В мире об экономике. Цена войны для Израиля, битва гигантов за Южную Корею и революция на рынках из-за таблетки
Пять публикаций, которые мы не могли пропустить
У каждой страны своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Мы снова выбрали пять зарубежных публикаций последних дней и приводим их в пересказах на одной странице – самую суть.
Экономическое измерение войны Израиля с ХАМАСом
Крупнейший банк страны "Гапоалим" оценил первоначальный ущерб от вторжения боевиков ХАМАСа в $6,8 млрд. И хотя трудно предсказать продолжительность войны, интенсивность операций и уровень привлечения резервистов (то есть большой доли рабочей силы), в банке предполагают, что общие потери будут не менее как 1,5% ВВП, говорится в статье Almanar. При этом израильский шекель упал более чем на 2% к доллару США.
Впрочем, ключевые секторы занятости в стране продолжат работать бесперебойно во время войны благодаря привлечению в них многих иностранцев, что касается и химической промышленности – основного источника экспорта, пишет CNBC. Кстати, центр экспорта калийных удобрений, порт Ашдод, расположен всего в 20 милях к северу от Сектора Газа. Примечательно, что на Уолл-стрит настолько разволновались из-за возможных проблем с поставками этого сырья из Израиля, что в начале недели прыгнули в цене акции нескольких американских производителей удобрений.
Важно, что почти каждая крупная американская технологическая компания имеет производственные или научно-исследовательские офисы в Израиле. Среди них Microsoft, Alphabet, Apple и Oracle. А Intel вообще инвестирует в производственные мощности в 30 минутах езды от границы с Газой. Пока о выходе международного бизнеса из страны речь не идет, а работать в отдаленном режиме по соображениям безопасности научил сотрудников еще ковид.
Растут и глобальные опасности. Так, глава МВФ Кристалина Георгиева уже назвала войну между ХАМАСом и Израилем "новым облаком" на горизонте мировой экономики. По оценкам Bloomberg Economics, если дойдет до прямого столкновения Израиля с Ираном, то цена на нефть может подскочить до $150 за баррель, а глобальный рост упадет на 1,7%. Остальная часть мира почувствует удорожание товаров и энергоносителей. Впрочем, пока ситуация контролируемая. Как сказал Financial Times Дэн Пикеринг из Pickering Energy, "рынок нервничает, но он не испуган".
МВФ показал, как изменились морские пути российской нефти
Экспорт российской нефти остается в фокусе делового мира. В прошлых дайджестах мы рассказывали, что думают западные СМИ и ученые о "теневом флоте", с помощью которого Россия обходит ценовые ограничения G7 на продажу нефти, а также методы соблюдения санкций, которые бы заставили агрессора платить (потерять часть нефтяных доходов). В этот раз предлагаем карту танкерных перевозок из российских портов, которую создал МВФ. В основном своем отчете World Economic Outlook фонд, помимо прогнозов и тенденций в мировой экономике, опубликовал много другой аналитики, в том числе и о том, как изменились маршруты морской торговли российской нефтью во II квартале 2023 г. по сравнению с II кварталом 2019 г. Теперь эти изменения заметно с первого взгляда. На карте синими линиями показаны уменьшение танкерных перевозок из России, а красными – увеличение. Размеры пузырьков указывают на величину изменений для порта назначения.
Как видим, танкерные перевозки из российских портов в Японию, США и Европейский Союз снизились. Некоторые переориентировались на других поставщиков. К примеру, ЕС получает больше нефти из таких стран, как Норвегия, ОАЭ и США. Правда, это менее выгодно экономично: длина танкерных маршрутов выросла на 20%.
Аналитики МВФ утверждают, что, с другой стороны, после российского вторжения в Украину выросли поставки нефти из РФ в Китай, Индию, Турцию и ОАЭ. Так, в течение апреля — июня 2023 г. около 35-40% импорта сырой нефти в Индию поступало именно из России по сравнению с 5% до войны. Примечательно, что ОАЭ и Индия теперь заметно экспортируют нефть и нефтепродукты в ЕС. Круг заперся.
Американцы и китайцы борются за Корею
Американцы выяснили, что испытывают проблемы в цепях поставок в четырех ключевых секторах. А именно: фармацевтике, критических минералах, аккумуляторах для электромобилей и полупроводников. Поэтому на фоне напряженных отношений с Китаем в Вашингтоне стремятся диверсифицироваться и теснее работать с поставщиками из дружественных стран, таких как Япония и Южная Корея. Некий "френдшоринг". Именно корейцы играют ключевую роль в производстве полупроводников и аккумуляторов для электромобилей. Критические минералы также производятся в Южной Корее, потому что являются ресурсом для создания батарей.
Южнокорейские компании LG Energy Solution, SK On и Samsung SDI входят в топ-10 мировых производителей автомобильных аккумуляторов по доле рынка и остро конкурируют с китайскими гигантами, такими как Contemporary Amperex Technology (CATL). Чтобы развивать сотрудничество с корейцами, администрация Джозефа Байдена освободила их от экспортного контроля, призванного не пустить технологию к китайцам (правда, с этой же целью Вашингтон наложил ограничения на деятельность корейских компаний в Поднебесной).
Но американцам действительно приходится соревноваться за корейских производителей, пишет South China Morning Post. Китай не сидит сложа руки. Он является крупнейшим рынком полупроводников, а его компании инвестируют в южнокорейский сектор аккумуляторов миллиарды долларов, чтобы обойти американские ограничения и воспользоваться соглашением о свободной торговле между Южной Кореей и США.
Что же касается далеко идущих планов Сеула на аккумуляторную промышленность, то отрасль получит государственную поддержку, чтобы завоевать 40% мирового рынка к 2030 году.
Главный вопрос на будущее: какие альтернативы предложит США для корейских (да и отечественных) компаний, чтобы они не искали пути к китайскому рынку.
Лекарства для похудения начинают революцию на рынках
Наибольшим прорывом десятилетия, по крайней мере, в экономике, может стать не развитие искусственного интеллекта. Все идет к тому, что один-единственный препарат заменит сотни миллионов (!) рабочих мест, перевернет с ног на головку большие отрасли и сменит наш образ жизни и работы, пишет The Telegraph. Речь идет о новом лекарстве для похудения! А точнее — семаглютид (semaglutide — запомним это слово), который продается под торговой маркой Wegovy (и другими) датским фармацевтическим гигантом Novo Nordisk. Лекарство выпускается в форме инъекций и таблеток. Они уменьшают аппетит и, кроме ожирения, предназначены для лечения диабета второго типа. О силе новинки свидетельствует рынок: на сегодняшний день компания-производитель достигла капитализации более чем в $400 млрд. Это больше чем ВВП, а успех препарата уже утроил экономический рост страны.
Но главное, что существует рынок объемом $100 млрд ежегодно, ожидающий нового лекарства. Да, в Британии четверть, а США — более 40% жителей страдают от ожирения, и это кроме тех, кто просто имеет лишний вес. Решить эту проблему люди пытаются с помощью кампаний по сохранению здоровья, подбора продуктов питания, налогов на сахар и различных нормативных актов. Хотя мало что действительно помогает. Представляете, как изменится экономика, когда выстрелит новое эффективное лекарство?
Так, торговцы одеждой смогут быстро увеличить обороты, если больше людей бросятся покупать рубашки и платья на размер-два меньше. А в длительной перспективе производители будут тратить меньше на ткани… А вот компании, продающие, скажем, снеки с высоким содержанием жиров, уже не в фаворе у инвесторов. Много ли места останется таким фирмам в будущем, когда лекарство для похудения будет подавлять аппетит потенциальных покупателей?
Что уж говорить о кардинальных изменениях в системе здравоохранения. Если вылечить ожирение, то и исчезнет одна из основных причин целого ряда медицинских проблем, включая высокое давление, диабет второго типа и болезни сердца. А более здоровые люди — дешевле медстрахование. Ну и государственные бюджеты, в которых весомой статьей является здравоохранение, тоже вздохнут с облегчением…
Изменения коснутся даже, казалось бы, "удаленных" отраслей. Одна только авиакомпания United Airlines могла бы сэкономить $80 млн в год, если бы средний вес пассажиров снизился на 4,5 кг.
Неудивительно, что крупнейшие фармацевтические компании мира активно работают над собственными препаратами на основе семаглютида.
В США "стареют" фермеры
Нам не привыкать к новостям, как в ЕС и США заботятся о фермерах. Дело в том, что там больше развиты малые и средние аграрные хозяйства. И у этой модели есть свои риски. Один из них беспокоит американцев – это всеобщее "старением" фермерства. Оказывается, среднестатистическому американскому фермеру… более 57,5 лет! Почему так происходит и какие риски с этим связаны, разбиралось издание The Conversation.
Причины? Кроме нежелания молодых людей оставаться в сельской местности, это высокая цена входного "билета" в отрасль — приобрести землю и весь необходимый капитал дорого. К тому же фермерам портят жизнь изменчивые факторы, которые они не могут контролировать, такие как капризы погоды и волатильность аграрных рынков.
Что делать? Министерство сельского хозяйства США уже имеет программы помощи начинающим фермерам и малым владельцам агрохозяйств. Речь идет о помощи с удобрениями, финансировании телемедицины и обучения фермеров, оказании технической поддержки на местах. Эти программы можно и нужно расширять на уровне Конгресса, считает издание. А тема актуальна, потому что конгрессмены должны были переутвердить соответствующий законопроект о фермерстве до 30 сентября, но не успели и затянули процесс по меньшей мере до конца года. Американцам не стоит откладывать, потому что если не удастся привлечь новых фермеров, то под угрозой окажется продовольственная безопасность страны.