Тюремная распродажа. Сможет ли Минюст заработать на местах не столь отдаленных

Министерство юстиции планирует выставить на продажу ненужные исправительные учреждения и заработать на реконструкцию тюрем и СИЗО

Денис Малюська во время мероприятия, посвященного началу большой распродажи тюрем, "Ирпенский исправительный центра (№ 132)" в пгт Коцюбинское

Большие планы

"Мы начинаем большую распродажу тюрем", — заявил министр юстиции Денис Малюська в видеоролике, в котором он рекламирует первый запланированный для продажи объект пенитенциарной системы. Говорил он об этом давно, но только сейчас решил выставить на торги Ирпенский исправительный центр в г. Коцюбинское (Киевская обл). Денис Малюська расхваливает преимущество исправительного центра: от него до границы Киева – всего 2,8 км, площадь составляет около 8 га, на земельном участке есть системы энергоснабжения и коммуникации.

По словам министра, после этого лота, который планируется на аукцион в ближайшие несколько недель, последует массовая распродажа недвижимости пенитенциарной системы – учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, исправительных центров.

Малюська пояснил, что на балансе Минюста сегодня находится 27 подобных объектов, которые "заморожены" и не используются по назначению, но при этом государство тратит огромные средства на их содержание и охрану. Например, Ирпенский исправительный центр обходится ежегодно в "десятки миллионов гривень".

Деньги от распродажи тюремного "неликвида" Минюст планирует направить на перестройку и реконструкцию действующих учреждений, постройку новых, а также – в государственный бюджет. Для того, чтобы выручить за тюремные площадки как можно больше денег, они будут выставляться на аукционы – кто больше заплатит, тот и купит. Пока что министр не решился спрогнозировать, сколько денег Минюст сможет выручить за Ирпенский исправительный центр: "Какая будет стоимость – покажет рынок".

Попытка изыскать средства для оптимизации и реконструкции учреждений пенитенциарной системы предпринимается властями не впервые. Еще в июне этого года депутаты внесли в Верховную Раду законопроект №3591, принятие которого позволило бы Минюсту целенаправленно использовать 70% средств, вырученных от продажи лишней недвижимости, на строительство новой и реконструкцию старой инфраструктуры пенитенциарных учреждений. "В бюджете средств на тюремную реформу нет, поэтому источники финансирования мы находим самостоятельно, откуда и все последние инициативы: платные камеры, частные СИЗО и распродажи тюрем", — пояснил тогда министр.

Однако комитет по вопросам бюджета Верховной Рады уже в конце июля вернул этот законопроект обратно его авторам. Главное научно-экспертное управление парламента отметило тогда, что нет ничего плохого в том, чтобы направлять часть денег, вырученных от продажи учреждений, на реконструкцию. Но указало, что поступления от продаж будут несистематичными. К тому же депутаты не привели никаких расчетов – сколько средств можно выручить от продажи и сколько их необходимо для выполнения задуманного.

Обширное хозяйство

Но у Минюста, тем не менее, большие планы по наведению порядка и переустройству своего тюремного хозяйства. Согласно утвержденному в 2017 г. перечню, тюремные активы насчитывают 183 объекта по всей Украине. В то же время по данным Департамента по вопросам исполнения наказаний, у Минюста уже простаивают 27 учреждений исполнения наказаний, еще 9 планируется закрыть в 2020 г., а если Верховная Рада примет законопроект "Об альтернативных мерах наказания", то это позволит сократить количество правонарушителей, которых нужно содержать за решеткой, и, следовательно, высвободит еще 12 исправительных центров.

Однако сомнительно, что Минюсту удастся заработать астрономические деньги на распродаже подобных объектов. Ирпенский исправительный центр потенциально может принести хорошую выручку – он расположен в непосредственной близи от столицы, и в городке, где ведется активное строительство новых жилых комплексов и есть спрос на жилую недвижимость. Однако в том же Коцюбинском полно простаивающих участков промышленного назначения, которые могут составить ему конкуренцию. К тому же застройщики, специализирующиеся на возведении жилья, как правило, не покупают землю в собственность, а берут ее в аренду у местных властей.

Что до остальных исправительных центров, которые Минюст планирует выставить на продажу, то они располагаются преимущественно в небольших городках, где слабый спрос на землю и, соответственно, низкие цены на нее. Сомнительно, что инвесторы будут готовы с руками-ногами оторвать на аукционах бывшую Дубенскую исправительную колонию в Ривненской области, где 2 га земли можно приобрести за $80 тыс. или Белозерскую исправительную колонию №105, расположившуюся в селе в 20 км от Херсона. К тому же здания этих учреждений, построенных еще в советское время, если и пригодны для дальнейшего использования, то наверняка нуждаются в серьезном ремонте.

Еще одной жемчужиной тюремного хозяйства Минюста является Лукьяновский следственный изолятор (СИЗО), на него у министра также большие планы. Он действительно расположен в очень удачном месте – всего в 4 км от Крещатика. Разговоры о "расселении" Лукьяновского СИЗО ведутся уже давно, но дело пока не сдвинулось с мертвой точки. Денис Малюська уже предлагал сделать из изолятора отель, стилизованный под тюрьму. Однако сомнительно, что это – реалистичный план, поскольку приведение в жилое состояние (как для туристов, а не подозреваемых) зданий, построенных еще в позапрошлом веке, потребует просто-таки астрономических затрат. И наверняка инвестиции, вложенные в отель "Дед Лукьян", не окупятся никогда.

Кроме того, следственные изоляторы потому и располагаются, как правило, в центральной части городов, поскольку оттуда намного проще и быстрее доставлять арестантов на судебные заседания.

Поэтому Лукьяновское СИЗО для его нынешнего владельца может оказаться чемоданом без ручки – выбросить нельзя, а использовать на другие цели, кроме как содержать подследственных, не на что. К тому же это СИЗО – архитектурная памятка 1840 г., и для того, чтобы его снести и построить на этом место что-то новое, нужно разрешение властей.