Татьяна Андрианова: В бизнесе нет разделения на женщин и мужчин, важны только профессиональность и личность менеджера

CEO Octava Capital об инвестициях, гендерном равенстве, карьерном восхождении и человекоцентрическом менеджменте

Татьяна Андрианов

— Вы долгое время управляете "Октава Капитал" и еще одной компанией. Расскажите, пожалуйста, как изменились инвестиционные приоритеты бизнеса в Украине в последнее время?

— С 2001 г., когда я пришла в бизнес, Украина пережила ряд потрясений, была Оранжевая революция, затем Революция Достоинства, первое российское вторжение, коронакризис и полномасштабная война. Поэтому, по моему мнению, у украинцев уже есть иммунитет к изменениям. Но бизнес все равно адаптируется и меняет инвестиционные приоритеты. Новые направления капиталовложений связаны с войной и необходимостью преодолеть ее последствия.

Мы различаем инвестиции в наши текущие бизнесы, новые инвестиционные проекты, инвестиции в наших работников и социальные инвестиции. Инвестиции в текущие бизнесы — это о повышении устойчивости бизнесов, усилении энергонезависимости, киберустойчивости, диверсификации продуктов и рынков, развитии клиентов. Вместе с инвестициями в физические активы, мы вкладываемся и в наших работников — их физическое и психологическое здоровье, обучение и развитие с планами на будущее.

Если говорить о новых инвестиционных проектах, то они направлены на помощь Украине ради победы, а также нацелены на послевоенное восстановление. Отдельные из них уже в активной инвестиционной фазе, часть — на этапе планирования и проектирования. Также рассматриваем новые для себя ниши и направления в контексте будущей интеграции с Европейским Союзом — экологические и "зеленые проекты", проекты цифровизации и инноваций.

Мы открыты и для инвестиций в команды, которые соответствуют нашим ценностям и с которыми мы можем получить взаимный синергетический эффект. И, конечно, в фокусе наших компаний всегда люди. Как топ-менеджер я инвестирую в людей, отстаиваю человекоцентричность, потому что сейчас это главное.

— Из-за мобилизации мужчин во многих компаниях изменилась гендерная структура коллектива. Как Вы думаете, это может как-то повлиять на результаты?

— Мой подход таков: в бизнесе нет разделения на женщин и мужчин, важны только профессиональные качества и личностные черты управленца. Я не рассчитываю на льготы или гендерные преференции, а стремлюсь к конкуренции на основе знаний, навыков и опыта.

Лично для меня нет барьеров в профессиональной деятельности как в бизнесе, так и в общественном секторе, в частности, в сфере безопасности. Но вообще мы знаем, что Украина еще не достигла гендерного равенства. Так, в образовании преобладают женщины (около 70%), тогда как на руководящих должностях в государстве и бизнесе их значительно меньше. Военные, управленческие позиции все еще занимают мужчины.

Вообще разделение профессий на "мужские" и "женские" — это не больше, чем стереотип. Даже в таких областях, как безопасность, я вижу изменения к лучшему. Общество развивается и отходит от этих устаревших представлений. Позитивные изменения ускоряют и государственные инициативы, направленные на сокращение гендерного разрыва.

Кстати, оплата труда зависит от уровня должности, а не от пола. Другое дело, что высокие должности до сих пор чаще занимают мужчины. И, несмотря на высокий уровень образования, женщины в Украине еще недостаточно представлены на высших ступенях бизнеса и государственного управления. Надеюсь, со временем карьерные возможности и уровень зарплат будут определяться только профессиональными навыками, настойчивостью и достижениями каждого специалиста, независимо от пола.

— Стали ли женщины в "Октава Капитал" чаще и быстрее продвигаться по карьерной лестнице?

  Карьерные возможности для мужчин и женщин открыты одинаково. Если женщины проявляют лидерские способности и управленческое развитие, им предоставляется возможность занимать руководящие должности, равно как и мужчинам.

— Как вы относитесь к идее введения гендерных квот в управлении государством и предприятиями?

Как я говорила, в бизнесе этого не наблюдается. Если же в управлении государством есть явный дисбаланс, для его выравнивания есть смысл установить гендерные квоты.

— По Вашему мнению, существует ли женский стиль руководства? Как бы Вы охарактеризовали свой стиль?

— По моему мнению, начальник с авторитарным стилем управления, который выстраивает отношения с подчиненными на страхе и считает, что незаменимых людей не бывает, никогда не добьется стратегического успеха. А все потому, что угнетенные работники теряют инициативность и желание реализоваться. Настоящие лидеры уже сменили традиционный человекоцентрический подход в руководстве.

За кем последуют люди? За целостным, последовательным и внимательным к коллективу лидером! Именно такой человек может зарядить команду энергией, раскрыть таланты каждого специалиста и настроить всех на преодоление вызовов. Настоящий лидер всегда выслушает, взвесит усилия и результаты и не забудет поблагодарить за хорошо выполненную работу.

Понятно, что в процессе у каждого будут ошибки. Мне важно, как к собственным и чужим неудачам относятся сами сотрудники и какие выводы они делают. Я ценю, когда человек приходит и честно рассказывает о своих промахах. Искренность — это основа взаимного понимания и командной работы. Ну а из своих ошибок, я стараюсь всегда делать выводы, чтобы больше их не повторять. Неуспешный кейс — это ценный урок.

— Изменился ли Ваш стиль руководства в последние годы наибольшей турбулентности в государстве и бизнесе?

— Сегодня люди работают не просто за зарплату. Они стремятся к ощущению надежности, возможностей для развития и самореализации, а также надлежащей оценки своих результатов. Задача лидера — создать такую атмосферу и обеспечить работников всем необходимым.

Я придерживаюсь концепции servant leadership, согласно которой лидер служит команде, а не получает услуги. Отношения с коллективом основываются на доверии, эмпатии и заботе. Такой подход позволяет раскрыть потенциал людей и мотивировать их к достижению общей цели.

Кроме того, нужно, чтобы в компании безупречно работали не только вертикальные, но и горизонтальные связи. Чтобы поддерживать такую среду, мы разработали кодекс взаимодействия с правилами переписки, встречи новичков и разрешения конфликтов. Но и в этом контексте роль лидера трудно переоценить: любые правила бессмыслены, если сам руководитель их не соблюдает.

Всегда, особенно сейчас, нужно вовремя реагировать на трудности и конфликты и оказывать поддержку членам команды, ведь все находятся в сложном психологическом состоянии. Руководитель должен держать руку на пульсе жизни компании. А еще мы привлекли корпоративного психолога, бесплатно консультирующего коллег.

Внутренняя атмосфера компании влияет на ее репутацию на рынке. Ведь наш человекоцентричный стиль руководства, несомненно, положительно отражается на отношениях с клиентами. Мы налаживаем доверительные отношения, стараемся понять их потребности и предлагаем больше, чем ожидается. Когда клиенты довольны сервисом и сотрудничеством — это укрепляет эмоциональные связи на длительное время. Мы это называем культурой сервисного видения.

Я переняла человекоцентричный стиль управления, и это стало моей миссией, распространившейся на все сферы жизни. С таким подходом легче двигаться вперед и изменять мир!

— Что Вы посоветуете женщинам, стремящимся к самореализации в бизнесе? Как удержать баланс между работой, семьей и отдыхом?

— Все должно быть сбалансированным. Посоветовала бы женщинам, если есть талант и желание идти по карьерной лестнице, не бояться брать на себя ответственность, объединять людей своей идеей и вести их за собой.

Главное не останавливаться и не складывать руки, даже если очень тяжело. Делать питстопы, когда чувствуется истощенность, заряжаться новой энергией и идти дальше.

В моем случае именно отдых с семьей является таким генератором энергии, чтобы двигаться дальше

Настоящее лидерство не заканчивается внутри компании, потому что бизнес не существует сам по себе. Я знаю, что "Октава Капитал" реализует многочисленные общественные и благотворительные проекты — от озеленения территорий, пострадавших от оккупации и боевых действий, до реставрации пианино легендарного бренда "Украина". Как вы выбираете идеи таких проектов? Может, какие-то из них предложили лично Вы?

— Да, настоящее лидерство не заканчивается в компании. Ведь бизнес не может работать изолированно от общества. Понимая это, мы подходим к выбору проектов, делая упор на наши ценности и миссию. Основная цель нашей компании — восстановление экономики Украины и создание рабочих мест, и это стало особенно важным с началом полномасштабной войны.

Направления нашей социальной ответственности также определены потребностями, связанными с войной. Мы не просто адаптировались, а работаем над поддержкой людей и общества: помогаем коллегам с релокацией, выплачиваем заработную плату во время простоя, поддерживаем семьи пострадавших, оказываем гуманитарную помощь переселенцам, больницам и школам. Мы также помогаем ВСУ и ТРО.

В целом, в рамках ESG-стратегии (Environmental, Social, Governance) мы реализуем проекты по уменьшению влияния на окружающую среду, поддерживаем инновационные технологии, развиваем культуру ведения бизнеса по международным стандартам, а также активно занимаемся волонтерством во время войны.

Все эти проекты приближают нашу миссию — делать мир лучше для будущих поколений.