• USD 41.8
  • EUR 43.9
  • GBP 53.1
Спецпроекты

В мире об экономике. Эйфория века на биржах, тормоз Германии и мегабизнес на продаже цвета

Пять тем, которые мы не могли пропустить

Бычьи настроения на фондовом рынке, административные ограничения в Германии и палитра цветов Pantone
Бычьи настроения на фондовом рынке, административные ограничения в Германии и палитра цветов Pantone
Реклама на dsnews.ua

В каждой стране своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Мы снова выбрали несколько зарубежных публикаций последних дней и подаем их в пересказах на одной странице — саму суть.

Эйфория на биржах уже выше, чем при буме доткомов: исследование

В последние недели на биржах фиксируется экстремальный оптимизм, возможно, даже самый большой приток позитивных ожиданий в этом веке. По крайней мере об этом свидетельствует известный "индекс эйфории", или же Эйфорияметр (Euphoriameter), который несколько десятков лет составляет исследовательский центр Topdown Charts, занимающийся макроэкономическими исследованиями, сфокусированными на глобальном распределении активов. Индикатор достиг 1,1 пункта и побил предыдущий рекорд, установленный в 2000 г., во время пузыря доткомов. 

Эйфорияметр учитывает три ключевых показателя настроений инвесторов: зафиксированный опросами оптимизм (Bulls), форвардный мультипликатор РЕ (Fwd PE), то есть отношение цены к прогнозируемой прибыли в следующие 12 месяцев, и ожидаемую валатильность на рынке (VIX). Именно это иллюстрируют приведенные ниже графики. На первом — эйфориметр (красная линия) соотносится с индексом S&P 500 по логарифмической шкале (черная линия). На втором графике — индекс эйфории разложен на описанные выше составляющие: как видим, все они находятся на подъеме, что случалось не так часто. 

Германия хочет ослабить "долговой тормоз"

Мы неоднократно писали, что немецкая, как и европейская промышленность, проигрывает глобальную конкуренцию Китаю и США (об этом также отмечалось в отчете Марио Драги ), и дело не только в более дорогих ресурсах (особенно после ограничения доступа к российским энергоносителям). Негативную роль играет и чрезмерная европейская бюрократия, тормозящая инновации. Но, если рассматривать крупнейшую экономику ЕС более подробно, то можно увидеть и специфические административные установки, которые не давали стране развиваться и в конечном итоге привели к продолжительной постпандемической стагнации.

Реклама на dsnews.ua

В течение длительного времени Германия делала ставку на экспорт и поддерживала профицит торгового баланса. Но с ужесточением глобальной конкуренции, особенно со стороны китайского автопрома, эта модель начала давать сбои. А государство оказалось неготовым оказать достаточную поддержку производственному сектору, играющему важную роль в немецкой экономике.

На днях проблему признал глава центробанка Германии Йоахим Нагель. В интервью Financial Times он высказался за ослабление так называемого долгового тормоза — правила, действующего с 2009 г. и ограничивающего государственные заимствования до 0,35% от ВВП в течение финансового года. По его мнению, дополнительные деньги должны пойти на "структурные инвестиции", под которыми он, в частности, понимает увеличение расходов на оборону и модернизацию инфраструктуры.

Эта идея имеет шанс на реализацию. Действующий канцлер Германии Олаф Шольц вошел в предвыборную кампанию с обещанием поддержать ослабление долгового тормоза, если привлеченные финансовые ресурсы пойдут на инвестиции в безопасность и модернизацию Германии. Лидер оппозиции и глава ХДС Фридрих Мерц также не против такой реформы.

Financial Times напоминает, что соотношение долга к ВВП Германии приближается к 60%, что является ориентиром Европейского Союза. А мы можем заключить: финансовые ограничения, которым европейцы так много лет обучали и Украину, не могут быть самоцелью. Чтобы не проиграть конкуренцию в динамичном мире, главное не скрупулезно балансировать бюджет, а правильно определить приоритеты и вкладываться в развитие производства, если этот сектор является драйвером экономики страны.

Монетарная политика наоборот? Когда более высокие процентные ставки разгоняют экономику

Споры между финансистами и даже центральными банкирами — привычное явление, но, по крайней мере, в одном они преимущественно сходятся: более высокие процентные ставки тормозят инфляцию, а вместе с ней и экономический рост. Объяснение: кредиты дорожают (уменьшаются инвестиции, что влияет на производство), сбережения, наоборот, становятся более выгодными, что ослабляет спрос на рынке. Но здесь на сцену выходит без пяти минут министр финансов США Скотт Бессент и заявляет, что вот вам противоположная ситуация, да еще и не где-нибудь, а в одной из самых развитых экономик мира. Сегодня мы, как исключение, вспоминаем интервью месячной, а не недельной давности по очевидной причине: мнение спикера получило значительный резонанс именно сейчас, после его номинации в министры.

Речь идет о Японии, которая, напоминает Бессент, в текущем году ослабила контроль над кривой доходности, позволив расти процентным ставкам на государственные облигации с более долгим сроком погашения. "Я считаю, что Банк Японии на самом деле собирается стимулировать рост, повышая ставки. Это действительно может удивить. Потому что домохозяйства являются чистыми сберегателями. Корпорации являются чистыми сберегателями. Помним известную а фразу Бена Бернанке о том, что мы можем просто сбросить деньги с вертолета. Так вот, повышение ставок — это как перевод от Банка Японии на счета домохозяйств и корпораций…", — объяснил Бессент.

Важная ремарка. Понятно, что речь идет не об отрицании общепринятого мнения, что более высокие процентные ставки потенциально становятся фактором снижения экономического роста, а о его корректировке. При определенных условиях все наоборот. Вот в Японии экономические агенты — как бизнес, так и граждане — и так предпочитают сбережения, поэтому (стараемся продолжить логику Бессента) дополнительные деньги (с процентов) могут наконец пойти на рынок и разогреть экономику.

А что же экономическая теория? На самом деле давно есть малоизвестное в мейнстриме подтверждение этой догадке — "кривая Келтон", названная в честь ее автора Стефани Келтон, профессора экономики и ведущего пропонента Современной теории денег (MMT). Она описала условия, при которых повышение процентных ставок, как ни странно, окажет экспансионистское (стимулирующее) влияние на экономику. Подробное объяснение этого эффекта содержится в труде "Фунциональные финансы и долговый коэффициент" Скотта Фулвайлера, но если в двух словах, то при определенных условиях (когда государство не боится наращивать долг по отношению к ВВП — а это именно случай Японии) повышение процентных ставок приводит к тому, что растущие доходы частного сектора от таких инструментов, как государственные облигации, могут в конечном итоге вылиться в увеличение совокупного спроса, рост расходов и ВВП.

Праздничный шоппинг: сила ИИ и китайских платформ

Праздничный сезон, в котором мы уже находимся, знаменуется большим шоппингом, особенно в западной традиции. Именно на этой неделе американский Forbes опубликовал подробный материал с красноречивым названием "Руководство по маркетингу в сезон праздничных покупок 2024 года". В нем содержится очень много статистики, большинство которой мы не будем пересказывать из-за очевидной сфокусированности данных на американском рынке. Вместо этого обратим внимание на описанные особенности этого сезона, которые имеют потенциал перерасти в тренды следующих лет.

Искусственный интеллект Google меняет игровое поле праздничной электронной коммерции. Как известно, в этом году технологический гигант расширил результаты поиска на основе искусственного интеллекта (AI Overviews) — это ответы на поисковые запросы, сгенерированные с помощью ИИ, в которых компилируется и объединяется информация из разных источников в единый обзор — и он выдается над результатами органического поиска. Для бизнеса и покупателей важно, что таким образом Google может отвечать и на так называемые коммерческие поисковые запросы (например, когда вы ищете или сравниваете определенные товары). И эти обзоры на основе ИИ появляются все чаще (компания не раскрывает алгоритм, когда и по какому именно запросу это произойдет). "Товарная карусель, где в обзорах с искусственным интеллектом можно увидеть разные продукты, выросла на 300%. Это не просто описание продуктов и атрибутов, на которые следует обратить внимание, не просто рассказ о последних тенденциях и т.п. Вам могут показать товары, которые можно купить, перейдя по ссылке. Это очень важные аспекты накануне праздничного сезона", — говорит в интервью изданию Джим. Ю, гендиректор компании BrightEdge, занимающейся SEO и контент-маркетингом.

Еще одна особенность нынешнего сезона праздников, которую отмечает Forbes со ссылкой на исследования компании Salesforce: теперь уже каждая пятая онлайн-покупка в мире будет проходить через приложения для шопинга со штаб-квартирой в Китае, а именно: Temu, Shein и особенно TikTok. По данным на август, 63% потребителей совершали покупки в одном из этих приложений в течение предыдущих шести месяцев. К этому стоит добавить, что американская Amazon тоже решила урвать свою часть пирога, запустив в США новый онлайн-магазин "Amazon Haul", предлагающий товары непосредственно с китайских складов (это означает более долгую доставку, но более низкие цены).

Цвет года и самая яркая бизнес-модель

На этой неделе компания Pantone, которая сама себя называет мировым авторитетом в области цвета, объявила цвет 2025 года. Его описали как "выразительный мягкий коричневый" Mocha Mousse:

В Pantone Color Institute считают, что этот цвет будет ассоциироваться со вкусом какао, шоколада и кофе, стремлением к комфорту и в целом гармоничной жизнью и сближением с природой (возникают ассоциации с оттенками земли).

Цвет года Pantone начала определять буквально с начала века — и это оказался гениальный маркетинговый ход: глобальная огласка события, без сомнения, заменила многочисленные рекламные кампании. К тому же, при более детальном изучении, эксперты Pantone не столько прогнозируют будущие тенденции, сколько диктуют моду. Так что есть повод поговорить об уникальной бизнес-модели.

До 1960-х гг. типографы не всегда точно понимали заказчиков, потому что существующие методы классификации цветов не были заточены под производственные процессы. Тогда обычная американская типография начала использовать и развивать стандартизированную систему четко пронумерованных цветов — Pantone Matching System. Теперь клиенты могли указывать исполнителям, какие именно оттенки они хотели бы увидеть на продукции. Ведь каждый оттенок возникает из смеси базовых цветов CMYK, закодированных в определенной пропорции. Наконец-то бренды могли не бояться, что их цветовая гамма будет искривлена в процессе печати.

Зарабатывает Pantone по-разному. Конечно, она выпускает фирменные справочники со спецификациями цвета своего стандарта. Там уже тысячи цветов, и каждые один-два года прибавляются еще десятки или сотни оттенков. По этой причине (а также из-за износа в случае бумажных книг) профессионалам приходится менять дорогие справочники. Еще одна статья заработка — индивидуальные каталоги под специализацию клиента.

Pantone Color Institute не просто прогнозирует/диктует глобальные тренды, но и занимается консалтингом — советует компаниям, какие цвета использовать в айдентике бренда, дизайне продукции, даже объясняет, как сделать цвет стратегическим активом. Клиентура приходит из всех отраслей, в которых важна цветовая гамма: текстиль, одежда, косметика, интерьеры, архитектурный и промышленный дизайн (но не только — почти любой компании нужен цветной логотип). Цветами Pantone в изображении торговых марок пользуются крупные бренды, например смелый красный Target и аквамариновый Tiffany & Co. (этой компании даже удалось зарегистрировать цвет на себя).

Кроме того, использование библиотеки Pantone стоит денег и в программном обеспечении. Например, в 2022 г., когда закончилось соглашение с Adobe, палитра Pantone в Photoshop стала платной.

    Реклама на dsnews.ua