Скандальный тендер Укрэнерго: волки сыты и овцы целы

Общественный резонанс вокруг тендера на закупку у Григоришина транформаторов на 2 млрд грн позволил вдвое снизить цены
Фото: pravda.com.ua/Дмитрий Ларин

8 февраля завершился почти годовой марафон на закупку трансформаторов госкомпанией "Укрэнерго" на 2 млрд грн. В этот день были вскрыты ценовые предложения участников тендера, в котором сразились три фирмы. Daewoo, правда, за читанные минуты до часа "Ч" снялся с тендера, Siemens подался только на первый лот, а компания ABB - на все три лота. Но лучшее предложение оказалось у завода "Запорожтрансформатор" бизнесмена Константина Григоришина, который и был объявлен победителем.

Но главное не имя победителя, которое ни у кого не вызывало сомнения, а цена закупки - по факту проведения она составила 928 млн грн вместо 2 млрд грн. "Средняя цена трехфазного трансформатора - 7,8 тыс долл за МВА (а не 20 тыс долл, как было весной). Экономия - почти 1,1 млрд грн.", - резюмировал короткий итог экс-глава НКРЭКУ Андрей Герус.

Такую стоимость трансформатора "Укрэнерго" заложила на основании справки Торгово-промышленной палаты о том, что $20 тыс за МВА - вполне нормальная цена, несмотря на то, что в Европе цены были в два-три раза ниже. А сама справка писалась на основании информации, полученной от "Запорожтрансформатора", как единственного в Украине производителя. Позже в одном из интервью цену в 20 тысяч отстаивал лично Григоришин.

Если б не огласка трансформаторным тендером власти убили бы одним ударом сразу двух зайцев. Загрузили бы лишившийся доступа к российскому рынку "Запорожтрансформатор", сделав приятное дружественному Петру Порошенко олигарху, и напакостили бы Ринату Ахметову. "Это нужно делать сейчас! Новые трансформаторы позволят высвободить наши запертые мощности АЭС", - мотивировал как мог закупку трансформаторов Дмитрий Вовк, глава НКРЭКУ.

В июле 2015 года Национальная комиссия регулирования рынка электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) утвердила новую инвестиционную программу "Укрэнерго", увеличив ее с 4,7 млрд грн до 6,96 млрд грн. Средства на трансформаторы планировалось взять у населения - за счет увеличения общих тарифов. Как известно, ДТЭК регулярно жалуется на заниженный тариф для тепловой энергетики. В случае успешной реализации обновления трансформаторного парка выработка ДТЭК снизится за счет увеличения потребления атомной электроэнергии.

НКРЭКУ торопилось. Герус описывает многочисленные, по его мнению нарушения. По его словам, в тариф сразу заложили высокую цену в $20 тыс/МВА, а само утверждение инвеспрограммы прошло с нарушениями. И изначально завышенные у "Укрэнерго" ожидания по цене и сама идея закупить два десятка трансформаторов объяснялись просто - Константин Григоришина не беспочвенно считали в равной степени имеющего влияние на главу НКРЭ Дмитрия Вовка, на главу Минэнергоугля Владимира Демчишина и на руководителя "Укрэнерго" Юрия Касича. Как уже сообщала "ДС", до того как возглавить госкомпанию Касич работал в "Черниговоблэнерго", "Луганское энергетическое объединение" и других компаниях, подконтрольных Григоришину.

Но тендер, в котором роли казалось, были расписаны наперед, обернулся скандалом не только связанным с ценой. Летом 2015 года он не состоялся в шаге от вскрытия ценовых предложений из-за сущей мелочи. Оказалось, что за "Запорожтрансформатором", которое уже готовилось откупоривать шампанское, и было фактически единственным претендентом, числился "хвост" в виде запрета Антимонопольного комитета на участие в гостендерах из-за махинаций предыдущих годов. Пока этот хвост через суд подчистили, к тендеру уже было привлечено слишком много внимание со стороны СМИ, послов западных стран и других производителей. В нем, например, захотело поучаствовать пол десятка западных компаний, из которых до финала добрались только ABB, Daewoo и Siemens.

Несмотря на то, что никто из них не выиграл, свою ключевую роль они все же сыграли. Заказ получил украинский завод, который рисковал бы 2016 год простаивать из-за полной потери российского рынка, а цена на трансформаторы оказалось намного ниже, чем могла бы быть.