У світі про економіку. Тарифна формула Трампа, рекорди найбагатших та малий плагіат у великій політиці

Пять тем, которые мы не могли пропустить

Дональд Трамп, Ілон Маск і Марк Карні

В каждой стране своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Мы снова выбрали несколько зарубежных публикаций последних дней и приводим их в пересказах на одной странице — самую суть.

Тайная формула тарифов Трампа

Детективная история с модной концовкой пронизала тему "ответных тарифов", которые в четверг анонсировал президент США Дональд Трамп против большинства стран. Как известно, все началось с выступления в Розовом саду Белого дома, когда он представил таможенные ставки для торговых партнеров на огромных табличках (об этом мы публиковали подробную аналитику). Но как формировались новые тарифы, призванные потрясти мир?

Стартовая версия Трампа. Как легко увидеть на фото выше, напротив каждой страны проставлены два значения — собственно ставка так называемого "ответного тарифа" (reciprocal tariff) в крайней желтой ячейке и еще одно число рядом — в голубой. Название голубой колонки "Тарифы, введенные против США" с припиской "включая манипуляции с валютой и торговыми барьерами" сообщает, что в Вашингтоне прибегли к странной схеме расчета. Сначала определили тариф, которым якобы облагает американские товары каждая страна — торговый партнер. Потом просто поделили эту ставку партнера на два, округлили — и вот вам новый тариф от Штатов. Например, аналитики Трампа оценили пошлины Евросоюза на продукцию из США в 39%, а затем наложили ответный тариф вдвое ниже — по ставке 20%. Ну а против стран, имеющих сбалансированную или дефицитную торговлю с США (что нравится Трампу) ввели базовый 10%-й тариф.

Первое разоблачение. Но, похоже, все это оказалось пылью в глаза. Некоторые экономисты, прежде Джеймс Суровецкий, раскопали настоящую методику, по которой у Трампа рассчитали новые тарифы. Она оказалась очень простой, а Белому дому ничего не оставалось, как показать действительную формулу. Однако ее усложнили ненужными символами, поэтому объясним на словах.

Сравним США и страну N. Если в США есть дефицит торговли товарами — записываем его в числитель, а весь объем импорта США из этой страны — в знаменатель. Делим. Округляем. Полученное число снова делим на два и переводим в проценты. Возьмем тот же пример. США имеют дефицит торговли товарами с ЕС в $236 млрд, а импортируют оттуда на $606 млрд. Следовательно, $236 млрд / $606 млрд = 0,39. Теперь снова делим 0,39 / 2 = 0,195. Наконец, округляем и переводим в проценты — получаем официальный тариф 20%. Так же рассчитываются ставки и для других стран. Если же у США нет дефицита в торговле товарами со страной N, то просто вводим для нее 10%-й тариф (есть несколько исключений).

Но на этом история не заканчивается.

Второе разоблачение. Скептики заинтересовались, кто же мог придумать такую простую, но невиданную ранее формулу расчета тарифа. Ответ оказался в духе времени. Да, почти наверняка, автором был искусственный интеллект (ИИ). The Verge описывает результаты экспериментов пользователей X. Они спросили ChatGPT, Gemini, Claude или Grok о "простом" способе решить торговый дефицит и поставить США в "равные условия" с торговыми партнерами. И все эти ИИ-модели с изумительной последовательностью выдали варианты формулы "дефицит поделить на экспорт".

Неслыханное падение: Штаты тянут вниз фондовые рынки мира 

В конце недели время сделать первый "снимок" реакции рынков на тарифную войну Трампа. За два дня — 3 и 4 апреля — американский фондовый рынок потерял $6,6 трлн, что стало рекордным снижением стоимости акций за всю историю. Так, ключевые американские индексы — S&P 500, Russell 2000, Dow Jones IA, Nasdaq Composite — в последние рабочие дни текущей недели теряли по несколько процентов. Если же говорить о почти 2,5 месяца с начала второй президентской каденции Дональда Трампа, то с фондового рынка было "вымыто" $11,1 трлн, сообщает Market Watch со ссылкой на Dow Jones Market Data.

Резко упали и акции по всему миру, потому что последствия решения Трампа будут ощутимы везде — от Китая до Европы, пишет Statista и добавляет красноречивую инфографику, которая иллюстрирует, нисходящие тенденции на крупнейших фондовых рынках: США, Великобритании, Китая, Канады, Канады, Японии и Европы. Примечательно, что больше всего обваливается именно американский рынок.

Изменение ключевых фондовых индексов мира с 17 января по 3 апреля 2025 г, %

За кулисами рейтинга богатейших

Публикация журналом Forbes обновленного рейтинга самых богатых людей, как всегда, получила широкий резонанс в мировых и украинских СМИ. Произошли изменения в первых рядах, но всех топовых миллиардеров во главе с Илоном Маском, занявшим первое место с $342 млрд, мы давно знаем, а также понимаем, почему именно владельцы бигтеха нарастили состояние после года большого подъема бирж на глобальном энтузиазме относительно будущего искусственного интеллекта.

Поэтому мы предлагаем отойти от персоналий и посмотреть на верхушку глобального предпринимательства общим планом. Инфографика Chartr, основанная на ежегодных рейтингах Forbes, показывает, что сейчас в мире рекордное количество долларовых миллиардеров (3028) и они в совокупности располагают рекордным состоянием ($16,1 трлн):

Количество долларовых миллиардеров в мире и их совокупное состояние

Среди инсайтов, оставшихся "за кулисами" инфографики: впервые три человека имеют состояние свыше $200 млрд (Илон Маск, Марк Цукерберг и Джефф Безос), а двенадцать людей входят в "десятизначный" клуб (состояние в $100+ млрд), в котором еще в 2017 г. не было никого. И еще один любопытный факт: в 2010 г. в рейтинг миллиардеров Forbes входил только 1001 человек во главе с мексиканским магнатом Карлосом Слимом с $53,5 млрд, но сейчас такая сумма позволила бы занять лишь 30 позицию топа (на самом деле у Слима $82,5 млрд и 19 место). Итак, с 2010 г. количество участников рейтинга Forbes выросло более чем в три раза, а общий объем их коллективного богатства — вчетверо.

Аграрное сражение за Африку

Российское вторжение в Украину, как известно, пошатнуло глобальный рынок продовольствия, став причиной перебоев с едой в Африке и инфляции во многих уголках мира. Издание Post Factum дает возможность комплексно и несколько отстраненно взглянуть на ситуацию в современном срезе. Авторы приводят разноплановую аналитику об основных экспортерах, импортерах, ценовых тенденциях (см. график) в этой области и наиболее зависимые от импорта продовольствия страны.

Мировые цены на продовольствие и зерновые в 2017–2024 гг.

Мировые цены на продовольствие и зерно в 2017–2024 гг.

Подробнее остановимся на самом интересном (хотя и неутешительном) для нас фрагменте: как вторжение России в Украину повлияло на рынки нашей агропродукции в Африке.

Так, отношения между Россией и африканскими странами в 2022 г. стали напряженными, потому что многие из них полагались на украинское зерно. Однако по состоянию на сегодняшний день Россия увеличила собственные поставки в регион, в частности, в Алжир, Буркина-Фасо, Центральноафриканскую Республику, Эритрею, Мали и Зимбабве. Еще часть покупателей украинского зерна, столкнувшись с перебоями в поставках, нарастила заказы риса из Индии (которая вовремя сняла ограничения на экспорт этого продукта), Евросоюза и США. (При этом некоторые африканские страны, такие как Сенегал, Кения, Гана и Тунис, все же осудили российское вторжение и сблизились с Западом.) Китай также воспользовался ситуацией и укрепил свое влияние в Африке через программы продовольственной помощи и сельскохозяйственные контракты, усилив геополитическую конкуренцию как с Россией, так и с Западом.

О конкуренции чужими словами: скандал с "плагиатом" премьера Канады

В Украине, к сожалению, стали привычными скандалы из-за академической недобросовестности в виде плагиата в диссертациях. Никого не удивишь даже списанными работами министров. Но в конце марта произошло почти невероятное — в плагиате обвинили премьер-министра Канады! Новый глава правительства, либерал Марк Карни, который в конце апреля поведет свою партию на парламентские выборы, по утверждению консервативного издания The National Post, списал 10 фрагментов диссертации от 1995 г., точнее процитировал других авторов без надлежащих ссылок. Что особенно интересно в контексте нашей рубрики то, что диссертация мистера Карни подавались к защите в Оксфорде на соискание докторской степени по экономике. Эта 300-страничная работа называлась "Динамическое превосходство конкуренции" (The Dynamic Advantage of Competition). Сам премьер Канады уже опроверг плагиат.

Но о чем конкретно идет речь. Не ждите простыни текста с выделенными желтым повторами, как в анализе работ некоторых наших "ученых". Вот, к примеру, Карни в диссертации пишет: "Во-первых, государственное вмешательство может препятствовать международной конкуренции и искусственно поддерживать внутренние прибыли" и затем добавляет: "Во-вторых, в отрасли или экономике, где многие фирмы придерживаются стратегии сбора урожая, фирмы могут поддерживать прибыльность, даже если они теряют конкурентоспособность". И это почти точные совпадения с отрывками из книги выдающегося американского экономиста Майкла Портера "Конкурентные преимущества стран" (1990 г.), который здесь не указан. В то же время сама работа Портера в диссертации Карни, по словам его научного руководителя и даже критиков-разоблачителей, упоминается много раз.

Еще пример. Карни пишет: "Этот аргумент предполагает, что акционеры несовершенно информированы и что временно низкие доходы могут привести к тому, что акции будут недооценены, увеличивая вероятность поглощения по невыгодной цене". Это похоже на переписанную цитату (но без кавычек и ссылки) из более ранней статьи экономиста из Гарварда Джереми Стайна для Journal of Political Economy, а именно: "Если акционеры несовершенно информированы, временно низкие доходы могут привести к тому, что акции станут недооцененными".

Итак, мы видим уровень претензий. По сути, речь идет о дубляже одного-двух предложений с незначительными изменениями. И так десять раз на 300 страниц. Считать ли это плагиатом, да еще и влияющим на научную новизну работы?

За ответом мы обратились к аналитике специализированного сайта Plagiarism Today.

"В общей сложности обвинения по диссертации Карни охватывают чуть более 200 слов… Это составляет примерно 0,21% от общего объема диссертации. Поэтому с обвинениями есть серьезные проблемы. Контента чрезвычайно мало. Любое количество плагиата — плохо, но даже если мы примем все эти примеры как вопиющий плагиат, они все равно составят менее одного процента всей работы. Это вряд ли является доказательством того, что диссертация является продуктом копипаста", — отмечает консультант по авторскому праву и плагиату в CopyByte Джонатан Бейли.

Более того, по мнению эксперта, даже приведенные примеры "относятся к очень коротким отрывкам, которые могут быть совпадением".

"Хотя некоторые отрывки явно свидетельствуют о проблемах с перефразированием и нецитированным текстом, количество скопированного текста и наличие цитат [имеются в виду ссылки на работы авторов, которых Карни якобы плагиатит, только в других местах диссертации, — "ДС"] смягчают тяжесть проступков. Как и в других случаях, это скорее можно объяснить небрежностью, неудачной перефразировкой и ошибками в источниках, чем злонамеренным плагиатом", — констатирует Бейли.

Он также напомнил, что в последние десятилетия обвинения в плагиате стали использоваться в качестве оружия в большой политике. Например, в США от них (независимо от серьезности претензий) страдали руководители университетов, связанных с программами разнообразия, равенства и инклюзии. Даже президенты Барак Обама и Джо Байден, вице-президент Камала Харрис, сенаторы Джон Маккейн и Джон Волш, государственный секретарь Марко Рубио, первая леди Мелания Трамп — все они сталкивались с обвинениями в плагиате. Похоже, теперь это оружие перенесли через границу США на север.