В мире об экономике. Оборонные стартапы в Кремниевой долине, "потерянное десятилетие" Китая и инклюзивная замена ВВП
Пять тем, которые мы не могли пропустить
В каждой стране своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Мы снова выбрали несколько зарубежных публикаций последних дней и приводим их в пересказах на одной странице — самую суть.
Кремниевая долина оценила оборонные стратапы
В фокусе нашего внимания — развитие военно-промышленного комплекса в разных регионах мира. Мы регулярно освещаем важнейшие исследованиях и публикациях СМИ, касающихся расходов на оборону США, Китая или стран Европы, и новости самых мощных глобальных производителей оружия. Однако инновации рождаются и в сегменте стартапов. Вместо создания массивных, сложных систем вооружений, они сосредотачиваются на более дешевом оружии и беспилотниках, которые можно быстро производить в больших масштабах. Издание Financial Times пишет, как в Кремниевой долине поворачиваются лицом к милтеху.
Произошло знаменательное событие: Y Combinator, инкубатор стартапов из Сан-Франциско, запустивший Airbnb, Reddit, Stripe и Coinbase, впервые поддержал оружейную компанию. Речь идет об Ares Industries, которая только недавно презентовала разработки своих "недорогих крылатых ракет". Утверждается, что такие противокорабельные ракеты стоимостью $300 тыс. будут "в 10 раз меньше и в 10 раз дешевле", чем современные альтернативы. Стартапу, похоже, удалось убедить калифорнийских инвесторов, что разработка будет иметь большие перспективы в современных войнах, утверждая, что сегодняшнее американское оружие слишком большое и дорогостоящее для таких длительных и интенсивных боев, как в Украине.
Поскольку Y Combinator — один из самых известных бизнес-инкубаторов технологической направленности (исторически поддерживавший стартапы в сфере ПО, e-commerce финтеха), издание делает вывод, что в Кремниевой долине меняют отношение к оборонной промышленности. Похоже, технологические инвесторы отвергли красные линии против инвестиций в военную технику.
Речь идет не только об описанном случае, а росте ряда инновационных компаний, стремящихся обновить американский арсенал. К примеру, в этом месяце Anduril Industries, самый известный стартап в сфере оборонных технологий, привлек $1,5 млрд на ускорение производства автономного оружия для вооруженных сил США и их союзников. Эту инвестицию сделала Peter Thiel's Founders Fund, одна из первых крупных венчурных фирм, которая стала инвестировать в оборонные технологии. Издание перечисляет и другие известные компании, которые в последнее время начали вкладываться в оборону и вооружение. Среди них и Mach Industries, которая поддерживает производителя беспилотников Neros, планирующего увеличить поставки квадрокоптеров в Украину для сбора данных, разминирования и наступательных миссий.
"Четыре D": ключевые проблемы Китая угрожают "потерянным десятилетием"
Проблемы в китайской экономике, которая выросла во II квартале 2024 г. "лишь" на 4,7%, не дают спокойно спать предпринимателям и аналитикам со всего мира. О кризисе на рынке недвижимости, росте долговой нагрузки и замедлении потребительского спроса в КНР регулярно пишут все деловые издания. Однако в The Telegraph на этой неделе вышла обширная статья с емким описанием ключевых вызовов и прогнозами на будущее для второй экономики мира. И некоторые ключевые тезисы от старшей научной сотрудницы Council on Foreign Relations Зонгюань Зои Лю заслуживают особого внимания.
Она считает, что Китай рискует быть вовлеченным в "замкнутый круг" падения цен, закрытия заводов и сокращения рабочих мест, что приведет к "потерянному десятилетию" в японском стиле. Ученая предлагает простую мнемотехнику для запоминания ключевых проблем Китая — это "четыре D": debt (долг), demand (спрос), demographics (демография), decoupling… (оторванность от остального мира).
Сейчас цены в Китае, можно сказать, топчутся на месте, а рост доходов домохозяйств практически остановился. На фоне падения рынка недвижимости (а состояние большинства людей связано с их домами) становится понятно, почему китайцы не мотивированы на потребление. Правда, в стране, особенно среди молодежи, распространена тенденция переходить на домашние бренды, но это не только из-за патриотизма, но и простого от желания сэкономить.
Между тем МВФ прогнозирует, что темпы экономического роста Китая, вероятно, замедлятся до 3+% к концу десятилетия именно из-за более слабого внутреннего спроса. Как это расценивать? С одной стороны, 3% от $18-триллионной экономики — это все еще очень большой рост в абсолютном выражении. Но вопрос не только в размере, но и в движущих силах экономики, отмечает Лю: "Проблемы возникают тогда, чтобы достичь такого роста, приходится брать долги, углублять структурные дисбалансы и жертвовать геополитическими интересами. Поэтому вопрос не в том, насколько Китай вырастет в ближайшие годы, а в том, какой ценой".
Следовательно, новая тенденция к бережливости во второй экономике мира рискует оказаться только прелюдией "потерянного десятилетия".
Французское дело против Дурова задело американский бигтех
Среди многочисленных обвинений, выдвинутых во Франции основателю Тelegram Павлу Дурову, одно вызвало волнение в Кремниевой долине, пишет NYT. Речь идет о том, что онлайн-платформа предоставляла криптографические услуги без лицензии. Американские технологические компании, в частности Signal, Apple и WhatsApp (принадлежащая Meta) также предоставляют услуги по обмену зашифрованными сообщениями и даже выступают вместе против правительств, когда те пытаются ограничить технологии, обеспечивающие цифровую конфиденциальность пользователей.
Однако означает ли это, что им придется объединиться вокруг Telegram и Дурова? Это сложный вопрос, потому что у американских компаний есть еще один повод для волнения. Громкие обвинения против Дурова превратили Telegram в публичный образец приложения для обмена зашифрованными сообщениями. Но такой пример может подорвать доверие к технологии, так как в отличие от WhatsApp, Signal и iMessage от Apple, где шифрование происходит по умолчанию, Telegram требует вручную включить его с помощью труднодоступных настроек в приложении. Эксперты также подвергают сомнению качество шифрования в Telegram.
Пока что CEO из Кремниевой долины внимательно следят за делом Дурова, ожидая следующих шагов французских властей. Однако если эта история будет раскручиваться и шифрование окажется в центре внимания в деле Дурова, то компании Кремниевой долины могут наконец выступить в защиту приватных сообщений, даже если придется объединиться вокруг несовершенного мессенджера Telegram, заключает издание.
Трудовая жизнь становится дольше: сколько лет работают европейцы
В дискуссиях о социальной сфере политики и эксперты регулярно возвращаются к теме, сколько лет должен работать человек. В том числе и от этого зависят политические решения, определяющие расчет пенсий самих работников или даже высоту планки пенсионного возраста. В качестве аргумента иногда упоминается опыт европейцев. А что там у них на современном срезе?
Вот диаграмма European Correspondent об ожидаемой средней продолжительности рабочей жизни в годах для жителей 33 стран Европы:
Как видим, в среднем в ЕС люди работают по 36,9 года (и показатель растет: десятилетие назад он составил 34,7 года).
Наибольшие разногласия мы видим, если рассматриваем Европу в целом. В то время как скандинавские государства и Нидерланды возглавляют список стран с самой долгой трудовой жизнью — более 40 лет, в Турции, Италии и Румынии она почти на 10 лет короче.
В дополнение к региональным различиям заметна разница между полами, потому что мужчины в ЕС, как правило, работают на 4,3 года дольше. Эстония и Литва — единственные страны, где этот разрыв обратный.
Стоит уточнить, что только по этим данным нельзя прогнозировать, сколько времени должны работать до пенсии граждане определенного государства — это зависит от количества и качества рабочей силы, средней продолжительности жизни, экономического развития, особенностей местного менталитета и политической жизни общества. Однако для полной картины следует знать общеевропейскую статистику.
Инклюзивное богатство как метрика экономического успеха
По состоянию на сегодня основной метрикой экономического успеха является рост валового внутреннего продукта (ВВП). Однако все чаще ВВП как показатель подвергается критике из-за того, что он не охватывает значительных побочных эффектов в виде изменения климата, загрязнения окружающей среды и вымирания видов. Да и сугубо экономически ВВП "не видит" некоторых видов деятельности, таких как домашний труд.
Ученые все активнее дискутируют об альтернативах. Недавно мы рассказывали о концепции doughnut economics ("экономика пончика"), которая акцентирует внимание на процветании в пределах возможностей Земли (учитывая проблемы неравенства, защиты живого мира, в целом социальные и экологические ограничения человечества).
Однако наибольшее распространение среди индикаторов, которые могли бы заменить ВВП, стал показатель инклюзивного богатства. Он определяет ценность созданных страной активов, генерирующих благосостояние, и измеряет, как они изменяются со временем. А именно:
- человеческий капитал: знание и навыки населения;
- производимый капитал: товары и услуги, созданные человеческими усилиями;
- природный капитал: сумма всех природных активов, которые дают людям благосостояние как сейчас, так и в будущем;
- социальный капитал: социальные сети, существующие в обществе.
Этот подход является хорошим способом измерения устойчивости экономического развития. Если инклюзивное богатство на душу населения растет, то увеличивается и будущее благосостояние населения.
Инклюзивное богатство измеряется с конца 1990-х Всемирным банком и с 2012 г. Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Но этот показатель до сих пор не имеет широкого практического применения из-за противоречий в методологиях расчета.
Экономисты Иоанн Маклафлин, Кристиан Дюкуан и Николас Хенли подсчитали, что, по данным ВБ, инклюзивное богатство на душу населения снижается в 20 странах, а по данным ЮНЕП — в 45. Более того, в 34 странах, где Всемирный банк фиксирует увеличение инклюзивного богатства из расчета на человека, ЮНЕП видит ухудшение по этому индикатору. В блоге The Conversation эти ученые приходят к выводу, что оба подхода имеют преимущества и недостатки (хотя методология СБ более прозрачна), но самое важное, чтобы исследователи наконец договорились об определенной стандартизации. Только после этого можно надеяться, что правительства примут на вооружение показатель инклюзивного богатства. А к этому нужно стремиться, считают экономисты, потому что измерение инклюзивного богатства является ключом к обеспечению устойчивого развития мира.