижимости.
Именно со строительством связаны едва ли не самые большие экономические вызовы Поднебесной: по состоянию на июль цены на новое жилье снизились на 4,5% в годовом исчислении (самое стремительное падение за последние девять лет), многочисленные частные застройщики потерпели крах, а местным властям, которые полагаются на продажу земли, не хватает источников дохода. Проблемы отрасли недвижимости, долговой нагрузки местных властей и замедления внутреннего спроса стали ключевыми для китайской экономики последних лет. На третьем пленуме искали ответы на них.
И хотя в официальном коммюнике результаты пленума подведены абстрактными фразами и штампами (что, кстати, разочаровало западных аналитиков), можно выделить несколько магистральных направлений. Китай заявляет ставку на рынок с динамической и конкурентной средой, хотя и совсем не отказывается от его регулирования. Партия подтверждает планы на перестройку структуры производства и "новые движущие силы внешней торговли", а среди приоритетов остаются "зеленое" развитие, наука и технологии. Следующие годы китайцы займутся более глубокой интеграцией между городом и селом, а также реальной и цифровой экономикой.
Судя по всему, этот третий пленум не станет переломным, хотя, учитывая бюрократическую таинственность китайцев, его решений и результатов следует еще подождать. Мы будем следить за темой.
Как глобальное потепление сокращает ВВП: исследование
Этим летом украинцы, вместе со многими жителями юга и востока Европы, почувствовали на себе аномальную жару, когда температура неделями держится за 30+ °C в тени. В такую погоду стоит поговорить о горячей теме глобального значения — изменении климата и повышении средней температуры воздуха. Согласно новому исследованию американских экономистов Адриана Билала (Гарвардский университет) и Диего Канзига (Юго-Западный университет), каждый 1°C повышения средней температуры на планете приводит к устойчивому падению мирового ВВП.
Изменение средней глобальной температуры на 1°C приводит к постепенному понижению мирового ВВП на 12% на пике. Такой значительный эффект объясняется всплеском экстремальных климатических явлений.
А если к 2100 г. потеплеет на 3°C выше доиндустриального уровня (то есть будет на 2°C больше, чем сейчас), то следствием может стать "стремительное сокращение производства, капитала и потребления" более чем на 50%.
"Это [значительное падение] сравнимо с экономическими убытками, вызванными ведением войны внутри страны и на постоянной основе", — говорят авторы.
По их оценкам, мировой ВВП на душу населения сегодня был бы на 37% выше, если бы между 1960 и 2019 гг. глобальная температура не повысилась на 0,75°C.
Практическая польза работы Билала и Канзига заключается в расчете, что социальная цена тонны углекислого газа составляет $1056. Это означает многократную эффективность политики декарбонизации, ведь значительное количество соответствующих мер стоят от $27 до $95 за тонну сокращения выбросов углекислого газа.
Alphabet-поглотитель: самые дорогие приобретения владельцев Google
С подачи WSJ деловыми СМИ разлетелась новость о потенциальном приобретении компанией Alphabet (Google) стартапа по кибербезопасности Wiz, который стремительно набирает популярность и уже обслуживает 40 компаний из списка Fortune 100. По неофициальным данным, Alphabet готова заплатить за разработчика облачных решений по кибербезопасности $23 млрд. І це это будет ее самое дорогое приобретение за всю историю, которая охватывает уже 263 поглощения. Стоит ли Wiz таких денег? Самое время вспомнить о крупнейших пополнениях в империи Alphabet, которые визуализировала платформа Sherwood:
Это история об удачах и промахах. Названия многих поглощенных компаний мало что говорят даже опытным читателям, но есть и известные покупки. Всех их можно разместить на шкале выгодности от YouTube (2006 г.), которая теперь приносит Alphabet миллиардные доходы ежеквартально, до Motorola Mobility, от которой пришлось избавиться уже через два года после приобретения с многократным дисконтом.
Пока невозможно предположить, на каком отрезке шкалы мы за несколько лет разместим приобретение Wiz (если сделка состоится), но, учитывая динамику поглощений, можем утверждать, что Alphabet готова к риску.
Инвестиции в скелеты: как растет рынок ископаемых останков
С наступлением пандемии COVID-19 люди увеличили инвестиции в нетрадиционные активы, такие как криптовалюты, вино, кроссовки, NFT (токены), коллекционные предметы… Мир возвращается к нормальной жизни, но инвестиционные гурманы остались. Во что бы еще вложиться? А хоть бы и в тираннозавра! Купи скелет — и можно потом брать деньги за экскурсию. Да и такие окаменелости настолько редки, что, вероятно, будут расти в цене? Действительно ли это хорошая инвестиция, разбирались журналисты DW.
Пожалуйста, берите! На этой неделе, 17 июля, на Sotheby's продали остатки стегозавра по прозвищу Apex за рекордные $44,6 млн, что значительно превысило его эстимейт в $4-6 млн. Скелеты тегозавров, тиранозавров, их части и другие окаменелости продают также на аукционах Christie, Bonhams, Drouot и Heritage… А еще есть дилеры и специализированные магазины, которые убеждают коллекционеров и инвесторов присмотреться к таким образцам естественной истории, как окаменевшие яйца, огромные зубы, метеориты, минералы или даже пряди мамонтовой шерсти. Нет денег на оригинал? Можно приобрести высококлассные реплики скелетов.
По оценкам экспертов, за последние три-пять лет на рынке ископаемых остатков наблюдался значительный рост цен из-за повышенного интереса со стороны общественности. Например, зуб тиранозавра в 2013 г. продавали за $11 250, а аналогичный лот девять лет спустя — вдвое дороже.
Впрочем, каждая инвестиция сопровождается рисками. За ростом рынка вполне может последовать быстрая коррекция. Есть и специфические риски. Качество, полнота, подлинность, редкость и задокументированность окаменелостей — минимум, что нужно проверять.
Ну и универсальный совет от экспертов издания: покупайте лучшее, что можете себе позволить, и не кладите все яйца — особенно яйца динозавров — в одну корзину.