У Насирова хотят отобрать таможню

Депутаты предлагают создать Национальную таможенную службу Украины
Фото: Владислав Содель

Не успели стихнуть баталии вокруг принятия Налогового кодекса, как между парламентским комитетом по налоговой и таможенной политике и Минфином (читай — Администрацией Президента и правительством) начал назревать новый конфликт. На сей раз события разворачиваются вокруг таможни. Накануне запланированного визита в Украину технической миссии МВФ, которая намерена  проинспектировать таможенное направление, группа народных избранников зарегистрировала в Верховной Раде законопроект №3763 "О Национальной таможенной службе Украины". Документ предлагает развести таможенников и налоговиков, которые сейчас находятся под единой крышей Государственной фискальной служба (ГФС), и создать независимую таможенную службу, подчинив ее Минфину.

Реформирование налоговой и таможенной сферы — одно из условий получения Украиной второго транша МВФ. Но трансформацию ведомства в фонде представляют иначе, чем депутаты. По крайней мере, так утверждают чиновники в Кабмине, которые настаивают на дальнейшем слиянии налоговой и таможенной служб. "Яресько и Яценюк снова пугают депутатов МВФ. Но Международный валютный фонд требует от нас бороться с коррупцией, поэтому данный закон призван победить коррупцию на таможне", — заявил депутат от БПП Андрей Антонищак. Сейчас обе стороны ожидают, что миссия фонда скажет по этому вопросу.

Борьба за влияние на таможню обещает стать нешуточной. И это понятно — на кону не только контроль над официальными таможенными платежами, но и возможность контролировать неофициальные потоки. По словам бывшего куратора таможенного направления в ГФС Константина Ликарчука, организация и покровительство коррупционных схем дают возможность собирать "кеш" в размере 20—30% от общего объема таможенных поступлений в госбюджет. Есть и другие оценки — мимо казны проходит примерно половина средств, собираемых на таможнях. То есть коррупционные схемы приносят организаторам от 3 до 9 млрд грн. в месяц. А значит, кресло главы таможни вполне может стать весомым аргументом в Раде при торгах за голосование по важным вопросам.

Если, как хотел Кабмин, таможенную службу поглотит налоговая — таможни лишат статуса юрлиц и включат их в состав территориальных органов ГФС, — контроль над ними останется у главы фискальной службы Романа Насирова. Примечательно, что после увольнения в сентябре своего зама, курирующего таможню, Константина Ликарчука, Насиров не стал подыскивать нового человека, а взял это направление под личную опеку. В таком случае в выигрыше останется и Минфин: чем меньше самостоятельности будет у таможен, тем проще будет ими управлять, спуская планы и контролируя их выполнение.

Мимо казны проходит примерно половина средств, собираемых на таможнях. То есть коррупционные схемы приносят организаторам от 3 до 9 млрд грн в месяц

Сторонники создания Национальной таможенной службы приводят свои аргументы. "Отделение таможни от налоговой даст возможность построить современную европейскую таможенную службу, которая, кроме фискальной функции, будет уделять внимание двум другим задачам — обеспечению безопасности границ, чего от нас требует ЕС, а также содействию международной торговле", — заявил  "ДС" Константин Ликарчук. Правда, как эта задача будет реализована на практике, остается непонятным. "Законопроект №3763 не предусматривает никаких новых полномочий для таможни. В тексте изложены основные задачи, которые таможенные органы и сейчас выполняют в соответствии с Таможенным кодексом, а также полномочия, прописанные в Положении о Государственной фискальной службе", — говорит ведущий аналитик ОО "Публичный аудит" Владимир Тарчинский. Из новшеств он отмечает разве что появление Дисциплинарного устава (по сути, кодекса этики таможенника), несоблюдение которого может стать поводом для увольнения должностного лица.

Кроме того, служба получит своего руководителя и будет подчиняться непосредственно Минфину. Также предлагается возобновить деятельность Общественного совета и изменить принцип выплат социальной помощи в случае смерти или потери трудоспособности сотрудников. "Но никаких последствий для бизнеса от принятия документа не будет. Не поменяются ни таможенные процедуры, ни методы определения стоимости товаров, ни система постаудита... Изменится вывеска — была фискальная служба, а станет таможенная, сотрудники получат новые удостоверения. На этом все", — утверждает Владимир Тарчинский. Создание независимого органа без изменения системы таможенного контроля приведет к тому, что коррупция останется и будет процветать. Только теперь на финансовых потоках будет сидеть уже руководство Национальной таможенной службы.

Об очевидных вещах, которые могли бы победить злоупотребления, — оснащении сканерами всех пунктов пропуска через границу, максимальной компьютеризации всех процессов, широком внедрении системы постаудита (проверки субъектов внешнеэкономической деятельности уже после прохождения процедуры таможенного оформления товаров) и др. — дружно заявляли все руководители таможенного ведомства. Но на практике они не торопились реализовывать эти идеи. "При комплексном подходе вполне реально существенно сократить коррупцию на таможне в течение шести—девяти месяцев и обеспечить дополнительно порядка 100 млрд грн. в год поступлений в государственный бюджет страны", — уверяет Константин Ликарчук. Если это произойдет,  бизнесу будет абсолютно все равно, какой будет таможня — независимым органом или службой в составе ГФС.

Чего хочет Минфин

На базе рекомендаций МВФ правительством была разработана реформа ГФС. Она нашла свое отражение в законопроекте №2177а "О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно оптимизации территориальных органов Государственной фискальной службы". Этот документ предусматривает лишение всех 26 действующих таможен статуса юридических лиц и включение их в состав территориальных органов ГФС на правах структурных подразделений. Проще говоря, речь идет о ликвидации таможенной службы как самостоятельной структуры. В Минфине уверяют, что это уменьшит давление на бизнес и снизит уровень коррупции. Но благодаря чему это произойдет — непонятно. Если, к примеру, таможенный пост "Измаил" Одесской таможни ГФС станет называться таможенным постом Главного управления ГФС в Измаильском районе и будет напрямую подчиняться начальнику этого управления, такое реформирование вряд ли снизит коррупционные риски. Впрочем, до рассмотрения этого законопроекта на заседании ВР дело не дошло — его отклонил комитет по вопросам налоговой и таможенной политики.