• USD 42.3
  • EUR 43.3
  • GBP 51.4
Спецпроекты

Тайные реформы. Как Мадуро строит в Венесуэле негласный капитализм

Официально Венесуэла продолжает идти курсом на построение "народного социализма". В реальности же страна проходит через ультралиберальные реформы, переживая то же, что бывший СССР в 1991-1993 гг.
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Достигший рекордной глубины экономический кризис в Венесуэле заставил президента Николаса Мадуро лишь на словах сохранять верность социалистическому курсу развития, на который страну поставил его предшественник Уго Чавес. Неофициально же правительство де-факто начало реформы, которые очень напоминают происходившее в странах развалившегося Советского Союза в начале девяностых.

Так, бизнес получил намного больше свободы, денежная эмиссия и инфляция резко сократились, цены на товары повседневного спроса рванули вверх - но зато эти самые товары появились на прилавках. Товарный дефицит быстро ликвидируется усилиями не властей, а бурно развивающегося мелкого бизнеса. Такая неофициальная либерализация уже позволила частично стабилизировать ситуацию в экономике, а Мадуро - остаться у власти.

Непотопляемый

В конце прошлого года и в первые месяцы нынешнего порой казалось, что Мадуро остались считанные дни у власти, а потом самолет с мешками золота - в Гавану или в Москву. Вот 23 января спикер Национальной ассамблеи Венесуэлы и лидер оппозиции Хуан Гуайдо объявил себя временно исполняющим обязанности президента страны. Вот уже вроде и Вашингтон (а за ним весь Запад) признал временное правительство под руководством Гуайдо, вот буквально обсуждается вопрос высадки американского десанта для поддержки сторонников нового правительства...

Но потом все как-то поутихло: и Венесуэла исчезла с первых полос газет, и Мадуро до сих пор легитимен, и Трамп не пишет гневные твиты в его адрес. После долгосрочного кризиса ситуация в стране начала стабилизироваться. Правительство сняло многие запреты и ограничения (на частную торговлю, на свободное ценообразование, на покупку и продажу валюты, на личные доходы), и жители страны вместо политической активности сосредоточились на экономической.

Еще год назад Венесуэла до зубной боли напоминала разваливающийся СССР: обесценившиеся деньги и теневой оборот доллара, дефицит любых товаров и продуктов, карточная система, социалистическая риторика и отключения электричества... Экономика Венесуэлы оказалась в катастрофическом состоянии после шести лет пребывания Мадуро у власти. По оценкам экономистов МВФ, за это время ВВП страны сократился вдвое.

По данным центробанка Венесуэлы, который в мае впервые за четыре года опубликовал экономическую статистику, инфляция в 2018 г. составила 130 060%. Хотя по оценкам контролируемой оппозицией Национальной ассамблеи, инфляция достигла почти 1 700 000%. Также в Венесуэле давно стал тотальным дефицит товаров первой необходимости, а 3,4 млн человек, или более 10% населения (по оценке ООН), покинули страну.

Реклама на dsnews.ua

Мадуро в наследство от Уго Чавеса, руководившего страной с 1999-го по 2013 г., достался огромный государственный долг в 70% ВВП (на начало 2013 г.) и дефицит бюджета 13%. Мадуро благополучно все усугубил: сегодня госдолг страны оценивается примерно в $150 млрд.

С того же 2013-го Венесуэла страдает от гиперинфляции, которая практически уничтожила национальную валюту - боливар. Ее причиной стал обвал цен на нефть и макроэкономические диспропорции, которые привели к экономическому кризису. Хотя, по словам Мадуро, страна стала жертвой "экономической войны, которую ведут против нее США".

Только столкнувшись с более чем реальной угрозой потери власти, правительство Мадуро решилось на крутые перемены в экономической политике. Прежде всего выключили "социальное государство": власти отказались от масштабной денежной эмиссии ради помощи бедным слоям населения. Зато этим самым слоям разрешили зарабатывать чем угодно, и прежде всего - мелкой торговлей.

То есть нехватку товаров ликвидировало само население, которому разрешили мелкую уличную торговлю без ограничений цен. Сами цены, конечно, взлетели в десятки раз - но слово "дефицит" исчезло из повседневного употребления. Одновременно власти Венесуэлы перестали наказывать за покупку-продажу иностранной валюты - и ее черный рынок сам собой исчез в один момент.

С марта этого года и по сей день инфляция в стране постепенно замедляется благодаря жесткой монетарной политике. И хотя она исчисляется уже просто тысячами процентов, основным средством платежа стал американский доллар, а товарный дефицит по большей части ликвидирован, до полноценного восстановления венесуэльской экономики еще далеко. Уличные рынки не помогут разрабатывать новые месторождения нефти - главного стратегического ресурса страны.

"Мы не видим ни одного сигнала того, что производство нефти в Венесуэле могло бы начать восстановление", - заявил директор департамента Западного полушария МВФ Алехандро Вернер. По его словам, падение производства нефти в первом полугодии 2019-го оказалось даже больше ожидавшегося. За пять лет правления Мадуро ВВП страны уменьшился на 47,7%, а доходы Венесуэлы от продажи нефти снизились с $85,6 до $29,9 млрд; при этом добыча нефти упала до 740 тыс. барр. в день.

Прогноз на пять лет

Когда оживившийся в стране частный сектор экономики немного "наберет жирка", он потребует политических изменений - именно так происходили все буржуазные революции в истории человечества. При этом все заинтересованные стороны понимают, что какие бы успехи ни демонстрировал малый и средний национальный бизнес, для возрождения нефтяной промышленности страны все равно потребуются стратегические иностранные инвестиции. И тут возникает вопрос: бизнес какой страны эти инвестиции обеспечит?

В роли "лебедя", "рака" и "щуки" применительно к венесуэльской экономике в данном случае выступают США, Китай и Россия. США ближе, у них есть деньги и технологии, очень нужные Венесуэле. Плюс американский рынок - самый реальный для венесуэльской нефти. Но с Америкой у нынешней венесуэльской власти жестокая идеологическая война, которая уже едва не переросла в войну обычную.

Если "революция лавочников" произойдет (неважно, через год или через пять), то США вполне могут стать "главным другом" Боливарианской республики, и тогда добывать и перерабатывать венесуэльскую нефть вновь будут почти монопольно американцы. К слову, Штаты могут без лишнего шума вернуться в венесуэльскую нефтедобычу и при Мадуро - американский бизнес никогда не смущало сотрудничество с авторитарными режимами. Лишь бы они не баловались национализацией активов.

Но с такой активизацией США вряд ли согласятся Китай и Россия. К слову, Москва является одним из кредиторов Каракаса: задолженность Венесуэлы перед РФ составляет около $3,5 млрд, которые страна должна выплатить в 2027-м. Есть еще кредиты, предоставленные частными компаниями, объем которых оценивается в $2,3 млрд.

Вполне вероятно, что РФ и хотела бы претендовать на что-то в Венесуэле - да прежних сил уже нет. В условиях падения мировых цен на нефть для российских компаний стало проблематично даже новые сибирские месторождения разрабатывать - какая уж там Венесуэла... Но политические заявления о готовности инвестировать в Венесуэлу Кремль, конечно, будет делать в изобилии. Слова денег не стоят.

Остается Китай. Который совсем не прочь закрепиться в Латинской Америке и последние полтора десятка лет делал ставку именно на Венесуэлу как на свой потенциальный форпост в регионе. Однако сильно обжегся: по неофициальным данным, вложения Пекина в Венесуэлу составили порядка $50 млрд (включая многократную предоплату за так и не поставленную нефть), и эти деньги в Поднебесной уже признали потерянными.

Теперь все будет зависеть от того, как долго продлится венесуэльская "экономическая оттепель" и каких новых политиков она приведет к власти. Если продлится достаточно долго и будет успешной - то в Венесуэлу вернутся американские компании. Если же, немного очухавшись и решив насущные экономические проблемы, режим Мадуро вернется к модели госкапитализма за социалистической ширмой, то нефтяная промышленность страны целиком и полностью может достаться китайцам (что более вероятно) или россиянам (вероятность невелика).

    Реклама на dsnews.ua