• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

В мире об экономике. Парадокс Байдена, трампономика 2.0 и новый стандарт бедности

Пять тем, которые мы не могли пропустить

Экономика Байдена, новая трампономика и высший предел бедности
Экономика Байдена, новая трампономика и высший предел бедности
Реклама на dsnews.ua

В каждой стране своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Мы снова выбрали несколько зарубежных публикаций последних дней и приводим их в пересказах на одной странице — самую суть.

Безусловно, самым важным событием недели стали результаты выборов президента США, на которых победил республиканец Дональд Трамп, и выборов в Конгресс, где также торжествовали республиканцы. Поэтому большинство рассмотренных сегодня тем будут касаться экономики США и экономической политики новой администрации.

Недооцененная байденомика: как это было

На всех фазах президентской кампании в США экономические вопросы использовались против кандидатов, особенно Камалы Харрис, представляющей власть в должности вице-президента. Ведь большинство американцев, согласно опросам, сейчас уверены, что они живут хуже, чем четыре года назад.

Но так ли это на самом деле?

Рассмотрим основные параметры экономики, которые оставляет администрация Джозефа Байдена, по материалам Investopedia и открытых данных государственной статистики США. Тем более что, согласно опросу Pew Research, именно экономика является главной проблемой для 81% американских избирателей.

  • ВВП. Байден пришел в начале восстановления экономики США после первого шока пандемии COVID-19. За время его президентства ВВП рос в быстрее, чем в целом по другим развитым странам, и кумулятивно прибавил более 11% в реальном выражении (что отражено на графике ниже сплошной линией; пунктиром показаны прогнозы):
Реклама на dsnews.ua

Кстати, последние данные за третий квартал текущего года показывают +2,8% роста, что, безусловно, высокий результат.

  • Занятость. В сентябре 2020 г., когда экономика еще не оправилась от первого шока пандемии, уровень безработицы составлял 7,8%, что почти вдвое больше, чем в сентябре 2024 г. — 4,1%.

Уровень безработицы в США в 2020-2024 гг.

Устойчивый рынок труда — это безусловный успех (особенно на фоне громких, но несбывшихся прогнозов рецессии из-за длительной политики ФРС по повышению процентных ставок ради сдерживания инфляции).

  • Зарплаты и инфляция При президентстве Байдена в США разыгралась упорная борьба между зарплатами и инфляцией, которая съедает доходы американцев. Так, в период с сентября 2020 г. по 2024 г. потребительские цены выросли на 21,1%, тогда как средняя почасовая оплата труда — на 19,8%. Это несколько ухудшило положение работников, но если учитывать динамику, то в последнее время темпы роста трудовых доходов значительно опережают обесценивание денег. Можно сделать вывод, что Штаты смогли более-менее удержать уровень жизни работников перед пришедшими извне значительными вызовами: по кошелькам американцев ударил прежде всего пандемический кризис и последствия российского вторжения в Украину (удорожание горючего и продуктов питания).
  • Жилая недвижимость. Что действительно сильно ухудшилось, так это возможности для покупки жилья. Сначала пандемия подтолкнула спрос на "квадраты" и цены, а затем подорожали и ипотечные кредиты в результате роста процентных ставок с подачи ФРС. В результате ежемесячные платежи по ипотеке иногда уже превышали 40% от медианного дохода. Более-менее комфортным в США считается уровень 30%, который был до прихода Байдена в Белый дом. Но опять же эти негативные эффекты — скорее результат пандемии и решения ФРС, а не политики действующего президента.
  • Просроченные кредиты . Еще из минусов — резко возрастает процент просроченных платежей по кредитным картам, что свидетельствует о финансовых затруднениях. Но, с другой стороны, нет никаких признаков, что американцы сокращают расходы. Они продолжают свободно тратить деньги на рестораны и другие заведения розничной торговли.
  • Биржи. Наконец, через четыре года американский фондовый рынок пережил бум. Например, индекс S&P 500 вырос примерно на 70% в период с сентября 2020 г. по сентябрь 2024 г. Это способствовало повышению благосостояния домохозяйств, однако преимущественно более богатых, владеющих большинством акций.
  • Государственный долг. Федеральный долг США вырос с $27 трлн до более чем $35 трлн, что вызывает серьезное беспокойство (особенно из-за стремительной динамики), однако у этого явления есть и светлая сторона, о которой мы рассказывали в прошлом выпуске рубрики.

В общем, перед нами довольно оптимистичная картина американской экономики времен президентства Джозефа Байдена, если учесть вызовы, которым пришлось противостоять. Вроде бы завершается достойный вывод США из кризиса, вызванного глобальными событиями, по крайней мере, по большинству направлений. Почему же тогда американцы, которые ставят на первое место вопросы экономики, в целом остались недовольны политикой демократов? Что это за парадокс Байдена?

Проигрыш демократов: объяснение экономистов

Итак, почему американские демократы проиграли, особенно сердца более бедных слоев населения? Есть немало всесторонних объяснений, включая растущую элитарность Демократической партии. Безусловно, действует и психологический фактор, что люди склонны фокусироваться на негативе. Что касается сугубо экономических аспектов, то следует не просто упомянуть описанные выше проблемы, такие как высокая инфляция и рост цен на жилье, но и попытаться глубже понять взаимосвязи в потребностях американцев. На этой неделе над этим размышляли и экономисты. Вот два несколько разных объяснения.

Экономист и известный блогер Ноа Смит, опираясь на исторические данные, утверждает, что американцы ненавидят инфляцию больше чем безработицу (с которой ситуация лучше), к тому же, если говорить о выборах, то значение имеет кумулятивный рост уровня цен за весь период президентства. А падение реального дохода населения США с середины 2021 г. до середины 2022 г. было сильнее, чем при Великой рецессии или инфляции 70-х гг. Приблизительно в тот же период реальная заработная плата американцев испытала наибольшее падение в послевоенной истории из-за инфляции. Важно и то, что негативные последствия инфляции ощущает каждый, а безработицы — потерявшие работу. Потому во время выборов, когда один человек один голос, большей темой будет именно инфляция.

В свою очередь президент Levy Economics Institute of Bard College Павлина Чернева отмечает, что демократы недостаточное внимание уделяли именно таким популярным вопросам, как повышение минимальной заработной платы и обязательность оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком.

Трампономика 2.0: ожидания и риски

Переходим к наиболее актуальному: чего ждать от новой каденции Дональда Трампа, усиленного благосклонным Конгрессом (в Сенате и, вероятно, Палате представителей республиканцы, берут большинство).

  • Снижение налогов. Дональд Трамп декларирует продление налоговых скидок, введенных в 2017 г., срок действия которых истекает в следующем году. Он также призвал к дополнительному сокращению корпоративного налога. Еще одна идея — освободить от федеральных налогов чаевые и выплаты по социальному страхованию. Все это становится более чем реальным, учитывая победу республиканцев и на выборах в Конгресс, пишет издание NPR.
  • Повышение таможенных тарифов. Трамп пообещал ввести сквозные таможенные тарифы от 10% до 20% на все поступающие в Соединенные Штаты товары и ставки в размере 60%—100% на китайский импорт. Понятно, что такой шаг увеличит расходы американского бизнеса и потребителей и, вероятно, спровоцирует ответные меры со стороны торговых партнеров США. Следствием этого может стать повышение цен на широкий спектр товаров. Так, в консалтинговой компании Pantheon Macroeconomics прогнозируют, что 10%-й тариф увеличит инфляцию примерно на 0,8% в следующем году. Но далее следует привести аргументацию в пользу этого решения.
  • Развитие американских производств. Как выражался Дж. Д. Вэнс, уже будущий вице-президент США, расширение тарифов нужно, чтобы "защитить американскую промышленность от всех конкурентов". Именно развитие производств, проигрывающих конкуренцию китайским компаниям (а не доходы от таможни), является целью протекционистской политики. В то же время некоторые эксперты считают, что товары из-за рубежа, даже с учетом более высоких тарифов, будут оставаться дешевле по причине больших затрат на рабочую силу в США.
  • Рост госдолга. Хотя тарифы принесут дополнительные доходы, ожидается, что общая экономическая платформа Трампа, включая предложенное снижение налогов, увеличит дефицит федерального бюджета, что приведет к росту объема заимствований. По некоторым оценкам, возможно увеличение госдолга на $7,75 трлн в течение следующего десятилетия. Напомним, сейчас он достигает отметки в $35 трлн.
  • Проблемы с рабочей силой. Трамп призвал к массовой депортации иммигрантов, находящихся в США нелегально. Теперь аналитики Института Брукингса, Американского института предпринимательства и Центра Нисканена прогнозируют, что при его второй каденции чистая миграция в США будет ниже (или даже отрицательной). Но это также означает ограничение на приток иностранных работников в то время, когда "беби-бумеры" массово выходят на пенсию. "Побочными эффектами политики, ограничивающей иммиграцию и депортирующей нелегальных мигрантов, вероятнее всего, будут повышение стоимости рабочей силы и негативное влияние на потенциальные темпы экономического роста страны", — считают экономисты из финансовой компании Wells Fargo.
  • Более устойчивые процентные ставки и давление на ФРС. Благодаря замедлению инфляции Федеральная резервная система (ФРС) с сентября начала снижение ключевой ставки: сперва до диапазона 4,75-5%, а уже на этой неделе — до 4,5-4,75%. Тенденция должна продолжиться, но есть предположение, что в будущем центральные банкиры могут действовать осторожнее, если политика Трампа будет оказывать давление на цены. Так, после объявления предварительных результатов выборов в Pantheon Macroeconomics уже ожидает меньших темпов снижения ставок в следующем году. Нельзя исключать и противостояние между новоизбранным президентом и главой ФРС Джеромом Пауэллом, которого Дональд Трамп еще при первой каденции призывал более активно снижать процентные ставки. Несмотря на то, что у ФРС в США большая степень независимости от президента и центрального правительства, Трамп открыто добивается права голоса в монетарной политике. А что в его власти точно, так это при желании сменить Пауэлла в 2026 г., когда истечет срок его полномочий (с согласия Сената).

Ожидания от экономических новаций администрации Трампа уже оказывает эффект на биржи. Это влияние следует рассмотреть отдельно.

Реакция фондовых рынков: взлет индексов и "Трамп-трейды"

После победы Дональда Трампа инвесторы ожидают более сильного экономического роста, отчасти благодаря обещанному снижению налогов и дерегуляции, — это подталкивает вверх рынок акций (DJI, S&P 500, Nasdaq Composite, Russell 2000 показали рекордные недельные приросты за долгие периоды). В то же время обостряются опасения относительно восстановления более высоких темпов инфляции — это даже повлекло за собой всплеск доходности казначейских облигаций США 6 ноября (правда, к концу недели доходность трежерис откатилась примерно до уровня 5 ноября). Насколько это устойчивые тенденции, разбиралось издание Market Watch.

Так, по мнению руководителя отдела глобальной рыночной стратегии инвестиционного института Wells Fargo Пола Кристофера, "победа Трампа сработала в том же направлении, что и фундаментальные экономические показатели". Экономика, вероятно, будет расти. Впрочем, быстрая победа республиканца, похоже, оказалась неожиданностью для инвесторов, даже несмотря на то, что так называемые "Трамп-трейды", ставки на активы, ожидаемо выигрывающие от победы этого кандидата, набирали обороты еще с октября. И на текущей неделе вместо "продавать факт" (фиксировать прибыль после того, как ожидаемое событие фактически произошло) инвесторы продолжали вкладывать значительные средства в те же сделки.

По опыту первой каденции Трампа инвесторы могут ожидать, что от его политики выигрывает технологический, финансовый, промышленный и энергетический секторы. Сюда же стоит добавить криптовалютный рынок, ведь Трамп обещал "сделать Соединенные Штаты криптостолицей планеты и биткойн-сверхдержавой мира", смягчив соответствующее регулирование (на этой неделе биткойн вырос в цене до рекордных $76+ тыс./BTC).

На самом же деле до сих пор царит неопределенность относительно потенциальной политики Трампа. Например, относительно предложенных им тарифов (см. предыдущую тему), которые, возможно, станут тормозным фактором для экономики и подтолкнут инфляцию. А в условиях неопределенности инвесторам следует помнить, что такие события, как результаты президентских выборов, часто вызывают немедленную реакцию, не соответствующую долгосрочному тренду — тогда инвесторы либо переплачивают за активы, либо продают ниже справедливой цены.

Кристофер приводит пример. После победы Трампа в 2016 г. акции энергетических компаний резко возросли, но в течение оставшегося срока его правления начали терять позиции, в том числе перед началом COVID-19. Сейчас мы также слышим о намерении Трампа увеличить добычу и продажу американцев углеводородов.

Повестка дня и приоритеты новой американской администрации станут более понятными к январю.

Всемирный банк сдвинул черту бедности. Что это значит?

Теперь Всемирный банк (ВБ) будет отслеживать глобальный уровень бедности по более высокой черте — $6,85 на человека в сутки. Это вдобавок (но не вместо) международной черты крайней бедности в $2,15 на человека. Все эти расчеты произведены в долларах по ППС в ценах 2017 г. (GDP per capita, $PPP 2017). Почему аналитики решили изменить фокус, подробно объясняется в блоге СБ.

Перед тем как перейти к пересказу, сделаем уточнение о единицах измерения. Всемирный банк не просто делит ВВП каждой страны на количество населения, а приводит исторические данные в ценах 2017 г. и корректирует их по паритету покупательной способности (ПИС) — фиктивному обменному курсу, который выравнивает покупательную способность разных валют, устраняя разницу в уровнях цен между странами (в бедных регионах за один реальный доллар можно купить больше, чем в богатых). Например, сейчас доллар США по ППС будет примерно равен 12 гривням. Только после такой подготовки данные о доходах людей в разных уголках мира и в разные годы можно более-менее корректно сравнивать.

Итак, с 1990-х гг. ВБ ориентировался прежде всего на черту бедности для беднейших регионов — ежедневную сумму денег, которая минимально нужна для удовлетворения основных потребностей (в жилье, еде и одежде и т.п.) жителей типичной страны с низким уровнем дохода. Но с тех пор изменилась демографическая структура мира. В период с 1990 г. по 2024 г. население на планете увеличилось на 2,8 млрд (плюс более 50%) — до более 8 млрд человек. А что самое примечательное в контексте, доля населения, живущего в странах с низким уровнем дохода, упала почти с 60% в 1990-м до 9% в 2024-м! Теперь страны с доходами ниже и выше среднего охватывают более трех четвертей мирового населения, особенно благодаря прогрессу Китая и Индии.

На сегодняшний день для большинства стран предел крайней бедности в $2,15 по ППС оказывается слишком низким. Ведь с ростом уровня дохода расширяется и список базовых потребностей. Кроме еды, одежды и жилья, речь идет уже о здоровом питании, надлежащих санитарных условиях, подключении к интернету, доступе к электроэнергии и образованию. "Черта бедности в $6,85 — это предел абсолютной бедности, охватывающий это расширенное определение бедности и помогающий представить более релевантную картину бедности в большем количестве регионов", — уточняют во Всемирном банке. Диаграмма ниже демонстрирует изменения в структуре глобальной бедности при переходе от черты в $2,15 по ППС до $6,85 по ППС. Так, доля бедных в странах Африки южнее Сахары сокращается почти вдвое, а в Южной Азии, напротив, удваивается. Бедные по новой метрике уже не преимущественно африканцы:

Высший стандарт бедности отражает и глобальный прогресс в преодолении этого явления. В 1990 г. около трети населения мира жило менее чем на $2,15 в день, еще треть тратила от $2,15 до $6,85 в день, а остальные — свыше $6,85 в день. Сегодня свыше половины людей на планете (56%) живут более чем на $6,85 в день и только 9% — менее чем на $2,15 в день. Напомним, здесь, как и повсюду в этом контексте, ВБ считает по паритету покупательной способности в ценах 2017 г.

Правда, в абсолютных числах все не так радужно. Из-за роста населения количество людей, живущих менее чем на $6,85 в день, почти не изменилось: 3,5 млрд в 2024 г. против 3,7 млрд в 1990 г. Это также объясняет, почему фокус внимания сместился на планку бедности в $6,85. В то же время в ВБ подтверждают цель искоренить крайнюю бедность во всем мире до 2030 г., поэтому международная черта бедности в $2,15 по ПКС остается актуальным (особенно для стран с низким и средним уровнем дохода).

    Реклама на dsnews.ua