В мире об экономике. $50 млрд для Украины, переоценка военной мощи Китая и расцвет шахматной империи

Пять тем, которые мы не могли пропустить

Замороженные активы России, китайская армия и глобальная шахматная платформа

У каждой страны своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Мы снова выбрали несколько зарубежных публикаций последних дней и приводим их в пересказах на одной странице — самую суть.

Кредит для Украины за счет российских активов: как будет работать схема

Украина снова в первых строчках мировой повестки дня. Одна из наиболее заметных геоэкономических новостей касается замороженных на Западе (преимущественно в ЕС) российских активов, которые страны Группы семи (G7) договорились использовать для финансирования Украины на $50 млрд уже до конца этого года. Cобытие, конечно, активно обсуждается в нашем информационном поле, но мы не будем ограничиваться пересказыванием основного месседжа. А добавим деталей, потому что общие фразы часто не дают представления, какие деньги и, главное, на каких условиях передадут. Чтобы составить полную картину, как будет работать этот механизм, мы проанализировали коммюнике саммита G7, комментарий Белого дома, а также заявления и оценки, обнародованные мировыми СМИ. Вот ключевые тезисы:

  • Сами российские суверенные активы на $300+ млрд остаются обездвиженными, но пока неприкосновенными.
  • Доходы (проценты) из этих активов, которые составляют $3+ млрд в год, будут использованы как залог под будущий кредит для Украины на $50 млрд.
  • Кредит выдадут страны G7 (прежде всего США). Они же разобьют финансирование на несколько каналов — на военные, бюджетные и восстановительные потребности Украины.
  • Расходы и риски, связанные с этой схемой, Группа семи распределит между собой. Некоторые из этих стран (неевропейские) поучаствуют в предоставлении кредита, другие — в его погашении, а кто-то гарантирует погашение на случай, если поток доходов не будет достаточным для выплаты и обслуживания кредита в полном объеме.
  • Следовательно, Украина может рассматривать этот кредит как грант.

Стоит добавить, что тема рисков относительно будущих денежных потоков была в центре внимания при обсуждении проекта решения G7. Ведь российские активы могут давать меньше доходов, если упадут процентные ставки. Или через некоторое время изменится геополитическая ситуация (например, Россия откажется от агрессивной войны) и замороженные средства нужно будет вернуть. Как видим, партнеры принципиально приняли эти риски.

Наконец, надо признать и не очень приятный нюанс: лидеры G7, очевидно, отложили в длинный ящик идею конфискации российских активов в пользу Украины, потому что если у них не будет "коровы", то кто же будет давать "молоко" (проценты на погашение и обслуживание кредита). Почему прямая передача нам суверенных активов агрессора — сложнейшая процедура с точки зрения международного права, мы рассматривали в одном из прошлых выпусков. Еще один проблемный вопрос, требующий ответа: как теперь быть с европейским обещанием отдавать Украине доходы от российских активов уже с этого года…

Китай кратно отстает от США в расходах на оборону: новое исследование

Китай, несомненно, тратит на оборону больше, чем официально заявляет, но все же почти втрое меньше, чем США.

Это результаты нового исследования, ставящего под сомнение выводы известной тематической работы, которую мы пересказывали в мае. Тогда в Американском институте предпринимательства (AEI) утверждали, что Китай уже почти догнал своего главного геополитического противника в оборонных расходах: как и Штаты, он якобы пересек планку в $700 млрд в год, если учесть разницу в ценах и скрытые статьи.

В июне коллектив авторов из Массачусетского технологического университета (MIT) в составе Тейлора Фревела, Джорджа Гилбоя и Эрика Хегинботема предложили другую, более подробную методику расчета оборонных расходов, которая, по их мнению, устраняет недостатки указанного выше исследования. Разница в результатах получилась огромная. По данным этих авторов, в 2024 г. Китай пустит на оборону примерно $471 млрд, то есть лишь 36% от сопоставимых оборонных расходов США, которые составят $1,3 трлн.

Исследователи из MIT тоже учитывают, что за ту же сумму в Китае, как правило, можно купить больше товаров, работ и услуг, а потому официально заявленный Пекином оборонный бюджет в $232 млрд надо скорректировать на паритет покупательной способности (ППС) — это метрика, которая собственно и предназначена для того, чтобы учесть разницы в ценах между странами и регионами. Но они делают корректировку более подробно, применяя к разным группам расходов — например на личный состав, обучение или оборудование — соответствующие курсы юаня к доллару США по ППС (на основе данных Всемирного банка). Самое интересное, что когда речь идет об оборудовании, то курс юаня к доллару по ППС оказывается даже ниже рыночного. В результате вычислений по этой методике корректировка долларового эквивалента оборонного бюджета Китая на ППС дает существенно меньшую сумму, чем в конкурирующем исследовании: $321 млрд (MIT) против $549 млрд (AEI).

Кроме того, Фревел, Гилбой и Хегинботем утверждают, что прошлое исследование базировалось на несбалансированном учете так называемых внебюджетных расходов (оценки расходов на оборону, не включенных в официальный оборонный бюджет): статьям, которые учтены для Китая, не противопоставлены похожие статьи для США, что дает разницу в сотни миллиардов долларов. Исследование MIT показывает, что внебюджетные статьи составляют почти одинаковый процент общих оборонных расходов как в Китае (30%), так и в США (от 31% до 36%).

"Китай, похоже, не имеет реальных материальных возможностей — количества и качества кораблей, самолетов и других основных систем, которые у него уже были бы, если б его оборонные расходы достигали того же уровня, что и в США", — говорится в исследовании MIT.

Ученые отмечают, что корректное сравнение оборонных расходов США и Китая имеет не только академическое, но и политическое и военно-стратегическое значение. Например, вместо того чтобы оправдывать большие расходы на программы развития самолетов и ВМС ростом китайского потенциала, лучше сфокусироваться на более дешевых беспилотных воздушных и морских средствах, таких как Mavic и Magura V5, а также инвестициях в достаточные объемы боеприпасов, в частности ракет ПВО и 155 -мм артснарядов. Кроме того, переоценка китайских возможностей может отвлечь больше ресурсов на этом направлении, в то время как важнейшим вызовом для Штатов в сфере глобальной безопасности является война в Украине, вызванная российским вторжением. "Европа остается основным центром американских интересов и безопасности. Вашингтон должен распределять ограниченные ресурсы, а несбалансированные оценки оборонных расходов Китая могут подорвать способность планировщиков и политиков должным образом сбалансировать свои усилия", — заключают исследователи.

Суперместорождение в Норвегии снизит зависимость Европы от Китая

Норвегия играет ключевую роль на континенте как производитель природного газа. Но скоро страна может стать поставщиком еще более важного ресурса. Недавно в карбонатитовом комплексе Фен задокументировали крупнейшее в Европе месторождение редкоземельных элементов, необходимых для "зеленого перехода", пишет местное издание NRK. На днях компания Rare Earths Norway, имеющая право разрабатывать 90% месторождения, оценила запасы редкоземельных элементов в 8,8 млн т с перспективой экономически выгодной добычи. В частности, речь идет о 1,5 мегатоннах элементов, связанных с магнитами, которые используются в ветряных турбинах и электромобилях.

Если все пойдет по плану, то добычу планируют запустить до 2030 г. Именно к этому времени в Евросоюзе ожидают шестикратное увеличение потребности в редкоземельных элементах. Напомним, дефицит этого ресурса ставит европейцев в зависимость от Китая, который является поставщиком критически важных металлов, а заодно продолжает экспансию на европейский рынок со своими электромобилями и аккумуляторами.

Тейлор Свифт "заденет" планы Банка Англии

Экономическое влияние самой кассовой певицы современности Тейлор Свифт, в частности, склонность миллионов поклонников покупать все, что с ней связано, некоторые западные аналитики уже называют свифтономикой. Этому явлению мы посвящали публикацию несколько месяцев назад. Речь шла прежде всего о том, как концерты суперзвезды в рамках Eras Tour поднимали ВВП целых городов и стран благодаря наплыву фанатов, тратящих деньги на проживание, питание, транспорт и сувениры (иногда они приносят сотни миллионов долларов в местные экономики, как это было, например, в Японии или в Сингапуре). Ее вклад в экономический рост однажды признали даже в ФРС США… А на днях появилось предостережение, что Банк Англии может отложить ожидаемое снижение процентной ставки в августе из-за возможных последствий концертного тура певицы в Лондоне, который запланирован на этот месяц. По крайней мере, так считают в инвестбанке TD Securities, на который ссылается CNBC.

Эксперты предполагают, что центробанк может воздержаться от снижения учетной ставки с 16-летнего максимума в 5,25%, когда поступит отчет по инфляции, ведь общий уровень цен может временно увеличиться из-за всплеска спроса на гостиницы во время концертного тура певицы-сенсации. В целом ожидается, что летний Eras Tour в Великобритании, который в июне начался с Шотландии, принесет Соединенному Королевству более $1,2 млрд.

Расцвет шахматной империи

Одна из самых древних и известных игр в мире — шахматы — стала крупным бизнесом. И речь идет не столько о топовых гроссмейстерах с их призовыми и тренерской работой, сколько о глобальной онлайн-платформе Chess.com, которая смогла создать почти монополию на своем рынке. Особую популярность сервис приобрел во время пандемии Covid-19, когда орды утомленных карантином и жаждущих развлечений людей обратились к игре. А компания Chess.com в этот период, да и за два десятилетия своего существования, сделала серию удачных шагов по масштабированию и привлечению пользователей. Этот, безусловно, заслуживающий внимания опыт построения шахматной империи описывает Chartr.

Посещаемость Chess.com с апреля 2019 г. по апрель 2024 г.

Все началось в 2005 г., когда Эрик Аллебест и Джей Северсон купили домен Chess.com за 55 тыс. с целью создать форум для энтузиастов. Однако их ожидал беспрецедентный рост спроса на онлайн-игры, и уже в 2007 г. владельцы перешли на новую технологию для шахматного портала, запустив раннюю версию сайта с подпиской. Трафик быстро рос, а чтобы не уступить лидерство, компания Chess.com вовремя приобрела ряд сайтов-конкурентов — ChessPark, ChessVibes, а совсем недавно и PlayMagnus.

В прошлом году ведущая шахматная онлайн-платформа отчиталась о сыгранных на ней 12,5 млрд партий — или примерно 35 млн партий в день, тогда как на крупнейший сайт-конкурент Lichess, бесплатный для всех пользователей, может похвастаться лишь 1 млрд партий.

Сейчас Chess.com работает по модели freemium: на бесплатном сервисе есть реклама, тогда как премиум-подписчики получают доступ к неограниченному количеству уроков, головоломок и инструментов для анализа. Еще одна статья доходов — стримы: ежедневно тысячи людей подключаются, чтобы понаблюдать за игрой других. Более того, в 2020 г. сайт получил права на трансляцию Чемпионата мира по шахматам, а в 2023 г. провел первый в истории Champions Chess Tour — онлайн-турнир по быстрым шахматам с рекордным призовым фондом в $2 млн.

Потенциальный среднемесячный доход на одного игрока на Chess.com

По последним данным, у компании 150 млн подписчиков, а ее доход превышает $100 млн в год. Исходя из этой информации, а также "умного диапазона ежемесячного дохода на одного клиента", Chartr сделал приблизительные подсчеты, что только 1—1,5% посетителей платят за игру на платформе. А это значит, что есть куда расти: если конверсия немного выше (а многие freemium-бизнесы работают с этим показателем в 2-5%), то Chess.com может легко стать компанией стоимостью более $200 млн…