В мире об экономике. Биржевые советы Баффета, фабрики будущего и олимпийский рейтинг стран по ВВП
Пять тем, которые мы не могли пропустить
В каждой стране своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Мы снова выбрали несколько зарубежных публикаций последних дней и приводим их в пересказах на одной странице — самую суть.
В первый же день этой недели мировые биржи, особенно американский и японский рынки, пережили потрясения. Американские индексы S&P500 и NASDAQ упали более чем на 3%, а японский Nikkei — на все 13%. СМИ назвали эти события "кровавым понедельником" из-за доминирования красного цвета на графиках, отражающих биржевые котировки. Впрочем, как показало время, этот понедельник не стал настоящей катастрофой. К концу недели биржи подросли, хотя общий тренд на снижение, сформировавшийся еще в прошлые недели, укрепился и стал очевидным для всех.
Напомним, одна из причин разочарования инвесторов состоит в ухудшении оценок будущих проектов, связанных с искусственным интеллектом (ИИ). Эти настроения были подкреплены не слишком оптимистичными квартальными отчетами передовых технологических компаний. А в конце прошлой недели — еще и неутешительным отчетом США о рынке труда, согласно которому за июль было создано гораздо меньше рабочих мест, чем ожидалось, а безработица выросла до 4,3% (хотя есть версия, что эти данные исказила… плохая погода). Наконец, спусковым крючком для падения японских индексов стало решение центробанка Японии о повышении учетной ставки до 0,25%, что усложнило экспортерам получение прибыли на популярной схеме керри-трейд (взять кредит в иене под мизерный процент и вложиться в американские активы под 5%). И все это на фоне ожиданий рецессии в США и потенциального цикла снижения ключевой ставки Федеральной резервной системы (ФРС)…
Впрочем, потрясение на фондовых рынках — это время, когда, как правило, проигрывают неопытные инвесторы: например, те, кто распродал акции на минимальных ценах в кровавый понедельник… Но как реагировать на такие события?
Не бойтесь коррекций: советы Уоррена Баффета
Начнем с советов, пожалуй, самого опытного инвестора в мире Уоррена Баффета, который вкладывается в ценные бумаги уже более 80 (!) лет, нажил $135-миллиардное состояние, а его инвестхолдинг Berkshire Hathaway управляет активами свыше триллиона долларов. Тем более Баффет снова подтвердил свое прозвище Оракул из Омахи: на днях выяснилось, что во втором квартале, именно накануне падения технологических компаний, он продал почти половину акций Apple (на $80 млрд) из своего портфеля, да еще хорошо закупился краткосрочными казначейскими облигациями США (трежерис). В преддверии ожидаемого снижения процентных ставок, когда доходность новых трежерис упадет, Баффет сделал, как представляется, очень выгодные инвестиции, пополнив портфель Berkshire Hathaway краткосрочными трежерис до $234,6 млрд (а это, кстати, больше, чем у самого Федрезерва).
Итак, три совета Уоррена Баффета, которые собрало американское издание CNBC :
Играть вдолгую. В таком случае разумно вообще игнорировать краткосрочные взлеты и падения на фондовом рынке. "Если вас беспокоят коррекции, вам не стоит владеть акциями", — эти слова Оракула из Омахи в одном из интервью 2015 г. уже стали афоризмом. Тогда он добавил: "Ужасная ошибка думать об акциях как о чем-то колеблющемся вверх и вниз, и что вы должны обращать внимание на эти колебания".
Вкладываться в диверсифицированный портфель недорогих индексных фондов (например, основанных на S&P500), особенно в трудные времена.
Применять стратегию усреднения расходов в долларе: инвестировать определенную сумму в свой диверсифицированный портфель через регулярные интервалы времени. Это гарантирует покупку меньшего количества акций, когда они дорогие, и большего — когда идут распродажи.
Дата-центры как фабрики будущего
Несмотря на определенное разочарование бирж в быстрых перспективах искусственного интеллекта, вряд ли кто-либо сомневается, что за этой технологией будущее. Недавно мы писали о появлении новой "страны" на мировой карте энергопотребления. Речь идет о центрах обработки данных (ЦОД), совокупный аппетит которых уже больше, чем в Британии и почти как во Франции. Ожидается, что к 2026 г. они могут удвоить потребление электроэнергии, и тогда индустрию ЦОД будут опережать только Китай, США, Индонезия и Япония. Теперь появился еще более дальновидный прогноз. Если системы искусственного интеллекта трансформируют мировую экономику, то обучающие их ЦОД можно считать фабриками будущего. Такое мнение в блоге на Financial Times высказал автор бестселлера Chip War ("Чиповая война") Крис Миллер.
По его наблюдениям, правительства рассматривают ЦОД с искусственным интеллектом как стратегический ресурс, который следует контролировать. Ведь у таких систем есть как гражданские, так и военные возможности. Они могут оптимизировать приложения для доставки еды, но и направлять беспилотники по спутниковым фотографиям.
Без сомнения, у контроля за такими ЦОД есть и экономические последствия. Так, самые современные ИИ-чипы уже подпадают под экспортный контроль США и вскоре к этому списку могут добавить передовые микросхемы памяти. Китай разрабатывает собственные чипы.
Неудивительно, что все большее число стран хотят иметь гарантированный доступ к технологии ИИ через центры обработки данных, построенные на своей территории. Саудовская Аравия и ОАЭ не скрывают намерения стать центрами ИИ, инвестируя в инфраструктуру дата-центров. То же самое в Малайзии. Даже Казахстан планирует построить ЦОД с искусственным интеллектом и обучать казахскоязычные модели.
В центре игры — американские облачные технологические компании и Белый дом. Первые борются за контракты с иностранными правительствами на развитие соответствующей инфраструктуры, чтобы опередить Китай. А в интересах Вашингтона лучший способ заблокировать китайские технологии выглядит так: подключить другие страны к "своему" облаку.
Следовательно, чипы, облака и ЦОД неразрывно связаны, а начавшаяся с кремния глобальная технологическая конкуренция теперь выходит на новый уровень.
Глобальный рейтинг производителей оружия: региональный разрез
Украинская оборонная промышленность (Ukrainian Defense Industry), бывшая "Укроборонпром", с выручкой $2,2 млрд вошла в топ-50 крупнейших оборонных производителей мира по версии специализированного издания Defence News. При этом она показала наибольший прирост среди всех участников рейтинга (100 компаний) — 72% и переместилась на 16 позиций вверх по сравнению с 2022 г.
Этот месседж следует поместить в глобальный контекст. Как известно, за рынок вооружений конкурируют прежде всего три страны/региона — США, Китай и Западная Европа. А самое интересное — в каких пропорциях? Теперь достаточно одного взгляда, чтобы получить примерный ответ. Для этого мы немного разукрасили данные Defence News. На диаграмме ниже мы обозначили каждую из топ-50 оборонных компаний одним из нескольких цветов по географическо-политической принадлежности: темно-синим — США, красным — Китай, голубым — Западная Европа, серым — остальные страны. Желтым цветом выделена украинская компания.
В рубрике "В мире об экономике" мы часто освещаем темы, связанные с производством вооружений, но это лишь часть истории, когда речь идет о военном потенциале государств. Наряду с ведущими экспертами и СМИ, мы также удерживаем в фокусе внимания оборонные расходы США, Китая и Европы. Материалы по теме содержатся, например, в этих недавних выпусках:
Андроид вышел на работу: китайцы опередили Илона Маска
Как известно, в июле основатель Tesla и SpaceX Илон Маск анонсировал, что уже в следующем году начнет использовать человекоподобных роботов на заводах по производству электрокаров, а в 2026 г. будет применять их массово на участках со "скучной, повторяющейся и опасной работой". Собственно, планы о выпуске 1,7-метрового андроида Маск публично вынашивал еще с 2021 г., а в декабре прошлого года Tesla представила новую версию своего робота Optimus Gen 2, который может приседать, не падая, и поднимать яйцо, не разбивая его.
Однако с внедрением гуманоидов на заводах Маска без лишнего шума опередили китайцы. На днях в интернете появилось видео, на котором напоминающий человека робот выполнять базовые задания на заводе:
Китайский производитель элитных электромобилей Zeekr, принадлежащий Geely, впервые применил человекоподобного работа Walker S Lite, отобрав у Маска мечты о потенциальном первенстве в этой области. Андроид компании UBtech Robotics из Шэньчжэня загружает небольшие паллеты на конвейер, что, по словам разработчиков, он делал в течение 21 дня подряд, демонстрируя, как может помочь работникам. Когда сотрудник Zeekr приветствует работа, он отвечает: "Я сделаю все, что смогу", а затем переносит коробки весом до 15 кг по заводской территории.
Этой истории следует добавить контекста. Человекоподобных роботов разрабатывают десятки компаний. Но настоящий прорыв, вероятно, произойдет даже не тогда, когда их начнут массово применять на заводах, а когда удастся внедрить в производстве роботизированный искусственный интеллект в виде больших поведенческих моделей (Large Behavior Models, LBM). Такие машины, у которых не обязательно будет внешнее сходство с людьми, будут наблюдать, как обычные работники выполняют определенное физическое задание, а затем — программировать себя на выполнение его в гибкой манере. Это означает, что роботы станут быстро повышать квалификацию и смогут, например, заходить на стройплощадку, автономно ориентироваться в рабочих пространствах и выполнять самые разные задачи. Детальнее об этом мы писали в одном из прошлогодних выпусков рубрики.
Олимпийские достижения стран в пересчете на ВВП
Завершим подборку результатами интересного подсчета агентства Bloomberg, а именно: сколько медалей получила каждая страна — участник Олимпиады-2024, учитывая размер ее экономики. Это позволяет нивелировать фактор экономической мощи государств (отдельно агентство также представило список с учетом численности населения). Авторы такого рейтинга определили количество медалей, которое приходится на 100 млрд ВВП страны (если показатель меньше — количество медалей экстраполируется).
Топ-30 стран на Олимпиаде-2024 с учетом ВВП
Этот рейтинг, на первый взгляд, не слишком информативный, потому что из-за особенностей методологии список возглавляют очень малые страны, которым удалось получить хотя бы одну-две медали. Но если применить базовые знания по статистике и отсеять выбросы в данных, то получим неплохой "экономический" ракурс успеваемости стран в олимпийских видах спорта. Итак, из топ-30 следует исключить государства, например, с населением до 1 млн (Доминику, Гренаду, Сент-Луис, Кабо-Верде и, возможно, Фиджи), тогда лучшей из всех будет Ямайка, в Азии — Кыргызстан, в Европе — Молдова, в Океании — Новая Зеландия, в Северной Америке — Куба (конечно, после Ямайки), в Африке — Ботсвана, в Южной Америке — Эквадор (регионы мы также ранжировали по порядку вхождения в топ его первой страны).
Как видим, в этом списке большинство стран значительно опережают свой официальный рейтинг (первый столбик). Из интересного — Украина занимает 21 место, на одну позицию выше, чем в официальном зачете.