В каждой стране своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Сегодня мы выбрали несколько зарубежных публикаций, связанных с Рождеством и Новым годом, и приводим их в переводах на одной странице — самую суть.
Рождественское "поздравление" Трампа и экономика завоеваний
Если бы в мире политики присуждался приз за самое оригинальное поздравление с Рождеством, то он отошел бы избранному президенту США Дональду Трампу.
"Счастливого Рождества всем, в частности, замечательным китайским солдатам, которые с любовью, но незаконно, эксплуатируют Панамский канал (где мы потеряли 38 000 человек во время его строительства 110 лет назад)…" — именно так он начал "поздравление", в котором также в шутку пригласил Канаду стать 51 штатом США и наконец передал привет "народу Гренландии", который якобы хочет прихода туда Штатов.
Это сообщение из соцсети Трампа ожидаемо вызвало бурную реакцию во всем мире.
Так, датское правительство в ответ на выпад Трампа уже объявило о резком увеличении расходов на оборону Гренландии (которая имеет широкую автономию в пределах Дании). В свою очередь президент Панамы Хосе Рауль Маурино заявил, что суверенность Панамского канала — не тема для разговоров, а плату за проход судов, даже по требованию Белого дома, правительство не будет снижать. Вяло отреагировал лишь премьер Канады Джастин Трюдо, просто перепостив в соцсети клип-ликбез о Канаде "для американцев".
Как бы там ни было, основное внимание приковано к самому Трампу. Многочисленные обозреватели пытаются объяснить его высказывания и спрогнозировать действия. Мы, как обычно, посмотрим со стороны экономики. Остановимся на блоге лауреата премии по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля Пола Кругмана с красноречивым названием Trump's Great Illusion ("Большая иллюзия Трампа").
Автор сразу отсылает к известной книге "Большая иллюзия", которую в далеком 1909 г. опубликовал британский политик и писатель Ральф Норман Энджелл. Он утверждал, что в отличие от доиндустриальной эры, захватнические войны больше не имеют смысла, потому что не приносят никакой пользы даже победителям. И хотя этот аргумент был ошибочно истолкован как пророчество, что больше не будет войн (чего, очевидно, не произошло), сама идея Энджелла оказалась жизнеспособной по двум причинам, которые разделяет Кругман. Действительно, в мировой экономике со значительными объемами торговли страны уже не нуждаются в больших территориях, чтобы процветать, но даже в случае крупных завоеваний развитой стране будет сложно добывать достаточно ресурсов из покоренных земель и народов, чтобы существенно приумножить свое общее богатство (пример — постиндустриальная Британская империя).
Кругман отстаивает мнение, что даже во время второй мировой войны Германия и Япония не смогли воспользоваться потенциалом захваченных территорий, чтобы победить США и союзников. А после поражения эти страны стали на путь экономического развития без захваченных территорий, хотя и с помощью Запада. "Это возвращает нас к Трампу. Мы знаем, что он видит все как игру с нулевой суммой, с победителями и проигравшими; каждый трудоустроенный иммигрант — это работа, которую забирают у коренных американцев, дефицит двусторонней торговли означает, что мы субсидируем иностранцев. Если бы он был рядом, когда Гарри Трумэн и Джордж Маршалл решили помочь Европе восстановиться, он, наверное, назвал бы их лохами", — именно так описывает Кругман мировоззрение избранного президента США.
Впрочем, экономист считает, что "устаревший империализм" Трампа, основанный на мнении, что захват территорий делает страны сильнее, вряд ли стратегически воплотится в его политике, потому что эксцентричный лидер, вероятно, просто "старается сменить тему после неудачной недели в Конгрессе и растущего ощущения, что его затмевает неизбранный президент Илон Маск".
Экономические страхи мира: прогноз на 2025 год
Под Новый год люди обычно полны надежд на лучшее, однако на деле остается слишком много поводов для волнения. Что перевесит — надежды или тревоги? Если мы говорим о мире в целом, то, наверное, тревоги. Об этом свидетельствуют результаты недавно проведенного исследования Ipsos, оценивающего общественное мнение по актуальным вопросам из сферы экологии, технологий, экономики, мировой безопасности в 33 странах, включая США, Китай, Японию, Южную Корею и крупнейшие европейские экономики (в Украине исследования не проводили). Больше всего согласия среди респондентов (80%) о повышении средней глобальной температуры в следующем году. Почти столько же опрошенных считают, что цены в их стране будут расти быстрее доходов граждан. Итак, остановимся на прогнозах, связанных с экономикой.
Доля опрошенных, считающих, что мировая экономика в 2025 г. станет сильнее, % по странам
Несмотря на то, что по некоторым пунктам настроения в общем улучшились, речь идет скорее о стабилизации негативных ожиданий. В целом 51% респондентов считают, что мировая экономика в следующем году станет сильнее, соответственно, 49% придерживаются другого мнения. Но за таким шатким балансом скрывается разительное различие в настроениях по регионам и странам. Так, в Юго-Восточной Азии и Китае в разы больше оптимизма, чем в Европе.
Что же касается конкретных экономических проблем, волнующих людей по всему миру, то настроения измерялись относительно страны респондента (например, если спрашивали итальянца — то его ответ касался Италии и т.д.). Вот результаты на глобальном уровне.
Доля респондентов (%), которые согласны с утверждениями:
В целом такие данные почти соответствуют результатам прошлогоднего опроса (с одним исключением: на 9 п.п. меньше респондентов стали ожидать повышения процентных ставок). Хотя такие усредненные, общемировые показатели также скрывают значительные различия между странами. Скажем, по сравнению с прошлым годом больше всего улучшились инфляционные настроения у аргентинцев и шведов, а больше всего ухудшились у венгров и поляков. А процентных ставок, то особенно показательно, что только 54% опрошенных в США ожидают их повышения — это на 21 п.п. меньше, чем год назад.
Тренд недопотребления против бума праздничных покупок
Какая у вас в этом году новогодняя красавица — живая или искусственная? А как вам идея делать елку из журнала, а звезды из туалетных рулонов? Это не простое чудачество, а часть мирового тренда. Речь идет о так называемом недопотреблении ("underconsumption core"), которое в этом году набрало популярности в соцсети TikTok, в частности среди известных инфлюенсеров, пропагандирующих устойчивое развитие. Мы подробно писали о нем летом. А на этой неделе BBC посвятила этому движению статью с интригующим названием "Когда TikTok-тренд недопотребления наталкивается на праздничный ажиотаж".
Итак, одно дело "недопотреблять" в течение года, другое — в рождественский сезон, который, наоборот, ассоциируется с чрезмерными тратами. Оказывается, действительно люди, которые поддерживают упомянутый тренд, отказываются от большого шопинга и обязательных покупок к празднику (привет маркетологам), а берут в магазинах только самое нужное и находят повторное использование домашним вещам.
Впрочем, эксперты говорят, что недопотребление хоть и является новым хэштегом, но не новой идеей. "Это явление в разное время называли по-разному", — говорит профессор Каролина Мораэс из Бирмингемского университета, специализирующаяся на маркетинге и устойчивом потреблении. К примеру, в XIX в. было движение добровольной простоты [дауншифтинг], выступавшее против консюмеризма. По словам профессора, возобновление интереса к этому действительно подсвечивает современные вызовы. Среди них — обеспокоенность состоянием окружающей среды и кризис стоимости жизни. Эти выводы согласовываются со статистикой: среди сторонников недопотребления много молодых людей, которые озабочены изменениями климата или просто имеют проблемы с доходами (тогда это скорее привычка, а не тренд).
Еще один источник тренда связан с большей осведомленностью об этике брендов и том, как производятся вещи, которые мы покупаем. Например, все большее число людей осознают грандиозное влияние на окружающую среду индустрии быстрой моды (мы об этом тоже писали). В конце концов есть и те, кто просто устал от бешеного темпа покупок и потребления, для них остановиться — значит отдохнуть.
Иисус Христос как экономический реформатор
"В христианской традиции Рождество — это день празднования рождения Иисуса, который был радикальным экономическим реформатором", — с такого, на первый взгляд, странного утверждения начинает блог на собственном сайте профессор практики бухгалтерского учета в Школе менеджмента Шеффилдского университета Ричард Мерфи, наиболее известный как соучредитель правозащитной группы Tax Justice Network.
Автор рассказывает, что сам происходит из христианской семьи, но со временем он решил подробнее понять, как именно Иисус изменил мир к лучшему.
Мерфи напоминает, что, согласно Писанию, Христос пришел с доброй вестью бедным, чтобы освободить угнетенных и даже провозгласить юбилей (время прощения долгов). Итак, заключает автор, Иисус нес экономические изменения в общество, в котором жил. Он также напоминает слова Марии (из Евангелия от Луки), которые она говорила о будущем Иисуса: "Он низложит сильных с престолов и вознесет смиренных, алчущих исполнит благ, а богатых отпустит ни с чем". Это действительно было радикально.
"Иисус основал движение, которое делилось всем своим имуществом, а излишек, получаемый этими людьми, они отдавали бедным. Это не был человек, пришедший с миссией, которая воплощалась только в любви к маленьким детям или еще в чем-то. Это был человек, который проповедовал экономическую реформу, и он умер за нее", — заключает экономист.
Что ж, это одно из интересных прочтений Нового Завета, следовательно, он не теряет актуальности, независимо от того, верите ли вы в Бога и даже Христа как историческую фигуру.
Кейс Сандея Аделаджи: как раскрутить свою церковь
На последней теме было б логично завершить рождественскую подборку, но британские журналисты подбросили в мировое информационное пространство кейс успеха скандальной церкви из Украины. The Economist выпустил большую статью-историю (фичер) о пасторе Сандее Аделадже, основателе пятидесятнической церкви "Посольство Божье" со штаб-квартирой в Киеве, которая во времена своего расцвета имела сотни тысяч прихожан. Почти каждый помнит ее многочисленных последователей в "нулевые", порой среди своих знакомых. А еще — уголовное дело в связи с крахом финансовой пирамиды King's Capital (обанкротилась в 2008 г.), которую активно продвигал на проповедях сам Аделаджа, утверждая, что Бог желает процветания верующим (характерный для пятидесятников и привлекательный для бедняков акцент), а потому нужно смело инвестировать.
Однако журнал меньше уделяет внимания скандалу, а больше выписывает портрет пастора как чрезвычайно талантливого организатора и проповедника. И выясняет социально-экономические условия для быстрого расцвета протестантской церкви в православной стране. Первая — это собственно подъем пятидесятничества с его "евангелием процветания", а вторая — последствия распада СССР, когда люди, оказавшиеся в экономических трудностях, массово нуждались в поддержке (как материальной, так и духовной). Аделаджа, приехавший в Украину в 1993 г. и сначала работавший тележурналистом (по специальности), параллельно развивал церковь, которая "предлагала "всеохватывающую институцию" во времена гиперинфляции, разлада государства и безудержного распространения наркомании. "Посольство Божье" организовывало столовые, заботилось о наркозависимых и проститутках", отмечает издание.
Кому же интересна судьба самого Сандея Аделаджи, то вот резюме фичера: он сбежал во время нападения врага на Киев в 2022 г. (говорит, был в "расстрельном списке" россиян), живет в Брюсселе "как беженец" и не планирует больше браться за дело в Украине, разве что когда-нибудь приедет, чтобы "передать церковь другим пасторам". Аделаджа, этнический нигериец, хочет вернуться в Африку, чтобы "дать каждому африканскому ребенку шанс на жизнь" (собственно уже проповедует через видеоролики школьникам-конголезцам). Конечно, ответственности за аферу с King's Capital основатель "Посольства Божьего" до сих пор не признает: говорит, тоже был обманут. Да и у более чем десятилетнего дела, напоминает издание, истекли сроки давности.