Странная рента
В горно-металлургической отрасли бурно обсуждают возможные изменения в Налоговый кодекс по увеличению ренты на добычу железной руды. Если законопроект будет принят в нынешнем виде, целая отрасль украинской экономики станет нерентабельной.
Старания властей получить от крупного бизнеса побольше денег в госбюджет неизменно вызывают одобрение избирателей. При этом никто не задумывается, что новые условия работы могут привести к банкротству крупнейших предприятий, и тогда платить в бюджет будет просто некому.
Беспокойство Запада
Скоро уже полгода, как в Украине сменилась власть, а в мире до сих пор стараются понять, насколько новая команда во главе с самым молодым президентом в истории страны независима в своих действиях. При этом единственная возможная зависимость, которая обсуждается, - от украинских олигархов и их бизнес-интересов.
Например, авторитетное французское издание Le Monde 18 сентября опубликовало статью под названием "Молодую Украину терзают старые демоны: имя им - олигархи", в которой указывается на очевидное влияние олигарха Игоря Коломойского на президента Владимира Зеленского и вообще на власть в Украине.
Как пишет журналист Le Monde, влияние Коломойского на Зеленского вызывает беспокойство еще со времен избирательной кампании, когда олигарх укрывался в Швейцарии и Израиле после выявления мошеннических практик в Приватбанке и дыры в $5,5 млрд.
Американское деловое информагентство Bloomberg также указывает на опасное влияние конкретного олигарха на весь украинский бизнес-климат: "Загвоздка в миллиардере Игоре Коломойском, владельце телеканала, который крутил шоу с Зеленским в бытность того юмористом. Все очевиднее, что Коломойский явно рассчитывает при Зеленском вернуться "по-крупному". Но его возвращение будет означать преждевременный и бесславный конец предвыборным клятвам Зеленского, а он сулил Украине, одной из самых коррумпированных стран Европы, новую жизнь".
Наконец, британская Financial Times в своей редакционной колонке отмечает, что в Украине начали происходить разные тревожные вещи, в частности, поиск "компромисса" с Коломойским по делу Приватбанка, а также поджог дома экс-главы НБУ Валерии Гонтаревой, которая в последние годы руководила очисткой банковского сектора Украины, включая национализацию банка Коломойского.
"Коломойский настаивает на том, что не он стоит за этими инцидентами. Впрочем, кто бы ни был ответственен за это, они олицетворяют возвращение к темным путям Украины 20 лет назад, а это полная противоположность той картинке, которую страна хочет собой представлять", - говорится в колонке. "Зеленский должен решить, хочет ли он быть "слугой народа" или слугой олигархов", - резюмируют журналисты FT.
Словом, беспокойство Запада очевидно. Если Зеленский и пришедшая с ним команда управленцев не сможет сейчас продемонстрировать свою независимость от олигархов, то отношение к Украине в мире заметно ухудшится. Это будет означать не только проблемы с инвестициями в страну. От имиджа новой власти напрямую зависит и жизненно важный для Украины кредит от МВФ на $5 млрд. По данным источников "Украинских новостей", управляющие Фонда уже решили отказаться от этого транша, так как видят очевидное влияние Коломойского в вопросе возвращения ему Приватбанка.
Расчеты для "диверсии"
Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики сейчас рассматривает законопроект №1210, которым предлагается не только повысить рентную плату за добычу железной руды с 8,8 до 10%, но и установить минимальный порог рентабельности на уровне 150% от учетной ставки НБУ. Также предлагается в качестве базы для налогообложения брать стоимость товарной продукции (в том числе концентрата, агломерата, окатышей) с содержанием железа 62-67% вместо стоимости добытой руды с содержанием железа 16-30%.
Такого подхода - брать ренту не с добытой руды, а с обогащенной - нет нигде в мире. Все это, по подсчетам металлургов, означает рост тарифов в четыре-пять раз. Участники рынка уже буквально завалили профильный комитет письмами с предупреждениями о том, что предлагаемые изменения могут обвалить ведущие по налоговым поступлениям отрасли экономики и спровоцировать катастрофические последствия.
"Наши затраты из-за повышения в четыре-пять раз тарифов возрастут не менее чем на 8,5 млрд грн в год... Мы подсчитали, что если государство получит дополнительно 8,5 млрд грн от ренты, то потеряет около 11,5 млрд налога на прибыль от этих же предприятий.
Поскольку как минимум на 20% будут сокращены объемы производства, мы потеряем значительную часть экспорта - Китай полностью, страны ЕС частично. Возможно, рентабельным останется лишь внутренний рынок за счет более дешевой доставки, но и это маловероятно", - заявил глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький.
По оценкам консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers, в случае принятия изменений в Налоговый кодекс Украины, предусмотренных законопроектом №1210, доля рентных платежей в коммерческой прибыли металлургических предприятий Украины существенно превысит аналогичный показатель в других странах. Так, доля ренты в прибыли в Австралии, Бразилии, Канаде, Казахстане, Индии, Китае составляет 10,3%. А в России - всего 2,5%. В Украине в случае внедрения предлагаемых изменений в Налоговый кодекс она достигнет 22%. В результате добывать железную руду в Украине будет почти в десять раз дороже, чем в России.
Стоит отметить, что поступления ренты от добычи железной руды в бюджет Украины с 2012 по 2018 гг. выросли почти в пять раз. В то же время рентные платежи от полезных ископаемых государственного значения, куда входит в том числе и руда, выросли всего в 1,6 раза, а поступления от добычи нефти - в 1,1 раза.
Как говорит директор "PwC Украина" Максим Дудник, законопроект предлагает установить высокую ставку ренты, которая будет рассчитываться с широкой базы налогообложения, что является уникальной ситуацией. Более распространена практика, когда страны с развитой добывающей промышленностью устанавливают либо высокую ставку ренты на узкой базе налогообложения, либо низкую ставку на широкой базе.
"Например, в Бразилии ставка составляет 3,5%, в Китае - от одного до 6%, в провинции Хэйбэй, где больше всего добывают железную руду, - 3%, в Казахстане - 2,8%, в России - 4-8%", - отметил Дудник. По его словам, формула расчета базы налогообложения также не учитывает ценовые колебания на руду, что может привести к неконтролируемому росту рентных платежей. "Согласно нашему моделированию, когда снижается цена, мы попадаем в ситуацию, когда Украина не просто взлетает по уровню налоговой нагрузки на компании, добывающие ЖРС, она стремится вверх со скоростью ракеты в этом случае", - отметил Дудник.
Примечательно, что уже названный дискриминационным законопроект №1210, увеличивая налоговую нагрузку на крупный и малый бизнес, удивительным образом избавляет от обязанности платить повышенные налоги предприятия Коломойского по добыче марганцевой руды, в то время как налоговое бремя на добычу железной руды увеличится как минимум в четыре раза.
"Мы говорим о том, что мы платим не меньше, чем те, кто добывает марганцевую руду для производства ферросплавов. И фискальная служба подтвердила, что из года в год мы платим примерно одинаково, - сказал в комментарии "ДС" президент объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков. - Обычно все страны рассчитывают прибыль от добычи недр, исходя из пропорции 40 на 60%, где 40% получает государство, а 60% - добывающая компания. Добывающие железную руду украинские ГОКи в последние пять лет этой пропорции соответствуют. Поэтому повышение ренты в четыре-пять раз - это фактически диверсия, направленная на то, чтобы вывести горно-добывающую отрасль из зоны конкурентоспособности, то есть фактически убить ее".
Границы компромисса
Не сказать, чтобы депутаты совсем не слышали промышленников. 24 сентября комитет ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики заявил, что готов пересмотреть свой подход к расчету рентных ставок на руду, и предложил использовать формульный подход при определении ставки ренты на добычу железной руды. "Мы предлагаем опираться на определение стоимости тонны железорудного сырья как стоимости индекса Platts в Северном порту Китая, который является основным потребителем этой продукции. Это один из показателей, на которых может базироваться определение предложенной ставки. Мы будем пересматривать эту ставку до 8% и по формуле определения - это стоимость в Северном порту Китая", - пообещал замглавы комитета, нардеп от "Слуги народа" Александр Дубинский.
Формульный подход лучше учитывает специфику работы добывающих предприятий, но требует грамотного оформления. "Подход от цены без надуманной рентабельности от учетной ставки НБУ имеет право на существование, мы его уже обсуждали в 2015 г. Такой подход существует во многих странах. Главное, чтобы он был корректно прописан", - отмечает финдиректор группы "Метинвест" Юлия Данкова.
Эти изменения депутаты пообещали внести в текст альтернативного законопроекта №1210-1, которым планируется заменить предложенный ранее №1210. Но пока что законопроект №1210-1 не имеет существенных отличий от оригинала. "Напротив - это скорее ухудшенная версия законопроекта №1210 об изменениях в Налоговый кодекс", - считает председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. Он назвал альтернативный законопроект хитрым тактическим приемом, имитацией плюрализма и якобы доработки базового законопроекта. "Куда смотрели Верланов, Гетманцев и Дубинский (глава Государственной налоговой службы, глава комитета и его зам. - "ДС")? Они смотрели в честные глаза своего политического спонсора! А какова главная цель этого спонсора? Правильно - перераспределить активы в свою пользу", - уверяет политолог Владимир Цыбулько, открыто намекая на причастность Игоря Коломойского к появлению данных законопроектов.
По словам Дубинского, на голосование в первом чтении будет вынесен именно текст альтернативного законопроекта, причем без правок, а дорабатывать его будут уже между чтениями. Это сильно смущает представителей бизнеса: они опасаются, что их замечания так и не будут учтены, а также настаивают на внесении всех озвученных законотворцами правок еще до первого чтения.
Вдобавок предприятия ГМК рассчитывали, что формульный подход будет введен в 2020 г. в рамках масштабной налоговой реформы, анонсированной премьером, и только после консультаций с бизнесом. Здесь важно учитывать, что цена в порту в Китае, которая будет использована в формуле, отличается от цены продукции на складе в Украине, из которой, в свою очередь, необходимо вычитать затраты на обогащение. Транспортировка и фрахт - это как минимум $35 на каждой тонне, не считая дополнительных расходов. Фактически же ренту нужно взимать не с готовой обогащенной продукции, а с добытой из земли железной руды - это общепринятая мировая практика, согласно рекомендациям МВФ. "В результате необдуманных и скоропостижных действий новой власти может пострадать не только горно-металлургический комплекс - пострадает вся экономика Украины. Например, главный товар, который перевозит "Укрзалізниця", - это железорудная продукция.
Главный источник дохода "Укрзалізниці" - это ГМК. Вообще, если взять весь ГМК, то УЗ перевозит порядка 42% всех его грузов. Если все это потеряется, эффект для государства будет сильно негативным", - уверен Каленков.
Что примечательно, предложенное ужесточение условий работы предприятий ГМК сильно бьет в первую очередь по родному городу президента - Кривому Рогу. Там работают четыре ГОКа и ArcelorMittal, который тоже добывает руду для своего производства. Остаться без работы в итоге могут 50-60 тыс. горняков. Стоит ли все это интересов одного олигарха?
Когда портится инвестиционная погода
Украина - уникальная страна. Она крайне богата природными ресурсами, а европейское расположение сильно снижает ее логистические издержки. Потенциально это рай для инвесторов. Но, к сожалению, сегодня это очень рискованное место для инвестиций: агрессивный сосед с дурной репутацией, военный конфликт на востоке страны... "Тихая гавань" для инвестора обычно выглядит несколько иначе.
Предыдущая власть, несмотря на все сложности, даже на фоне крутого экономического спада все же смогла создать определенный имидж Украины в мире - и инвесторы начали верить, что в нашей стране можно нормально работать. Многие транснациональные компании, пришедшие в Украину в прошлые годы, продолжали успешно работать; другие - прощупывали почву, искали местных партнеров, взвешивали риски и потенциальную прибыль.
Все начало меняться весной, когда к власти пришла новая команда. Вполне понятное желание молодых политиков все поменять и "наконец-то сделать правильно" имело сильный побочный эффект: оно разом убрало один из самых значимых для инвесторов факторов - стабильность, неизменность условий работы.
Любой инвестор, особенно в крупной промышленности, просчитывает свою работу на годы вперед, исходя из вполне определенных налоговых, законодательных и прочих условий, из сложившейся модели отношений с властью. Но если все перечисленное меняется буквально каждый год - на таком рынке готовы работать только спекулянты и авантюристы.
Стремление новой властной команды "все поменять" и "избавиться от коррупционного наследия прошлой власти" уже привело к проблемам у ряда стратегических инвесторов. Несколько месяцев в Кривом Роге "кошмарят" проверками разных ведомств местное предприятие ArcelorMittal - крупнейшей металлургической компании в мире, вложившей в Украину несколько миллиардов долларов.
Началось все со взбучки, которую устроил президент Зеленский руководству комбината в Кривом Роге, а продолжилось визитами следователей СБУ, фискальной службы и прочих ведомств. Предприятие не исключает, что будет вынуждено остановить работу.
Дошло до того, что ситуацию решил прокомментировать посол ЕС в Украине Хью Мингарелли. В своем интервью в конце июля он заявил: "То, что происходит - рейды СБУ по коммерческим компаниям, - уже вредит инвестиционной привлекательности Украины. Конечно, есть потребность бороться с коррупцией. Но неужели ситуация в ArcelorMittal - худшая в Украине?".
Не помогло: в начале сентября НАБУ с обысками пришло в киевский офис крупнейшей немецкой софтверной компании SAP. В результате ее сотрудникам пришлось перейти на работу из дома.
Наконец, на днях стало известно, что еще один крупный иностранный инвестор - компания British American Tobacco - переформатирует структуру управления бизнесом в Восточной Европе. Как заявили в киевском офисе компании, решение о переносе центра принятия решений из Украины в Румынию обусловлено, помимо прочего, непрогнозируемой фискальной и регуляторной политикой правительства Украины.
Все это очень плохие примеры. Ведь тысячи инвесторов разного калибра только в третью-четвертую очередь читают местное законодательство и изучают налоговую практику. В первую же очередь они смотрят на то, как в интересующей их стране работается лидерам мирового бизнеса и крупным местным компаниям.
В Украине, как мы видим, сейчас достается и иностранным, и местным инвесторам - видимо, по принципу "бей своих, чтобы чужие боялись". И не приходили инвестировать. Печально, что все это происходит под видом заботы о рядовых гражданах. Но станет ли рядовым гражданам лучше, если иностранные инвесторы уйдут, а собственные украинские предприятия - обанкротятся?
Если бы мы работали по правилам предложенного законопроекта №1210, железорудные ГОКи получили бы 8,5 млрд грн дополнительной фискальной нагрузки. Некоторые из них уже сейчас поставляют продукцию на европейский рынок себе в убыток, а налоговые нововведения попросту вытеснят их с мирового рынка - практически все ГОКи станут убыточными.
Если законопроект будет принят в нынешнем виде, соотношение ренты и коммерческой прибыли у нас будет в десять раз больше, чем у россиян. Из-за этого будет потеряна львиная доля нашего экспорта. Если учесть, что весь экспорт руды в денежном выражении составляет примерно $3 млрд, страна потеряет два с лишним миллиарда долларов.
В ходе рабочих групп мы открыли все данные налоговой службе - показали рентабельность и прибыльность каждого из добывающих руду предприятий. Однако никаких обоснований расчетов по повышению ренты мы в ответ так и не получили. Поэтому мы озвучили свое категорическое несогласие с нынешней редакцией законопроекта №1210 и его дублера №1210-1.