В мире об экономике. Землетрясение в технологиях, "клуб богатейших" и Роберт Шиллер о рекорде на рынке акций

Пять тем, которые мы не могли пропустить

Логотип TSMC, богатейшие люди и Роберт Шиллер

У каждой страны своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Мы снова выбрали несколько зарубежных публикаций последних дней и приводим их в пересказах на одной странице — самую суть.

Землетрясение на Тайване и хрупкие узлы глобальных технологий

На этой неделе самое сильное за четверть века землетрясение на Тайване (более 7 баллов) запомнилось трагическими (несколько погибших и сотни пострадавших), хотя и не такими ужасными последствиями, как подобные бедствия в прошлом. Однако это событие стало мрачным предвестником возможных проблем на переднем крае мировой экономики.

Во время землетрясения пострадал и крупнейший в мире производитель микрочипов Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC), который ненадолго приостанавливал процессы. В первые часы после подземных толчков некоторые прогнозировали даже разрушительные последствия в Кремниевой долине и в целом глобальной индустрии высоких технологий, ведь продукция TSMC почти незаменима и используется для всего: от гаджетов и автомобилей до новейших систем искусственного интеллекта.

К счастью, Тайвань был неплохо подготовлен к такому стихийному бедствию, а чиповой гигант быстро пришел в себя и вернулся в нормальный режим работы. Впрочем, эксперты и СМИ задумались о хрупкости производственного цикла в передовой технологической отрасли.

Анализируя тему, обозреватели, например из Sydney Morning Herald, исходят из известного факта: почти все другие крупные полупроводниковые компании мира являются "бесфабричными", то есть они разрабатывают чипы, но отсылают чертежи внешнему производителю, преимущественно TSMC. Среди них, в частности, Nvidia, Apple, AMD и Qualcomm. Итак, огромный спрос на продукцию ТSMC, которая и так экспортирует на сотни миллиардов долларов в год, подтолкнул компанию к быстрому масштабированию: она открывает заводы в Японии, Германии и США, которые, впрочем, смогут выйти на полную мощность не раньше 2028 г.

На проблему потенциальной хрупкости глобальной экономики высоких технологий можно посмотреть "с высоты": некоторые из важнейших ее узлов находятся в местах, уязвимых к стихийным бедствиям или геополитическим потрясениям, напоминает Vox.

Завершая разговор о Тайване, нужно сказать, то перед ним очевидна перспектива и "геополитического землетрясения". Потенциальное вторжение Китайской Народной Республики (материкового Китая). Это чревато не только разрывом цепочек поставок и убытками компаниям, которые полагаются на островное производство микросхем: по оценкам Bloomberg, мировой ВВП в таком случае может упасть на 10%, а Китай при условии успеха получит едва ли не самый ценный рукотворный ресурс в мире. Если же тайваньские заводы по производству микросхем будут разрушены, то, по некоторым оценкам, ущерб мировой экономике может сравниться с последствиями Великой депрессии.

Но Тайвань не единственный критически важный узел технологического производства, расположенный в рискованной части света.

Южная Корея является, вероятно, вторым по значению производителем полупроводников после Тайваня, с 60%-й долей рынка чипов памяти, используемых в ПК и смартфонах, и остается домом для Samsung. Она не только граничит с ядерной Северной Кореей, диктаторский режим которой не нуждается в представлениях, но и находится под угрозой штормов и наводнений.

Япония до сих пор удерживает около 10% мирового рынка полупроводников. А там высокие риски стихийных бедствий — землетрясений, извержений вулканов, цунами и тайфунов. Плюс она не сможет остаться в стороне в случае войны в Корее или на Тайване.

Наконец, США, которые хоть и перенесли мощности за границу (это пытается исправить администрация Джо Байдена), остаются интеллектуальным центром мировых технологий, а Кремниевая долина расположена на нескольких крупных линиях разломов, поэтому большое землетрясение там — вопрос времени.

Нет сомнений, что глобальная цепочка поставок технологического производства будет оставаться хрупкой и уязвимой к стихийным бедствиям и геополитическим катаклизмам. И к таким рискам нужно готовиться, как Тайвань десятилетиями готовился к большим землетрясениям.

Глобальный "хребет" интернета на миллиарды долларов

После атак хуситов, повредивших оптоволоконные кабели в Красном море и вызвавших перебои с интернетом, внимание мировых медиа приковано к подводным магистралям передачи данных. Выходит, это слабое место нашей цифровой эпохи? Доцент по кибербезопасности и компьютерным наукам в Квиннипианском университете Робин Шато напоминает, что да, "подводные кабели — это невидимый хребет глобального интернета". В блоге на The Conversation, который так и называется, он утверждает, что процесс укладки этих кабелей может длиться "месяцы или даже годы", а потому угроза их умышленного повреждения — особенно со стороны национальных государств — очень серьезна. Даже выведение из строя части из 485 подводных коммуникационных кабелей, соединяющих все обитаемые континенты, может привести к глобальным проблемам, потому что под водой передаются 95% всех данных в мире. По мнению ученого, для обеспечения надежности сети кроме усиления мер безопасности собственно в водах нужно больше полагаться на спутниковых операторов. В то же время автор признает, что "подводные кабели, вероятно, продолжат передавать подавляющее большинство мирового интернет-трафика в обозримом будущем".

После этих данных как не пролить свет и на сам рынок подводных кабелей? Тем более что он почти никогда не попадает СМИ. Между тем, недавно вышел отчет Submarine Cable System Global Market 2024, в котором объем рынка оценивается в $18,8 млрд по состоянию на 2023 г. и ожидается его рост до $20,5 млрд в 2024 г. и далее до $33,3 млрд в 2028 г. со среднегодовым темпом +13%.

Таким радужным перспективам рынок обязан растущему спрос на высокоскоростную связь для таких потребностей, как облачные вычисления, потоковое видео, онлайн-игры, интернет вещей и т. д. В то же время приведенные числа касаются всего рынка, который, кроме подводных коммуникационных кабелей (для связи), охватывает и силовые кабели (для передачи электроэнергии). Поэтому растущие инвестиции в оффшорные ветроэнергетические проекты также создают спрос на подводные системы.

В общем этот рынок высококонкурентный. Ключевые игроки — компании Nexans, NKT, General Cable, Furukawa Electric, Alcatel Lucent, TE Connectivity и NEC Corporation — предлагают подводные кабельные решения для телекоммуникационной, нефтегазовой и возобновляемой энергетики. А в географическом разрезе наибольшую долю рынка занимает Азиатско-Тихоокеанский регион.

Кстати, внешние угрозы, с которых мы начинали рассказ, даже стимулируют рост рынка — подводные системы становятся более устойчивыми и надежными.

"Клуб самых богатых" в разных странах

В фокус многочисленных экономических исследований и дискуссий попадает так называемый "один процент". Речь идет о когорте самых богатых людей. Но 1% — это относительная величина. Итак, в разных странах речь идет о совершенно разных по состоянию богачах.

Консалтинговая компания компании Knight Frank, на которую ссылается Statista, недавно исследовала, сколько чистого богатства нужно иметь человеку, чтобы считаться частью 1% самых состоятельных людей в своей стране. Результаты очень отличаются:

Несмотря на то, что Китай трансформировал экономику в сторону отраслей, генерирующих высокую добавленную стоимость, в нем статуса миллионера вполне достаточно, чтобы попасть в верхний 1% самых богатых людей.

Совершенно иная ситуация в известных финансовых и оффшорных центрах. Например, в Швейцарии в 1% попадают лишь те, чье состояние стартует от $8,5 млн. А в крошечном Монако только $12,9 млн достаточно, чтобы присоединиться к "клубу 1%". Среди крупных стран высокий порог для перехода в этот "клуб" в США — $5,8 млн.

Впрочем, это совсем не простой показатель. И, например, очень низкая планка для перехода в "клуб богатейших" не обязательно означает эгалитарный характер страны. Показательный пример Индии: в 2020 г. здесь причисляли к 1% наиболее состоятельных даже тех граждан, чье состояние составляло лишь $60 тыс. Впрочем, с населением в 1,4 млрд даже 1% населения Индии — это 14 млн человек. А это может означать, что экстремальное богатство просто сосредоточено у 0,1% самых богатых (другие данные о распределении заработка индийцев косвенно подтверждают это мнение).

Роберт Шиллер советует запастись надежными бумагами

В этом году мировые биржи стремительно растут, особенно благодаря технологическим компаниям, извлекающих пользу из развития Искусственного интеллекта (ИИ). Как всегда в таких ситуациях, пока многочисленные инвесторы надеются на дальнейший подъем и вкладываются в акции и фонды, появляются скептики, которые прогнозируют быстрый обвал рынков. В арсенале последних весомый аргумент: акции компаний растут преимущественно более быстрым темпом, чем их прибыли. Так было, например, в конце 90-х, накануне так называемого краха доткомов. Развернутся ли биржи даже в ближайшее время, ни один аналитик не скажет точно. Но если кто и знает больше других, так это Роберт Шиллер, профессор экономики Йельского университета, нобелевский лауреат по экономике, который в середине "нулевых" спрогнозировал кризис на американском рынке недвижимости за год до его начала.

В центре научных интересов Шиллера именно исследование поведения инвесторов. Он анализировал данные американского рынка акций за последние 150 лет и сейчас не снимает руку с пульса бирж. Для оценки рынков Шиллер много лет публикует собственный коэффициент "цена/прибыль с поправкой на цикличность" (на английском — CAPE или Shiller ratio), что означает отношение текущей капитализации рынка акций к среднегодовой прибыли соответствующих компаний за последние 10 лет с поправкой на инфляцию — чем выше результат, тем больше вероятность финансового пузыря… Вот данные CAPE для американского рынка акций (индекс S&P 500):

www.multpl.com/shiller-pe

А вот и комментарий самого Шиллера о современном положении дел на биржах: "Если принимать во внимание ежемесячные данные с поправкой на инфляцию, то, кажется, S&P 500 сейчас находится на рекордно высоком уровне", — Шиллер говорит "кажется", потому что цены на акции меняются мгновенно, а вот уровень потребительских цен рассчитывается с отставанием во времени. Комментарии нобелевского лауреата на этой неделе опубликовала New York Times. Среди прочего, Шиллер считает, что американский фондовый рынок переоценен в исторической перспективе, а его доходность будет ниже в течение следующего десятилетия по сравнению с предыдущим. Когда же цены на акции значительно опережают прибыль компаний, в конце концов наступает расплата. Экономисту это напоминает тот самый бум доткомов и даже ралли 1920-х гг. — в каждом случае инвесторы слишком увлеклись новой технологией — интернетом и радио соответственно. Ну а сейчас драйвером положительных настроений стало развитие ИИ. Поэтому для долгосрочных инвесторов (на десятилетия вперед) важно диверсифицировать активы, например, через дешевые индексные фонды.

Профессор Шиллер говорит, что не существует надежного способа прогнозирования падений рынка или долгосрочных доходов, но разумно соблюдать осторожность с деньгами, поэтому лучше предусмотреть в портфелях место для высококачественных корпоративных и государственных облигаций, которые, скорее всего, сохранят стоимость в худшие времена.

Молодежь не проходит финансовый ликбез (опыт Швеции)

В Швеции ученые попросили 2050 молодых людей в возрасте 18-29 лет ответить на вопросы об их психическом здоровье, финансовом положении и основных финансовых терминах. Выяснилось, что только один из пяти респондентов дает корректные ответы на все три ключевых вопроса: об инфляции, процентных ставках и диверсификации рисков.

"Несмотря на то, что вопросы были очень простыми, только 20% ответили на них правильно. Более 20% ответили на все вопросы неправильно. Только треть правильно ответила на вопрос об инфляции", — заключает Генрик Левинссон, старший преподаватель психологии в Лундском университете.

Учитывая статистические данные, исследователи констатируют, что среди шведов уровень знаний в этой сфере всегда был довольно низким, но отмечают, что именно сегодня это вызывает наибольшее беспокойство, учитывая, как легко стало взять кредиты. Вывод: очень важно начать больше говорить о "финансовом здоровье" и обучать финансовой грамотности, чтобы уменьшить риск чрезмерной задолженности на раннем этапе жизни и предотвратить развитие психических заболеваний, тесно связанных с накоплением долгов. А ключевую роль в этом должны сыграть школы, считают в университете Лунда.

Эта тема, вероятно, не менее актуальна для Украины. Как известно, в нашу школьную программу с 2025/2026 гг. планируется включить обязательный предмет "Предпринимательство и финансовая грамотность" для учащихся 8-9 классов. И НБУ в прошлом году провел собственные опросы молодежи (школьников и студентов) по финансовой грамотности. Впрочем, вопросы были слишком сфокусированы на аспекте сбережений, а собственно понимание подростками экономических терминов, таких как инфляция, можно оценить только косвенным образом. Так, оказывается, респонденты очень интересуются, как защитить сбережения от инфляции (54% студентов и 43% учащихся), однако хранят средства преимущественно в наличных. Из этого можно делать определенные выводы о низком уровне финансовой грамотности. Но, чтобы глубже вникнуть в проблему, нашим исследователям следует перенять опыт шведских ученых.