Переписать на кота в мешке. Кто подскажет Зеленскому, что бороться с рейдерством нужно по системе Торренса
Регистрация и еще раз регистрация
Президентский указ содержит не так конкретные механизмы по борьбе с рейдерством, как названия тех документов, которые лишь предстоит разработать. То есть обрисован лишь контур мешка "подарков для инвесторов", но еще никто не знает, какой "кот" туда будет помещен. Миссия и философия указа вполне понятна и не может не приветствоваться предпринимательскими кругами страны - это прежде всего защита владельцев бизнеса, противодействие любым попыткам лишить их титулов собственности и, в итоге, создание в Украине "тихой гавани" для глобальных и внутренних инвестиций во всех сегментах их реализации, включая транснациональные, большие, средние и малые.
В Офисе президента озвучили ужасающую цифру: по разным оценкам, за последние шесть лет произошло более 3000 захватов чужого бизнеса, то есть по 500 "успешных" рейдерских атак в год. Еще есть вопросы относительно того, почему Украина ежегодно привлекает прямых иностранных инвестиций на сумму немногим более $2 млрд, в то время как Казахстан - $18 млрд, а Эфиопия - $10 млрд.
Проблема заключается в том, что Украина видела большое количество законов, указов, постановлений, инициированных всеми ветвями власти, и даже специальные судебные разъяснения касательно борьбы с рейдерством. Причем на этой ниве "отметились" практически все президенты, если не считать первого. Эта "борьба" уже давно превратилась в увлекательный "процесс" без желания получить финальный результат.
Но ни многочисленные "буллы" о защите бизнеса, ни создание координационных комитетов, ни запуск института бизнес-омбудсмена не помогли существенно улучшить ситуацию. Напротив, Украина, особенно в сегменте среднего аграрного бизнеса, превратилась в настоящее махновское "гуляй-поле", только вместо тачанок - "рендж роверы", а вместо рейдов по тылам "белых и красных" - зачистка урожая на чужих арендованных паях на основании, например, фальшивых договоров аренды.
Кроме того, нередки случаи завладения чужим недвижимым имуществом, и здесь речь даже не об инвесторах, а об обычных гражданах, которые в результате действия мошенников и "черных нотариусов с риелторами", лишаются порою единственного жилья. По мнению авторов указа, с этим поможет справиться более усовершенствованное программное обеспечение госреестров.
Предполагается создание некоего цифрового сита, с помощью которого госрегистраторы смогут осуществлять первичный мониторинг подозрительных имущественных транзакций в реестрах. Этим займется новый регистрационный бек-офис (что-то наподобие финансового мониторинга в банках, только в последнем случае речь идет о деньгах). Насколько такие инструменты подтверждения транзакций, как СМС-сообщение или мобильный код, смогут защитить от рейдерства - вопрос риторический.
Самое удивительное в рассматриваемом указе вовсе не это, а распоряжение Кабинету Министров в течение "трех месяцев" разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект, направленный на усиление гарантий защиты государством вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, защиту прав учредителей (участников) юридических лиц и противодействие рейдерству. В частности, данный законодательный акт должен включать в себя нормы касательно пересмотра структуры Государственного реестра имущественных прав, Единого реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей. Главные акценты - это создание "блоков" на пути получения контроля над предприятиями без ведома и согласия их собственников. Среди новаций - полноформатный запуск Единого реестра нотариальных действий и привычная диджитализация. Процесс регистрации предприятий должен-таки поместиться в смартфон.
Как при этом решить извечный дуализм или конфликт интересов, когда любое упрощение и "оцифровка" регистрационных сервисов неминуемо ведет к увеличению каналов для рейдерских атак, в документе не говорится.
На практике мы уже проходили ситуацию, при которой максимальное упрощение процедуры внесения изменений в уставные документы привело к тому, что, имея посредственный набор "оргтехники", можно было "переписать на кота" предприятие с активами на миллиарды гривень и, получив доступ с помощью новых цифровых ключей в электронном кабинете налогоплательщика, например, "использовать" в пользу фиктивных компаний налоговый кредит по НДС на сумму в десятки миллионов гривень.
Но даже не это удивляет в данном пункте указа, а его отсылка к Кабмину. Вряд ли нынешнее правительство будет корпеть над законодательной инициативой по поручению президента. Скорее всего - это первое послание правительству будущего, тому самому "экономисту с мировым именем", с которым уже сейчас, даже без формального объявления о монокоалиции, ведутся переговоры.
Наиболее важным пунктом указа является требование относительно запуска не позднее 2021 г. полноформатного Государственного земельного кадастра (ГЗК), что предполагает полное перенесение в его электронную базу всей информации по сделкам и земельным участкам, которые до 2013 г. фиксировались в специальном госреестре.
Указанный интервал приоткрывает занавес над интригой по запуску рынка земли: скорее всего, в конце года будет принято решение о его либерализации с отлагательным условием по запуску ГЗК, то есть реально рынок заработает в 2021 г.
Где легко, а где тяжело
Было бы большим преувеличением думать, что команда Зеленского приходит на выжженное регулятивное поле, где властвуют одни рейдеры-шакалы. В Украине уже заработал механизм онлайн-регистрации предприятий на основании так называемого "модельного устава", когда будущий владелец компании может сэкономить на регистрационных процедурах и воспользоваться услугами "Онлайн-дома юстиции" и веб-портала "Электронные услуги". Не выходя из офиса, можно заполнить все необходимые анкеты, выбрать необходимые коды КВЭД (классификатора видов экономической деятельности), подать заявку на регистрацию плательщиком единого налога и/или налога на добавленную стоимость. А выбор "модельного устава", который утвержден в системе юстиции, позволяет вообще не посещать центры предоставления админуслуг и зарегистрировать свой бизнес с помощью нескольких "кликов". Речь идет об обществах с ограниченной ответственностью, а это до 80% всех новосозданных субъектов хозяйствования. Кстати, над указанным проектом работало не только Госагентство по вопросам электронного управления, но и фонд "Восточная Европа" в рамках швейцарско-украинской программы EGAP. А швейцарцы знают, как создать максимально удобные регистрационные процедуры и "государство в смартфоне", равно как и "банк в смартфоне" у них заработал еще на заре появления первых "надкушенных яблок".
В последнее время Украина улучшала свою позицию в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Тем не менее, даже несмотря на прогресс, региональные соседи и основные конкуренты за глобальные инвестиции давно опередили нас в этой шкале оценки качества местной предпринимательской среды. Украина находится на 71-й ступеньке, в то время как Казахстан - на 28-й, РФ - на 31-й, Молдова - на 47-й, Латвия - на 19-й, Польша - на 33-й, Румыния - на 52-й. И даже "тоталитарная" Беларусь - на 37 позиции. Про Грузию вообще нескромно упоминать - она на шестом месте.
В то же время по такому разделу, как "регистрация предприятий", мы на 56-й позиции, что значительно выше общей рейтинговой оценки. Что касается непосредственных регистрационных механизмов, то среднее количество процедур у нас составляет шесть, в то время как в Европе и Центральной Азии 5,2, в развитых странах ОЭСР - 4,9, а лидер здесь - Новая Зеландия - единица. Время на регистрацию у нас в среднем 6,5 дня, а в указанных выше группах стран 12,9 и 9,3 дня соответственно. Лидер - все та же Новая Зеландия с показателем 0,5. Невысока у нас и стоимость регистрации - всего 0,6% от подушевого дохода, в то время как в ОЭСР - 3,1%, а в Европе и Центральной Азии - 4,6%. В лидерах - Словения, где зарегистрировать бизнес можно бесплатно.
Таким образом, в части регистрации предприятий (а именно на этих процедурах Зеленский и делает акцент) у нас все не так плохо. Почти оптимально количество необходимых действий, хотя здесь есть еще пространство для улучшений. Сроки более привлекательные, чем в среднем на мировом рынке, а стоимость регистрационных процедур близка к минимальной.
Где нужно действительно приложить существенные интеллектуальные усилия, так это в традиционно "пробойных" для нас направлениях. Так, по разрешению неплатежеспособности мы на 145-й позиции (хотя в рейтинге еще не учтен эффект от принятия нового кодекса о банкротстве, который существенно усилит наши оценки), по условиям подключения к электросетям - на 135-й строчке, по защите миноритарных акционеров - на 72-й и по международной торговле - на 78-й. Это именно те направления, которые, с одной стороны, существенно ухудшают наш международный инвестиционный имидж, а с другой - угнетают и внутреннего инвестора. Не говоря уже о том, что эти рейтинговые "якоря" тянут нас вниз общей шкалы эффективности.
Без гарантий никуда
Среди проблем, сдерживающих системный приток инвестиций в Украину, эксперты называют коррупцию, низкий уровень защиты предпринимательской среды, асимметричные правила рыночной игры для различных субъектов рынка, избирательное правосудие и неэффективные суды, недостаточный уровень обеспечения сохранности титулов собственности. На решение последней проблемы как раз и направлен новый указ. Вот только, как показывает опыт других стран, до тех пор, пока у такого явления, как рейдерство, не появится симметричный механизм финансовой компенсации для пострадавших, никто не поверит в обещания власти.
В РФ данную проблему пытается решить либерально-консервативная "Партия роста", которая инициировала принятие закона о защите предпринимательской среды и госгарантиях для иностранных инвесторов. В Украине таким правовым документом мог бы стать Инвестиционный кодекс, призванный определить весь пакет инструментов и механизмом по защите как инвесторов, так и самой среды предпринимательства, включая обеспечение симметричных правил рыночной игры (некое Alter ego Налогового кодекса).
На Западе существует так называемый титул Торренса, под которым подразумевают систему регистрации прав на недвижимое имущество и одновременно материальную госгарантию бенефициару в случае его утраты. В этой модели государство "подписывается деньгами" за корректное ведение госреестров. Ключевое отличие реестра Торренса - любые изменения в него вносятся лишь на основании волеизъявления собственника, а не подписанных документов. Сейчас этот формат распространен в странах Британского содружества. Без титула Торренса трудно представить себе глобальную перерегистрацию титулов собственности в условиях промышленной революции, когда ускорение частотности сделок могло привести к таким же масштабным злоупотреблениям.
В основе системы Торренса:
- Принцип отражения (mirror principle) - все, что в реестрах, законно и достоверно.
- Принцип достаточности (curtain principle) - что не в реестре - не существует.
- Принцип страховки (indemnity principle) - ущерб, нанесенный собственнику вследствие некорректного ведения госреестра, подлежит немедленному и справедливому удовлетворению за счет госсредств. Государство взамен получает право регрессного требования к виновнику рейдерской атаки на активы.
Система Торренса, кстати, была введена в Сингапуре в 1993 г. специальным законом. Также элементы данной модели применяются в Эстонии, в результате чего ее система учета недвижимости и земельный кадастр считаются одними из лучших и совершенных в Европе.
Применительно к Украине можно отметить, что система защиты титулов собственности у нас также полноценно не сможет заработать, пока, с одной стороны, не будут введены четкие механизмы учета недвижимости и ее оборота, а с другой - государство не создаст понятные для инвесторов и справедливые механизмы компенсации убытков, полученных в результате ненадлежащего выполнения государством своих функций, в том числе и в части ведения базовых реестров недвижимости и земли. Слово, не подкрепленное финансовой ответственностью, стоит не дороже смартфона, в который "упаковано цифровое государство".