Супер Марио решил дать Европе второй шанс
ЕЦБ против Германии
От совещания правления Европейского Центробанка аналитики не ожидали экстраординарных решений. Поэтому стимулирующая программа, объявленная Драги 4 сентября, без преувеличений стала для многих громом среди ясного неба, заняв первые строчки в топ-темах не только европейских СМИ, но и в кабинетах местных политиков.
Пытаясь "разогреть" кредитование в странах валютного блока, ЕЦБ снизил базовую процентную ставку до исторического минимума - с 0,15 до 0,05% годовых. А чтобы заставить банки вкладывать деньги в экономику и подтолкнуть инфляцию, регулятор увеличил плату за хранение ликвидности на счетах Центробанка: ставка по его депозитам была сокращена с минус 0,1% до минус 0,2%. Даже Япония, которая уже несколько лет борется с хронической дефляцией, пока не рисковала прибегать к столь радикальным инструментам.
Но главной сенсацией, озвученной главой ЕЦБ, стало решение о выкупе с рынка обеспеченных активами ценных бумаг по примеру американской Федеральной резервной системы (ФРС). Программа стартует с начала октября, но ее детали пока не разглашаются. Она должна дополнить объявленную регулятором в июне кампанию целевого долгосрочного рефинансирования европейских банков TLTRO, начало которой намечено на сентябрь. Она будет проведена в несколько раундов, а ее запланированный объем может превысить 850 млрд евро.
С помощью таких мер Драги планирует спасти европейскую экономику от рецессии. Прогноз роста ВВП еврозоны недавно был ухудшен с 1 до 0,9%, прогноз инфляции пересмотрен с 0,7 до 0,6%. Банкир считает, что если не подпитать экономику деньгами, риски дефляции и безработицы резко возрастут. Немаловажно, что запуск печатного станка даст возможность ослабить евро, тем самым оказав поддержку экспорту.
Чтобы озвучить, а главное, внедрить такой скандальный проект, главный банкир Европы действительно должен обладать суперсилой. Предложенный им пакет стимулирующих мер уже вызвал шквал критики со стороны национальных правительств и финансовых институтов. Главным противником снижения процентных ставок и запуска европейского аналога "количественного смягчения" стал Бундесбанк, который традиционно является сторонником жесткой кредитно-денежной политики. Его глава Йенс Вайдман уже высказался против мер, предпринимаемых ЕЦБ. В своем негодовании он оказался не одинок. Бывший главный экономист Европейского Центробанка Юрген Штарк также заявил, что реализация планов по скупке ценных бумаг заставит ЕЦБ взять на себя огромные риски и де-факто превратит его в "плохой" банк. Так стоит ли рисковать?
Назревающая ныне ссора с Бундесбанком может оказаться только началом большого скандала. Выступая в Джексон-Хоуле 22 августа, Драги сделал еще одно неожиданное заявление, которое едва ли одобрит Германия. По его словам, правительства должны отойти от мер жесткой экономии и начать проводить экспансионистскую бюджетную
Сентябрьский антикризисный план - уже не первый экстремальный демарш, совершенный итальянским банкиром. Вся его карьера строилась на радикальных решениях, нередко поражавших своим размахом
политику, увеличивая госрасходы, не превышая установленный правилами ЕС 3%-ный потолок дефицита. Против такой стратегии категорически выступил официальный Берлин, который является основным спонсором Евросоюза. "Государственные программы поддержки роста - неправильный метод борьбы с высокой безработицей. Нам нужна такая структура экономики, при которой люди готовы вкладывать средства и нанимать на работу других людей. Покупатели приобретают неконкурентоспособные товары только в том случае, если они дешевле. Эту истину нельзя изменить, сколько бы денег мы ни тратили", - заявил министр финансов Германии Вольфганг Шойбле.
Но, похоже, что Супер Марио намерен твердо гнуть свою линию. Недавно он вскользь обронил, что между политиками еврозоны и представителями ЦБ нет никаких договоренностей - каждый из них должен просто выполнять свою работу.
Миссия выполнима
Сентябрьский стимулирующий план - уже не первый экстремальный демарш, совершенный итальянским банкиром. Вся его карьера строилась на радикальных решениях, нередко поражавших своим размахом. Свое громкое прозвище Супер Марио получил еще в конце 90-х, спасая от краха экономику Италии. Возглавив национальный комитет по приватизации, он взял на себя ответственность за проведение крупнейшей в истории Европы программы распродажи госимущества, затронувшей 15% экономики страны. Он также руководил проектом либерализации финансовых рынков, подготовив Италию к переходу на евро. Несмотря на недовольство банкиров, Драги не стал защищать итальянские финучреждения от поглощения иностранцами. Вместо этого посоветовал банкирам найти общий язык и объединиться, чтобы зарубежные монстры не смогли их проглотить.
Его руководство ЕЦБ пришлось на нелегкое время. Этот пост Драги получил в ноябре 2011 г. - в разгар кризиса в Старом Свете, вызванного высокой государственной задолженностью ряда средиземноморских стран и Ирландии. В деловых кругах итальянский банкир имел репутацию "финансового ястреба", который придерживается консервативного подхода. От него ожидали взвешенных шагов и крайне осторожной монетарной политики. Но Драги сумел удивить и на этот раз. Он оказался куда более решительным и жестким главой ЕЦБ, чем его предшественник - Жан-Клод Трише.
К середине лета 2012 г. сомнения в дальнейшей жизнеспособности Европейского валютного союза достигли апогея. Курс евровалюты в этот период упал до 1,20 евро/$. Взяв инициативу в свои руки, Драги фактически единолично решил судьбу евро, сделав на первый взгляд простое, но историческое по своему значению заявление. Он пообещал, что в рамках своего мандата ЕЦБ сделает все возможное, чтобы сохранить евро. "Поверьте мне - этого будет достаточно", - заверил банкир. Так глава могущественного Европейского Центробанка лишил шанса на выигрыш всех спекулянтов, сделавших ставку на крах евро и развал валютного блока. Рынки действительно поверили Драги на слово: курс евро и котировки гособлигаций проблемных стран тут же пошли вверх. "Если бы Марио Драги ничего подобного не предпринял, опасность распада еврозоны стала бы осязаемой", - отметил впоследствии Михаэль Хайзе, главный экономист крупнейшего в Европе страхового концерна Allianz.
Уже спустя месяц глава ЕЦБ подкрепил слова делом, приняв решение о выкупе гособлигаций проблемных стран в неограниченном объеме. К слову, это решение тогда также не было одобрено Берлином, который заявил, что ЕЦБ берет на себя функцию донора проблемных стран. Глава Бундесбанка в знак протеста даже грозил подать в отставку.
Успех или провал?
Любые споры о том, является ли анонсированная ЕЦБ программа выкупа активов эквивалентом количественного смягчения, проводимого в США (QE), заводят аналитиков в тупик. Неоспоримо одно: в отличие от других центробанков - тех же ФРС, Банка Англии или Банка Японии, ЕЦБ вынужден играть по совсем иным правилам. Он не может опереться ни на собственное казначейство, ни на единый рынок облигаций. К тому же главе ЕЦБ приходится выдерживать серьезное политическое давление, а зачастую и противодействие со стороны национальных правительств. Некоторые из них уже сейчас готовы блокировать анонсированную Драги программу выкупа активов. По информации Bloomberg, Франция и Германия перешли в оппозицию к главе ЕЦБ, отказавшись предоставлять госгарантии для проведения программы выкупа ABS.
Эти крупнейшие экономики ЕС, заручившись поддержкой Европейского инвестиционного банка, сейчас готовятся выдать на-гора свой собственный план стимулирования экономики. Его ключевым пунктом должно стать предоставление дешевых кредитов компаниям, занятым в реальном секторе.
Чья программа победит в конечном итоге - пока неизвестно. Как нет и однозначного ответа на вопрос: сможет ли спасти экономику ЕС скандальный план Марио Драги. Ожидание запуска TLTRO и программы по выкупу активов уже помогло снизить доходность облигаций периферийных стран еврозоны и стабилизировать долговой рынок. В свою очередь, ослабление евро, который впервые с июля 2013 г. упал до отметки 1,29 EUR/$, должно стимулировать инфляцию и поддержать экспорт. А если в реальный сектор пойдут кредиты, можно будет надеяться на оживление производства и снижение безработицы, угнетающей спрос в ряде европейских стран, среди которых наибольшее беспокойство вызывают Франция и Италия. С учетом разворачивающихся в Украине событий, а также обмена санкциями между Россией и ЕС, убытки от которых могут оказаться значительными для обеих сторон, такая поддержка может оказаться далеко не лишней.
Хотя подстегнуть спрос исключительно за счет смягчения кредитно-денежной политики ЕЦБ едва ли удастся. Поэтому будет важно, услышат ли правительства призыв Драги активнее тратить бюджетные деньги и корректировать фискальную политику. Многое зависит и от того, сможет ли строптивый банкир в очередной раз переломить позицию Берлина, остающегося ярым борцом за аскетизм и сокращение трат. Предыдущий опыт показывает, что в этом нет ничего невозможного. А значит, Супер Марио имеет все шансы в очередной раз спасти Европу.